Трансфер технологий
Описание: Дисциплина посвящена изучению комплекса вопросов, связанных с продвижением, передачей и коммерческим использованием информации о технологии. Предметом ее изучения являются сущность трансфера технологий, его виды и этапы осуществления, регистрация (патентное лицензирование) и правовые аспекты передачи патентов на технологические изобретения, организационные формы взаимодействия участников (агентов) рынка технологий.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Организация и планирование научных исследований
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | устный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- формирование у обучающихся знаний основ трансфера технологий и умений критически оценивать информацию, овладение навыками выполнения комплекса задач, связанных с поиском, оценкой, передачей и дальнейшим сопровождением наукоемких разработок, развитие навыков выбора методов и средств для разработки эффективных механизмов реализации трансфера результатов научного исследования.
Задача
- освоение обучающимися теоретических знаний о сущности и задачах процесса трансфера результатов научного исследования;
- овладение обучающимися методологией трансфера результатов научного исследования;
- ознакомление обучающихся с возможностями использования программных продуктов и специализированных компьютерных аналитических и имитирующих систем для выполнения анализа результативности деятельности субъектов технологического трансфера;
- формирование у обучающихся практических навыков осуществления трансфера результатов научного исследования и презентации высокотехнологичных проектов;
- развитие у обучающихся навыков моделирования трансфера результатов научного исследования.
Результат обучения: знание и понимание
- показывать особенности системы правовых отношений в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности, закономерности осуществления трансфера и коммерциализации результатов научного исследования;
- описывать основные механизмы реализации технологического трансфера, специфику сопровождения технологии на всех этапах технологического трансфера;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих состояние и перспективы развития рынка технологий;
Результат обучения: формирование суждений
- строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты на основе описания экономических процессов и явлений;
Результат обучения: коммуникативные способности
- озвучивать состояние научно-технической проблемы путем подбора, изучения и анализа литературных и патентных источников;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- применять инновационные методы управления процессом трансфера результатов научного исследования.
Методы преподавания
модульная технология обучения,
технологии учебно-исследовательской деятельности,
информационно-коммуникационные технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Практическое задание 1 | 0-100 |
Реферат "Коммерциализация интеллектуальной собственности как фактор инновационного развития экономики: современная практика и проблемы развития." | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 рейтинг | Практическое задание 2 | 0-100 |
Реферат "Судебная практика в сфере защиты имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности." | ||
Рубежный контроль 2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Практическое задание | Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи в соответствии с требованиями; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Устные (письменные) опросы по контрольным вопросам | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Теоретические и практические основы трансфера результатов научного исследования
- Сложности и противоречия в реализации трансфера результатов научного исследования
- Трансфер объектов интеллектуальной собственности
- Нормативно-правовое регулирование в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности и осуществления трансфера результатов научного исследования
- Механизмы реализации трансфера результатов научного исследования
- Оценка эффективности трансфера результатов научного исследования
Основная литература
- Трансфер технологий в инновационной экономике : учебник для вузов / А. Ю. Анисимов [и др.] ; под общей редакцией А. Ю. Анисимова, О. А. Пятаевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 228 с.
- Коммерциализация результатов НИР: Учебное пособие / Семиглазов В.А. - Томск:гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2022. - 112 с.
- Миронова Д.Ю., Инновационное предпринимательство и трансфер технологий / Д.Ю. Миронова, О.А. Евсеева, Ю.А. Алексеева – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 93 с.
Дополнительная литература
- Алонцева Д. Л. Research organization and planning. Lecture course (Организация и планирование научных исследований. Курс лекций на англ. .яз). Учебное пособие. ВКТУ им Д. Серикбаева, Усть-Каменогорск, 2022 г., 118 стр. (6,89 п.л.) ISBN 978-601-208-723-9.
- Конкурсная документация по государственным закупкам услуг способом конкурса по отбору научных проектов по предоставлению грантов для выполнения инициативных и рисковых научных исследований и разработок - http:// www.scedu.kz
- Соловьев Д.Б., Кузора С.С. Технологии нововведений: учебное пособие для вузов / Политехнический институт ДВФУ. - Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024.