Термодинамический анализ металлургических процессов
Описание: Термодинамический анализ как научный метод исследования в приложении к вопросам получения, разделения и рафинирования металлов с учетом требования практических задач в области металлургии Термодинамическое прогнозирование направления протекания процессов на примерах управления рабочими параметрами процесса с целью максимально возможного комплексного извлечения целевых компонентов с программированным выходом продуктов и степенью чистоты.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Современные методы анализа
- Современные методы анализа
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | экзамен устно |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Приобретение магистрантами повышенных профессиональных теоретических знаний в области физико-химии металлургии для решения научных задач при выборе, исследовании и внедрении инновационных технологий в металлургии.
Задача
- 2 Задачи изучения дисциплины Умение профессионально использовать приобретенные знания при выполнении теоретических и экспериментальных исследований в области металлургии.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание и понимание термодинамического метода анализа при исследовании металлургических систем
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Использование метода термодинамического анализа для научной оценки направленности поцессов и степени превращения компонентов металлургических систем
Результат обучения: формирование суждений
- Возможность сформулировать научное суждение по результатам исследований
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность использования знаний в смежных вопросах изучения технологических процессов
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Возможность повышения квалификации при исследовании специальных вопросов металлургии на базе ТА
Методы преподавания
Смешанное обучение как традиционное, так и по дистанционным технология м.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Задание 1 Расчет термодинамических потенциалов металлургических систем | 0-100 |
Задание 2 Расчет степени превращения и выхода продуктов металлургических реакций; | ||
Тестовый РК 1 | ||
2 рейтинг | Задание 3 Термодинамический принцип ЛеШателье при управленн рабочими параметрами металлургического процесса | 0-100 |
Задание 4 Термодинамический анализ пирометаллургической системы с протеканием химических реакций | ||
Тестовый РК 2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Оценка знания, применения термодинамического анализа прогнозирования металлургических процессов | Теоретическое содержание курса освоено полностью без ошибок с максимальным числом баллов | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибкам | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки | Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- 1 Термодинамические потенциалы металлургических систем как критерий их термодинамической возможности;
- 2 Физико-химический смысл термодинамических характеристик при термодинамическом анализе металлургических процессов
- 3 Температурная зависимость энергии Гиббса металлургических реакций с приложением к практике их осуществления
- 4 Роль энтальпийного и энтропийного факторов при оценке направленности процессов;
- 5 Термодинамические параметры при оптимизации металлургических процессов
- 6 Расчет термодинамических характеристик к задачам термодинамического анализа
- 7 Энергия Гиббса металлургических реакций на примерах практики оценки термодинамической возможности их протекания
- 8 Химическое равновесие при оценке предела протекания металлургических процессов с протеканием химических реакций
- 9 Термодинамическая связь константы химического равновесия с термодинамическими потенциалами
- 10 Принцип расчета химических равновесий в гомогенных и гетерогенных металлургических процессах
- 11 Термодинамическая оценка направленности металлургического процесса по константе равновесия
- 12 Принцип Ле Шателье на примерах химического равновесия металлургических систем
- 13 Влияние параметров рабочего регламента металлургического процесса на выход продуктов
- 14 Принцип Ле Шателье при управлении металлургическими процессами
- 15 Термодинамический анализ на примере металлургической системы
Основная литература
- 1 Минаев Ю.А., Яковлев В.В. Физико-химия в металлургии. – М.: МИСиС, 2001. - 320 с. 2 Владимиров Л.П. Термодинамические расчеты равновесия металлургических реакций. – М.: Металлургия, 1973. - 225 с. 3 Захаров А.М. Диаграммы состояния двойных и тройных систем: Уч. пособие для вузов. – М.: Металлургия, 1990. - 240с. 4 Термодинамические свойства неорганических веществ. Справочник. /Под редакцией А. П. Зефирова. – М.: Атомиздат, 1986. – 350 с. Alemu A, Lemma B, Gabbiye N, Alula MT, Desta MT (2018) Removal of chromium (VI) from aqueous solution using vesicular basalt: A potential low cost wastewater treatment system. Heliyon 4: e00682. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2018.e00682 Benlalla A., Elmoussaouiti M., Dahhou M., Assafi M. (2015) Utilization of water treatment plant sludge in structural ceramics bricks. Applied Clay Science. 118: 171–177
Дополнительная литература
- 1 Крестовников А. Н. и др. Справочник по расчетам равновесий металлургических реакций. - М.: Металлургия, 1983, 560 с.