Архитектурная комбинаторика и эргономика

Иноземцева Татьяна Александровна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина направлена на изучение концептуальных и формальных принципов формообразования архитектурных объектов на основе комбинаторики (модульность, трансформация, ассоциативный образ, сочетания и т.п.) во взаимосвязи с эргономическими аспектами и их практическое применение в современной архитектурно-градостроительной практике проектирования.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Архитектурная композиция

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Творческий экзамен/ Теоретический тест и Графический эскиз по заданным критериям.

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование общекультурных и профессиональных компетенций, основанных на исследованиях методов и приемов архитектурной комбинаторики и эргономики.
Задача
  • основные знания принципов, приемов архитектурной комбинаторики, а также эргономичного формирования элементов и комплексов предметного наполнения среды;
  • освоить методы проектного мышления, направленного на создание гуманной среды обитания;
  • изучение концептуальных и формальных принципов формообразования архитектурных объектов на основе комбинаторики (модульность, трансформация, ассоциативный образ, сочетания .
  • овладеть исследованиями эргономического ощущения в системе "человек-среда", "человек-оборудование-среда".
Результат обучения: знание и понимание
  • Решение вопросов внедрения психологических знаний в практику проектирования трудовой деятельности человека;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • в практике проектирования - учёт особенностей информационных процессов при включении человека в технические системы.
Результат обучения: формирование суждений
  • изучение гуманистических основ архитектурного формообразования, комбинаторики и эргономической науки;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • уметь интегрировать современные научные знания при разработке проектных решений;
  • изучение информации,на основе инженерной психологии;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • непрерывный процесс развития личности в процессе профессионального труда.
Методы преподавания

лекции, просмотр видеофильмов, работа в сети Интернет по предлагаемым ссылкам; лабораторные работы по учебной тематике; самостоятельная работа студентов в процессе обучения.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Поиск специальных литературных источников по теме исследования, фото фиксация, систематизация и анализ исследования; Эскизирование 0-100
Определение понятия архитектурная комбинаторика и эргономика
2  рейтинг Концептуальная и формальная комбинаторика, корректирование, трансформация проектных идей 0-100
Приемы трансформации и стилизации. Теория поля" - как свойство решеток в комбинаторном проектировании.
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Архитектурная комбинаторика и эргономика в теории и в практике; Вопросы формообразования на основе различных комбинаций;
  • Архитектурная комбинаторика в архитектуре;
  • Архитектурная комбинаторика в дизайне интерьеров;
  • Концептуальная и формальная комбинаторика
  • Трансформация проектных идей
  • Комбинаторика беспредметных элементов в проектировании архитектурных объектов; Творчество архитектора Я: Чернихова
  • Исследование рабочих объектов
  • Определение эргономических параметров интерьеров и оборудования
  • Определение взаимосвязи формообразования и эргономических исследований "безопасности объектов"
  • Эргономические характеристики системы, отражение понятий «удобство» и «безопасность»
Основная литература
  • Рунге Вл. Эргономика и оборудование интерьера [Текст] : учеб. пособие В.Ф.Рунге. - М. : Архитектура-С, 2004. - 157 с.;
  • Курс лекций . https://research-journal.org/pedagogy/transformaciya-i-stilizaciya-v-xudozhestvennokompozicionnom-formoobrazovanii/ 0бращение 20. 03. 2022.
  • Мунипов, В. М., Эргономика : Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и сред / В.М., Мунипов, В.П., Зинченко. - М. : Логос, 2017. - 356 с.
  • Инженерная психология и эргономика : учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.] ; подакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 178 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/inzhenernaya-psihologiya-i-ergonomika-492051#page/1 (дата обращения: 29.09.2022).
Дополнительная литература
  • Эргономика : Учеб. пособие В.В.Адамчук, Т.П.Варна, В.В.Воротникова и др; Ред. В.В.Адамчук. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 254 с.
  • Комлев Сергей Валентинович. Эргономика и инженерная психология : учеб. пособие для студ. спец. 050421 "Дизайн" / С. В. Комлев ; Мин-во образования и науки РК. - Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2018. - 103 с. : ил. - Библиогр.: с. 103.
  • Мунипова, В. М. Эргономика и художественное конструирование : Техническая эстетика / В.М. Мунипова. - М. : Знание, 2016. - 31 с.
  • Организация рабочего места школьника: [электронный ресурс]/ – Режим доступа: http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/san-nadzor/2015-10-01-05-48-10/6435-24082016. html (дата обращения: 27.09.2022).
  • Одегов, Ю. Г. Эргономика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ю. Г. Одегов, В. Н. Сидорова, М. Н. Кулапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 157 с. — (Профессиональное образование). Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/ergonomika-452249#page/1 (дата обращения: 29.09.2022).