Трансфер технологий

Григорьева Светлана Владимировна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина посвящена изучению комплекса вопросов, связанных с продвижением, передачей и коммерческим использованием информации о технологии. Предметом ее изучения являются сущность трансфера технологий, его виды и этапы осуществления, регистрация (патентное лицензирование) и правовые аспекты передачи патентов на технологические изобретения, организационные формы взаимодействия участников (агентов) рынка технологий.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Организация и планирование научных исследований

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • формирование у обучающихся знаний основ трансфера технологий и умений критически оценивать информацию, овладение навыками выполнения комплекса задач, связанных с поиском, оценкой, передачей и дальнейшим сопровождением наукоемких разработок, развитие навыков выбора методов и средств для разработки эффективных механизмов реализации трансфера результатов научного исследования.
Задача
  • освоение обучающимися теоретических знаний о сущности и задачах процесса трансфера результатов научного исследования;
  • овладение обучающимися методологией трансфера результатов научного исследования;
  • ознакомление обучающихся с возможностями использования программных продуктов и специализированных компьютерных аналитических и имитирующих систем для выполнения анализа результативности деятельности субъектов технологического трансфера;
  • формирование у обучающихся практических навыков осуществления трансфера результатов научного исследования и презентации высокотехнологичных проектов;
  • развитие у обучающихся навыков моделирования трансфера результатов научного исследования.
Результат обучения: знание и понимание
  • показывать особенности системы правовых отношений в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности, закономерности осуществления трансфера и коммерциализации результатов научного исследования;
  • описывать основные механизмы реализации технологического трансфера, специфику сопровождения технологии на всех этапах технологического трансфера;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих состояние и перспективы развития рынка технологий;
Результат обучения: формирование суждений
  • строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты на основе описания экономических процессов и явлений;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • озвучивать состояние научно-технической проблемы путем подбора, изучения и анализа литературных и патентных источников;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • применять инновационные методы управления процессом трансфера результатов научного исследования.
Методы преподавания

модульная технология обучения,

технологии учебно-исследовательской деятельности,

информационно-коммуникационные технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическое задание 1 0-100
Реферат "Коммерциализация интеллектуальной собственности как фактор инновационного развития экономики: современная практика и проблемы развития."
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Практическое задание 2 0-100
Реферат "Судебная практика в сфере защиты имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности."
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Практическое задание Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи в соответствии с требованиями; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Устные (письменные) опросы по контрольным вопросам Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Теоретические и практические основы трансфера результатов научного исследования
  • Сложности и противоречия в реализации трансфера результатов научного исследования
  • Трансфер объектов интеллектуальной собственности
  • Нормативно-правовое регулирование в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности и осуществления трансфера результатов научного исследования
  • Механизмы реализации трансфера результатов научного исследования
  • Оценка эффективности трансфера результатов научного исследования
Основная литература
  • Трансфер технологий в инновационной экономике : учебник для вузов / А. Ю. Анисимов [и др.] ; под общей редакцией А. Ю. Анисимова, О. А. Пятаевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 228 с.
  • Коммерциализация результатов НИР: Учебное пособие / Семиглазов В.А. - Томск:гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2022. - 112 с.
  • Миронова Д.Ю., Инновационное предпринимательство и трансфер технологий / Д.Ю. Миронова, О.А. Евсеева, Ю.А. Алексеева – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 93 с.
Дополнительная литература
  • Алонцева Д. Л. Research organization and planning. Lecture course (Организация и планирование научных исследований. Курс лекций на англ. .яз). Учебное пособие. ВКТУ им Д. Серикбаева, Усть-Каменогорск, 2022 г., 118 стр. (6,89 п.л.) ISBN 978-601-208-723-9.
  • Конкурсная документация по государственным закупкам услуг способом конкурса по отбору научных проектов по предоставлению грантов для выполнения инициативных и рисковых научных исследований и разработок - http:// www.scedu.kz
  • Соловьев Д.Б., Кузора С.С. Технологии нововведений: учебное пособие для вузов / Политехнический институт ДВФУ. - Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024.