Проектирование городской среды

Иноземцева Татьяна Александровна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина направлена на формирование у магистрантов теоретических знаний и профессиональных навыков в области проектирования городских пространств разного типа и их отдельных элементов. Лекции и практические работы по систематизации взаимосвязанных открытых пространств, их видов и геометрических разновидностей, приемов и средств архитектурно-пространственного формирования городской среды; включают также способы композиции городских пространств, определение закономерностей пространственного восприятия.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Всемирная история архитектуры
  • Архитектурная композиция

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Творческий экзамен - клаузура.

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Сформировать у студента целостное представление об открытых городских пространствах, познакомить с подходами, приемами и средствами решения задач в организации материально-пространственной среды жизнедеятельности человека.
Задача
  • освоить практические навыки методов анализа архитектурной среды, сложившихся предметно-пространственных моделей;
  • изучить приемы проектирования и синтеза элементов в архитектурной среде;
  • уметь моделировать архитектурную среду с учетом взаимодействия человека, архитектуры и пространства.
Результат обучения: знание и понимание
  • понимать типологические и композиционные основы формирования городской среды, типы и границы средового поведения, структурно-масштабные элементы внешней среды обитания;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • проектировать предметно-пространственную среду с учетом средового поведения и типологического разнообразия объектов, проводить комплексную оценку архитектурной среды;
Результат обучения: формирование суждений
  • определять грамотность решения по комплексной организации городской среды, дать критическую оценку художественным решениям архитектурных объектов в практике проектирования;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • представлять информацию, идеи, проблемы и решения аудитории и экспертам в предметной области; аргументированно и убедительно представлять проектные предложения;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • получать знания по архитектурно-планировочным решениям объектов проектирования на основе типологического подхода.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Лекции, практические занятия, сценарное моделирование, просмотр материалов Интернет, самостоятельное исследование студентов в процессе обучения, решение учебных задач. Натурное обследование.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Подготовка глоссария. 0-100
Закономерности пространственного восприятия.
Выделение ведущих архитектурно-планировочных средств.
Определение границ средового поведения. Анализ поведения.
2  *Rating(zh-CN)* Выделение социально-пространственных комплексов. 0-100
Оценка качества среды.
Функциональные особенности городского пространства.
Содержание городского образа жизни.
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Практические работы. - выполнение работы в срок и в объеме от 90 до 100% в соответствии с заданием; - все задания выполнены грамотно; - эстетика оформления работы на высоком или хорошем уровне; - творчески используются ранее полученные навыки и знания. - выполнение работы в срок и в объеме от 70 до 89% в соответствии с заданием; - все задания выполнены грамотно, но могут содержать незначительные ошибки, легко устранимые при корректировке; - эстетика оформления работы на хорошем уровне; - ранее полученные навыки и знания используются без творческой интерпретации, применены стандартные решения. - выполнение работы не в срок и в объеме от 50 до 69% в соответствии с заданием; - некоторые задания выполнены не верно (но не более 50%), могут содержать ошибки, устранимые при корректировке; - эстетика оформления работы на удовлетворительном уровне; - ранее полученные навыки и знания используются без творческой интерпретации, применены стандартные и типовые решения. - выполнение работы в не срок и в объеме менее 50%; - работа не соответствует заданию; - более 50% задания выполнено неверно; - эстетика оформления работы на неудовлетворительном уровне; - работа содержит элементы плагиата; - полученные ранее навыки и знания не используются.
Творческий экзамен - клаузура. Работа выполнена в соответствии с заданием. Тема задания раскрыта глубоко и в полном объеме. Элементы клаузуры расположены композиционно грамотно, логично и последовательно. Полностью выдержано стилистическое единство графических приемов, изображения и поясняющего текста. Эстетика оформления работы на высоком уровне. Степень проработки заданий от 90 до 100%. Работа выполнена в соответствии с заданием. Тема задания раскрыта в полном объеме. Расположение элементов клаузуры с небольшим нарушением масштабности и композиционной целостности. Незначительно нарушено единство графических приемов, изображения и поясняющего текста. Эстетика оформления работы на хорошем уровне. Степень проработки заданий от 70 до 89%. Работа выполнена в соответствии с заданием. Тема задания в большей степени раскрыта. Расположение элементов клаузуры с нарушениями масштаба и композиционной целостности, недостаточна глубина проработки. Значительно нарушено единство графических приемов, изображения и поясняющего текста. Эстетика оформления работы на удовлетворительном уровне. Степень проработки заданий от 50 до 69%. Работа не соответствует заданию. Расположение элементов выполнено композиционно не верно, с отсутствием масштабности элементов, отсутствует понимание цели и задач клаузуры. Эстетика оформления работы на неудовлетворительном уровне. Степень проработки заданий менее 50%, либо работа является плагиатом.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Городская среда как особый объект архитектурного творчества. Термины и определения, составление глоссария. Терминология и основные понятия. Функционально-пространственные разновидности городской среды. Открытые пространства города.
  • Городская среда как система взаимосвязанных открытых пространств. Принципиальные основы систематизации городских площадей.
  • Геометрические разновидности открытых пространств. Этапы архитектурного развития среды города. Средства формирования облика городской среды. Объекты и элементы, образующие открытые пространства города. Систематизация архитектурно-планировочных средств. Закономерности пространственного восприятия.
  • Композиционные начала архитектурного формирования городской среды. Соподчинение художественных компонентов.
  • Признаки внешней жилой среды. Улица и двор - устойчивые элементы городской среды.
  • Средовое поведение. Типы средового поведения. Определение границ средового поведения. Анализ поведения.
  • Структурные элементы внешней жилой среды. Типы социально-пространственных комплексов, их назначение, строение и процессы жизнедеятельности людей.
  • Социально-пространственный анализ жилой застройки. Дифференциация территории. Оценка качества среды. Реконструкция массовой жилой застройки.
  • Разработка проектного решения среды. Многоступенчатость восприятия. Приемы детализации. Способы расчленения форм городского интерьера.
  • Согласованность архитектурно-художественных решений в пространстве города. Художественное решение "пространственных" и "объемных" объектов. Учет функциональных особенностей в объемно-планировочном решении.
  • Театрализация форм городской среды. Взаимодействие архитектурно-художественных форм в пространстве массовых народных акций.
  • Масштаб и целостность городского интерьера. Существование и развитие форм городского интерьера.
  • Визуализация тенденций развития городского интерьера. Перестройка содержания городского образа жизни.
  • Самодеятельное творчество горожан в городской среде. Социокультурная деятельность и разнообразие видов культурно-досуговых программ в городской среде.
  • Современная городская среда и архитектурное наследие. Интеграция современной архитектуры в контексте исторической среды.
Основная литература
  • Козлов М.В. Теория градостроительства: Учебное пособие. - 2-е изд., дополненное. Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2021. - 181 с.
  • Крашенинников А.В. Сценарное проектирование городской среды // Architecture and Modern Information Technologies. – 2017. – №4(41). – С. 242-256 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/18_krasheninnikov/index.php (дата обращения: 27.09.2022).
  • СП РК 3.01-105-2013 Благоустройство территорий населенных пунктов
Дополнительная литература
  • Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Дизайн архитектур. среды" направления подгот. "Архитектура" / В. Т. Шимко. - Москва : Архитектура-С, 2006 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати). - 382, [3] с.
  • Крашенинников А. В. Жилые кварталы: Учеб. пособие для архитектурно-строит, спец. вузов/Под общ. ред. Н. Н. Миловидова, Б. Я. Орловского, А. Н. Белкина. — М.: Высш. шк., 1988.-87 с
  • Шимко В.Т., Гаврилина А.А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. - М: Архитектура-С, 2004 – 365 с.
  • Урбах А.И., Лин М.Т. Архитектура городских пешеходных пространств. – М.: Стройиздат, 1990. – 200 с.