Современные и перспективные технологии переработки сырьевых ресурсов черной и цветной металлургии

Оналбаева Жанар Сагидолдиновна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина направлена на изучение современных и инновационных методов переработки сырьевых ресурсов, используемых в чёрной и цветной металлургии. В рамках курса рассматриваются технологические процессы получения металлов из рудного и техногенного сырья, вопросы повышения эффективности, ресурсосбережения, экологической безопасности и устойчивого развития металлургической отрасли. Особое внимание уделяется новым технологиям обогащения, гидрометаллургии, плавки, рафинирования, вторичной переработки. Изучаются перспективные направления, включая технологии низкоуглеродной металлургии, использование альтернативных восстановителей, электрометаллургию и переработку отходов.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Технология металлургических процессов

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Сформировать у магистрантов комплексные знания о современных и перспективных технологиях переработки сырьевых ресурсов в чёрной и цветной металлургии, развить навыки критического анализа технологических процессов и оценки их эффективности.
  • Подготовка магистрантов к научно-исследовательской и проектной деятельности в области разработки и совершенствования технологических процессов переработки рудного и техногенного сырья, а также внедрения инновационных, энергоэффективных и экологически безопасных решений в металлургии.
Задача
  • Изучение современных технологий переработки рудного и техногенного сырья, применяемых в чёрной и цветной металлургии;
  • Анализ процессов обогащения, гидрометаллургии, пирометаллургии, рафинирования и вторичной переработки с точки зрения энергоэффективности, экологичности и экономической целесообразности;
  • Ознакомление с инновационными и перспективными технологиями, включая низкоуглеродные, безотходные и цифровые решения в металлургии;
  • Формирование навыков сравнительного анализа и выбора оптимальных технологических схем переработки минерального и техногенного сырья.
Результат обучения: знание и понимание
  • Формирование устойчивых знаний и глубокого понимания теоретических основ и практических аспектов современных и перспективных технологий переработки сырьевых ресурсов чёрной и цветной металлургии.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение применять полученные знания и глубокое понимание современных и перспективных технологий переработки сырьевых ресурсов чёрной и цветной металлургии для анализа, оценки и оптимизации технологических процессов, а также разработки инновационных и эффективных решений в профессиональной деятельности.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирование обоснованных суждений и критического мышления на основе знаний и понимания современных и перспективных технологий переработки сырьевых ресурсов чёрной и цветной металлургии, что позволяет принимать эффективные решения в профессиональной деятельности и научно-исследовательской работе.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Развитие коммуникативных способностей, необходимых для эффективного взаимодействия и профессионального обмена знаниями и идеями в области современных и перспективных технологий переработки сырьевых ресурсов чёрной и цветной металлургии, включая подготовку отчетов, презентаций и участие в дискуссиях.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Формирование у обучающихся устойчивых навыков самостоятельного и эффективного обучения, включая умение самостоятельно ставить учебные цели, планировать и организовывать учебный процесс, критически анализировать и применять полученную информацию. Способность к постоянному обновлению и расширению знаний в области современных и перспективных технологий переработки сырьевых ресурсов чёрной и цветной металлургии, что способствует профессиональному росту и адаптации к быстро меняющимся условиям отрасли.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Интерактивные средства обучения;

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

Проектные и исследовательские методы.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Аналитический обзор 0-100
Реферат
Презентация
2  *Rating(zh-CN)* Дискуссия 0-100
Реферат
Презентация
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Собеседование по контрольным вопросам Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
Работа на практических (семинарских) занятиях Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Роль металлургического комплекса в экономике стран. Развитие черной металлургии и рынка черных металлов
  • Развитие цветной металлургии и рынка цветных металлов.
  • Современные технологии переработки рудного сырья. Особенности переработки техногенных отходов
  • Технологические схемы и режимы обогащения руд и россыпей редких, редкоземельных и радиоактивных металлов
  • Технологические схемы и режимы обогащения золотосодержащих руд и россыпей
  • Технологические схемы и режимы обогащения руд черных металлов
  • Современные способы анализа качества металлургического сырья
  • Перспективность применения современных гидрометаллургических и комбинированных технологий переработки сложного некондиционного сырья
  • Энергетическая эффективность и выбросы парниковых газов на предприятиях черной металлургии
  • Разработка новых материалов на основе чёрных и цветных металлов
  • Инновационные решения и тенденции развития в развитии черной и цветной металлургии
  • Экологический мониторинг и контроль в металлургии
  • Методы моделирования технологических процессов
Основная литература
  • Саркенов, Б. Б. Современные и перспективные технологии переработки сырьевых ресурсов черной и цветной металлургии : учебник / Б. Б. Саркенов, Ж. Б. Смагулова ; Кафедра НТМ. - Караганда : КарГТУ, 2014. - Б. ц. : http://elib.kstu.kz/fulltext/!Elektronnie books/2014/MMiN/Chernaya i tsvetnaya metallurgiya/INDEX.HTM. - [Б. м. : б. и.]
  • Кожахметов С.М. Новые эффективные процессы в пирометаллургии меди, никеля и золота: Избранные труды. – Алматы, 2015. – 406 с.
  • Минерально-сырьевая база цветной металлургии : учебное пособие / О. Б. Колмачихина, С. Э. Полыгалов, В. Г. Лобанов, О. Ю. Маковская ; под общ. ред. канд. техн. наук, доц. О. Б. Колмачихиной ; М‑во нау ки и высшего образования РФ. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун‑та, 2022. — 90 с.
  • Металлургия цветных металлов: / Колобов Г.А., Бредихин В.Н., Маняк Н.А., Шевелев А.И. ДонНТУ – Д.: Издательский дом«Кальмиус», 2007. – 448 с.
  • Скляр В. О. Инновационные и ресурсосберегающие техноло-гии в металлургии. Учебное пособие. – Донецк.: ДонНТУ, 2014. – 224 с.
  • Мартынов Н.Н., Мартынова Н.А., Черноусов П.И., Пыриков А.Н. Актуальные аспекты экологически чистого производства и рециклинга металлов – М.: «Роликс», 2014. – 256 с.
  • Абрамов А.А. Переработка, обогащение и комплексное использование твердых полезных нскопаемых: Учебник для вузов. В 3 т.-М.: Издатель­ство Московского государственного горного университета, 2004. -Т. II. Технология обогащения полезных ископаемых. -510 с.
  • Vignes A. Extractive Metallurgy 3: Processing Operations and Routes: ISTE Ltd, John Wiley & Sons, Inc., 2011. 352 p.
Дополнительная литература
  • Рогожников Д.А., Каримов К.А., Дизер О.А. и др. Комплексная переработка полиметаллических сульфидных промпродуктов предприятий цветной металлургии - Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), 2022. - 142 с.
  • Lakshmanan V.I., Roy R., Ramachandran V. Innovative Process Development in Metallurgical Industry. Concept to commission: Handbook. Springer International Publishing Switzerland, 2016. 440 pp.
  • Носова Е.А. Современные проблемы металлургии и материаловедения: Учебное пособие. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2012. - 48 с.