Методы лабораторных исследований
内容描述: В рамках дисциплины рассматриваются современные методы лабораторных исследований руд и горных пород, диагностика минералов и их срастаний по оптическим и физическим свойствам. Приводится методика изучения свойств основных рудных минералов в отраженном свете.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Рудничная геология
- Рудничная геология
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель изучения дисциплины: Целью дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих (помимо прочего) теоретическими и практическими знаниями в области лабораторных методов исследования руд, диагностики минерального вещества, исследовании его физических свойств и химического состава, особенностей строения, структуры, текстуры и пр. Эти методы широко осуществляются на всех стадиях геологоразведочного процесса от поисков, прогнозной оценки до предварительной и детальной разведки. Они также проводятся при эксплуатации месторождений полезных ископаемых с целью совершенствования основ поисков рудных, нерудных объектов, характеристики качества их минерального сырья, его максимально полного промышленного извлечения, усовершенствования схем технологического предела руд и соблюдения природоохранных мероприятий.
Задача
- Задачи изучения дисциплины: - применение этих и других методов исследования рудоносных пород, руд, минералов и процессов исследований, обусловливающих их возникновение, совершенствуют знания магистрантов в сложной и ответственной для ее оценки области рудообразования. Современный анализ генезиса руд уже немыслим без подобного рода лабораторных исследований. Курс лекций может оказаться полезным не только начинающим геологам, но и всем тем лицам, которые стремятся быть в курсе современных приемов лабораторного анализа руд и слагающих их минералов.
Результат обучения: знание и понимание
- - Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов соответствующего уровня образования и выражаются через компетенции. Знание и понимание: знания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить умение магистранта выявить вещественные характеристики, химический состав рудных минералов и вмещающих пород, а также формы нахождения элементов в минералах, технологические свойства рудных минералов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - Применение знаний и пониманий: Применять знания, понимания и способность решать производственные проблемы; оценка инновационного потенциала проекта, инновационных рисков; разработка методических и нормативных документов, технической документации.
Результат обучения: формирование суждений
- Компетенция изучения дисциплины позволяет приобрести навыки проектирования, организации и ведения геологоразведочных работ на месторождения полезных ископаемых, проведения геологической документации, прослеживания и оконтуривания тел полезных ископаемых современными техническими средствами, опробования полезных ископаемых в недрах и в добытой горной массе, оценки запасов полезных ископаемых в недрах
Результат обучения: коммуникативные способности
- Коммуникативные способности: сформировать способности коллективного сотрудничества для реализации конкурентоспособных идей и инновационных задач прикладного и научного содержания, необходимые для работы в команде.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - Навыки, полученные при изучении дисциплины, помогут молодым специалистам при защите магистерских диссертаций, поисково-оценочных и разведочных работах месторождений полезных ископаемых на практике и в будущем работая на производстве.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - Основные образовательные технологии — это теоретические основы и методы подсчета запасов месторождений полезных ископаемых. связанные с компьютерными методами оценки месторождений, термины и определения в области классификации; правила и порядок проведения классификации запасов. Необходимо грамотно подготовить базу геологоразведочных данных и исходные данные для подсчета запасов; работать в пакете MICROMINE: импортировать исходные данные, проводить проверку данных, загружать данные в трехмерную среду VizEx, оконтуривать геологические объекты, строить каркасную модель, создавать блочную модель, подсчитывать запасы разными методами.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Защита практических работ | 0-100 |
Промежуточный контроль | ||
Самостоятельная работа | ||
Рубежное тестирование | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Защита практических работ | 0-100 |
Промежуточный контроль | ||
Самостоятельная работа | ||
Рубежное тестирование | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1.История становления науки. Задачи и методы. Роль при подготовке разведанных руд к освоению.
- Тема 2 Аппаратура (микроскопы и др. приборы и оборудование) и объекты исследования. Опробование руд, фракционирование, сепарация и обогащение руд. Изготовление препаратов для исследования руд
- Тема 3. Физические свойства минералов и методы их исследования: кристалломорфология, цвет минерала и его черты, плотность (удельный вес) минеральных зерен, твердость минералов и методы ее определения, спайность, отдельность и трещиноватость, оценка качества спайности; магнитные и электрические свойства минералов.
- Тема 4. Кристаллооптические свойства минералов: понятие о белом, поляризованном и монохроматическом свете, изотропные и анизотропные минералы, оптическая анизотропия, показатель преломления и методы его определения, отражение, показатель отражения, абсорбция, дисперсия отражения и цвет минерала в отраженном свете, отражение от поверхности изотропных и анизотропных веществ, отражение в скрещенных николях
- Тема 5. Учение академика В.И.Вернадского «О сути природных тел». Роль энергетической и вещественной составляющих в процессах переработки руд.
- Тема 6. Основы учения о процессах самоорганизации (синергетических процессах) и их влияние на технологические свойства руд.
- Тема 7. Основные параметры вещественной составляющей и их влияние на протекание процессов обогащения.
- Тема 8. Основные параметры энергетической составляющей и их влияние на протекание процессов обогащения.
- Тема 9. Методика изучения вещественных параметров (минералогические, оптические, рентгеноструктурные, рентгенорадиометрические, химические и др. методы, электронная микроскопия).
- Тема 10. Методика изучения энергетических параметров (магнитные, электрофизические, гравитационные и др. методы)
- Тема 11. Принципы разработки технологических схем переработки руд на основе комплексного анализа их вещественных и энергетических параметров.
- Тема 12. Методы исследования физико-химических особенностей минералов: растворимость минералов и диагностическое травление, электродиализ, химический состав рудных минералов и методы его определения, включения минералообразующих сред, термический анализ минерального сырья
- Тема 13. Понятие о минеральном индивиде, виде и локатипе. Понятие о типоморфизме и гомоморфизме минералов. Генетико-информационные принципы типоморфизма. Минералогическое картирование типоморфных свойств минералов, как основной метод отражения данных лабораторных исследований руд
- Тема 14. Онтогенические методы исследования руд: выявление пространственно-временных взаимоотношений между минералами, понятие о парагенезисе минералов; восстановление кристаллизационной истории рудных объектов
- Тема 15. Использование данных лабораторного исследования руд в практике геологоразведочных и технологических работ
Основная литература
- 1. Черненко З.И. Учебное пособие (курс лекций). Методы лабораторных исследований. ВКГТУ им. Д. Серикбаева. Усть-Каменогорск. 2016, 83с. 2. Электронное учебное издание УМКД по дисциплине «Рудничная геология» (программа для ЭВМ, задачник по лабораторным работам. (ИС 010003). Авторское свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права. № 2300 от 10 октября 2017г. 3. Электронное учебное издание УМКД по дисциплине «Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» (программа для ЭВМ, задачник по лабораторным работам. ИС 009029). Авторское свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права. № 1491 от 21 июня 2017г. 4. Modern technology of non-ferrous metals and metal extraction: учебник / Engineers India research institute. - New Delhi : Eiri, [s. a.]. - 342 p.
Дополнительная литература
- 5. Черненко З.И. Рудничная геология. ВКГТУ, 2015.-125с. 6. Черненко З.И. Рудничная геология и современные методы подсчета запасов месторождений полезных ископаемых. ВКГТУ, 2013.-135с. 7.Черненко З.И., Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Учебное пособие, ВКГТУ, 2012.-167с. 9. Черненко З.И., Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Курс лекций, часть I, ВКГТУ, 2006.-65с. 9. Черненко З.И., Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Курс лекций, часть II, ВКГТУ, 2006.-95с.