Современные и перспективные технологии переработки сырьевых ресурсов черной и цветной металлургии
Beschreibung: Дисциплина направлена на изучение современных и инновационных методов переработки сырьевых ресурсов, используемых в чёрной и цветной металлургии. В рамках курса рассматриваются технологические процессы получения металлов из рудного и техногенного сырья, вопросы повышения эффективности, ресурсосбережения, экологической безопасности и устойчивого развития металлургической отрасли. Особое внимание уделяется новым технологиям обогащения, гидрометаллургии, плавки, рафинирования, вторичной переработки. Изучаются перспективные направления, включая технологии низкоуглеродной металлургии, использование альтернативных восстановителей, электрометаллургию и переработку отходов.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Технология металлургических процессов
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 15 |
| Praktische Arbeiten | 30 |
| Laborarbeiten | |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle | Экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Сформировать у магистрантов комплексные знания о современных и перспективных технологиях переработки сырьевых ресурсов в чёрной и цветной металлургии, развить навыки критического анализа технологических процессов и оценки их эффективности.
- Подготовка магистрантов к научно-исследовательской и проектной деятельности в области разработки и совершенствования технологических процессов переработки рудного и техногенного сырья, а также внедрения инновационных, энергоэффективных и экологически безопасных решений в металлургии.
Задача
- Изучение современных технологий переработки рудного и техногенного сырья, применяемых в чёрной и цветной металлургии;
- Анализ процессов обогащения, гидрометаллургии, пирометаллургии, рафинирования и вторичной переработки с точки зрения энергоэффективности, экологичности и экономической целесообразности;
- Ознакомление с инновационными и перспективными технологиями, включая низкоуглеродные, безотходные и цифровые решения в металлургии;
- Формирование навыков сравнительного анализа и выбора оптимальных технологических схем переработки минерального и техногенного сырья.
Результат обучения: знание и понимание
- Формирование устойчивых знаний и глубокого понимания теоретических основ и практических аспектов современных и перспективных технологий переработки сырьевых ресурсов чёрной и цветной металлургии.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение применять полученные знания и глубокое понимание современных и перспективных технологий переработки сырьевых ресурсов чёрной и цветной металлургии для анализа, оценки и оптимизации технологических процессов, а также разработки инновационных и эффективных решений в профессиональной деятельности.
Результат обучения: формирование суждений
- Формирование обоснованных суждений и критического мышления на основе знаний и понимания современных и перспективных технологий переработки сырьевых ресурсов чёрной и цветной металлургии, что позволяет принимать эффективные решения в профессиональной деятельности и научно-исследовательской работе.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Развитие коммуникативных способностей, необходимых для эффективного взаимодействия и профессионального обмена знаниями и идеями в области современных и перспективных технологий переработки сырьевых ресурсов чёрной и цветной металлургии, включая подготовку отчетов, презентаций и участие в дискуссиях.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Формирование у обучающихся устойчивых навыков самостоятельного и эффективного обучения, включая умение самостоятельно ставить учебные цели, планировать и организовывать учебный процесс, критически анализировать и применять полученную информацию. Способность к постоянному обновлению и расширению знаний в области современных и перспективных технологий переработки сырьевых ресурсов чёрной и цветной металлургии, что способствует профессиональному росту и адаптации к быстро меняющимся условиям отрасли.
Lehrmethoden
Интерактивные средства обучения;
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
Проектные и исследовательские методы.
Bewertung des Wissens der Studierenden
| Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
|---|---|---|
| 1 Bewertung | Аналитический обзор | 0-100 |
| Реферат | ||
| Презентация | ||
| 2 Bewertung | Дискуссия | 0-100 |
| Реферат | ||
| Презентация | ||
| Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
| Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
| Собеседование по контрольным вопросам | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
| Работа на практических (семинарских) занятиях | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Роль металлургического комплекса в экономике стран. Развитие черной металлургии и рынка черных металлов
- Развитие цветной металлургии и рынка цветных металлов.
- Современные технологии переработки рудного сырья. Особенности переработки техногенных отходов
- Технологические схемы и режимы обогащения руд и россыпей редких, редкоземельных и радиоактивных металлов
- Технологические схемы и режимы обогащения золотосодержащих руд и россыпей
- Технологические схемы и режимы обогащения руд черных металлов
- Современные способы анализа качества металлургического сырья
- Перспективность применения современных гидрометаллургических и комбинированных технологий переработки сложного некондиционного сырья
- Энергетическая эффективность и выбросы парниковых газов на предприятиях черной металлургии
- Разработка новых материалов на основе чёрных и цветных металлов
- Инновационные решения и тенденции развития в развитии черной и цветной металлургии
- Экологический мониторинг и контроль в металлургии
- Методы моделирования технологических процессов
Основная литература
- Саркенов, Б. Б. Современные и перспективные технологии переработки сырьевых ресурсов черной и цветной металлургии : учебник / Б. Б. Саркенов, Ж. Б. Смагулова ; Кафедра НТМ. - Караганда : КарГТУ, 2014. - Б. ц. : http://elib.kstu.kz/fulltext/!Elektronnie books/2014/MMiN/Chernaya i tsvetnaya metallurgiya/INDEX.HTM. - [Б. м. : б. и.]
- Кожахметов С.М. Новые эффективные процессы в пирометаллургии меди, никеля и золота: Избранные труды. – Алматы, 2015. – 406 с.
- Минерально-сырьевая база цветной металлургии : учебное пособие / О. Б. Колмачихина, С. Э. Полыгалов, В. Г. Лобанов, О. Ю. Маковская ; под общ. ред. канд. техн. наук, доц. О. Б. Колмачихиной ; М‑во нау ки и высшего образования РФ. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун‑та, 2022. — 90 с.
- Металлургия цветных металлов: / Колобов Г.А., Бредихин В.Н., Маняк Н.А., Шевелев А.И. ДонНТУ – Д.: Издательский дом«Кальмиус», 2007. – 448 с.
- Скляр В. О. Инновационные и ресурсосберегающие техноло-гии в металлургии. Учебное пособие. – Донецк.: ДонНТУ, 2014. – 224 с.
- Мартынов Н.Н., Мартынова Н.А., Черноусов П.И., Пыриков А.Н. Актуальные аспекты экологически чистого производства и рециклинга металлов – М.: «Роликс», 2014. – 256 с.
- Абрамов А.А. Переработка, обогащение и комплексное использование твердых полезных нскопаемых: Учебник для вузов. В 3 т.-М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2004. -Т. II. Технология обогащения полезных ископаемых. -510 с.
- Vignes A. Extractive Metallurgy 3: Processing Operations and Routes: ISTE Ltd, John Wiley & Sons, Inc., 2011. 352 p.
Дополнительная литература
- Рогожников Д.А., Каримов К.А., Дизер О.А. и др. Комплексная переработка полиметаллических сульфидных промпродуктов предприятий цветной металлургии - Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), 2022. - 142 с.
- Lakshmanan V.I., Roy R., Ramachandran V. Innovative Process Development in Metallurgical Industry. Concept to commission: Handbook. Springer International Publishing Switzerland, 2016. 440 pp.
- Носова Е.А. Современные проблемы металлургии и материаловедения: Учебное пособие. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2012. - 48 с.