Архитектурная критика

Иноземцева Татьяна Александровна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Изучение и освоение теоретических, методологических и практических аспектов архитектурной критики как важной и неотъемлемой части творческого процесса архитектурного проектирования, а также в контексте развития архитектуроведения в условиях современного развития архитектуры.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Предпроектный анализ

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 45
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Творческий экзамен в форме критического эссе.

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • ознакомление магистрантов с основами понятиями «архитектурной критики» с точки зрения профессиональной научной теории критики, освещение вопросов взаимодействия критики с другими дисциплинами архитектуроведения и роли современной критики в профессиональном сообществе.
Задача
  • изучение теоретической базы становления и развития профессиональной архитектурной критики;
  • ознакомление со спецификой архитектурной критики и тенденциями ее развития на современной этапе развития общества и профессии;
  • освоение основ профессионального критического анализа материальных объектов и различных сфер архитектурной деятельности (научной, проектной, публицистической, образовательной).
Результат обучения: знание и понимание
  • знать основные понятия, теоретические и методологические основы архитектурной критики;
  • иметь представление о типологии и видах жанров архитектурной критики;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • определять жанры архитектурной критики;
  • проводить критическое исследование процесса интерпретации формы в архитектуре;
Результат обучения: формирование суждений
  • понимать роль и значение профессиональной критики как коммуникативной системы между архитектурой, дизайном и обществом;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • грамотно излагать в вербальной письменной и устной форме идеи, критическую оценку составляющих архитектурного процесса, а также участвовать в профессиональных дебатах по проблемам архитектурно-градостроительной деятельности;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • самостоятельно проводить критический анализ архитектурного объекта.
*TeachingMethods(zh-CN)*

традиционные технологии;

инновационные технологии.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Авторская статья: Результаты работы с источниками. Библиографический список 0-100
Таблица с анализом критиков
Контрольная работа
Выполнение заданий по самостоятельной работе
2  *Rating(zh-CN)* Перевод статьи 0-100
Анализ текста статьи
Эссе
Авторская статья
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Творческий экзамен в форме критического эссе. Работа полностью отвечает всем предъявляемым требованиям, а также отличается научной новизной. Тема эссе раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и аргументированные выводы. Приведены примеры из мировой архитектурно-градостроительной теории и практики, убедительно и полно характеризующие проблему, рассматриваемую в эссе. Работа полностью отвечает всем предъявляемым требованиям, а также отличается научной новизной. В целом тема эссе раскрыта; выводы сформулированы, но недостаточно обоснованы. Недостаточно четко проявляется авторская позиция. Приведены примеры из мировой архитектурно-градостроительной теории и практики, частично и не очень убедительно характеризующие проблему. Работа в целом отвечает предъявляемым требованиям. Тема эссе раскрыта неполностью, слабо отражена собственная позиция, выводы имеются, но они не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации. Недостаточно приведено примеров из мировой архитектурно-градостроительной практики. Работа не отвечает предъявляемым требованиям. Тема эссе не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов. Либо выводы бездоказательны. Отсутствуют примеры из мировой архитектурно-градостроительной практики.
Контрольная работа Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий. Ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий. Ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки удовлетворительно или правильно выполнено менее 50% всех заданий.
Авторская статья: Тема статьи актуальна и отличается научной новизной. Структура и оформление отвечает всем предъявляемым требованиям. Тема раскрыта полностью, текст изложен логично с обоснованными выводами. Использовано не менее 25 источников, в том числе не менее 5 на иностранном языке. Оригинальность текста по системе антиплагиат не менее 80%. Тема статьи актуальна и может отличаться научной новизной. Структура и оформление отвечает всем предъявляемым требованиям, но может включать несколько несущественных недочётов Тема раскрыта почти полностью, текст изложен с небольшими нарушениями логики изложения с достаточно обоснованными выводами. Использовано не менее 20 источников, в том числе не менее 5 на иностранном языке. Оригинальность текста по системе антиплагиат не менее 75%. Тема статьи актуальна. Структура и оформление соответствует предъявляемым требованиям, но может включать несколько несущественных недочётов Тема раскрыта недостаточно полно, текст изложен нарушениями логики изложения, выводами малоубедительны. Использовано не менее 20 источников, в том числе не менее 5 на иностранном языке. Оригинальность текста по системе антиплагиат не менее 70%. Тема статьи неактуальна. Структура и оформление не соответствует предъявляемым требованиям, либо включает большое количество существенных недочётов. Тема не раскрыта, либо текст лишен логики изложения, выводы бездоказательны. Использовано менее 20 источников, в том числе отсутствуют 5 на иностранном языке. Оригинальность текста по системе антиплагиат менее 70%.
Анализ статьи Все этапы анализа статьи выполнены грамотно и в полном объеме. Все этапы анализа статьи выполнены достаточно грамотно, но не в полном объеме – от 70 до 89%. Отдельные этапы анализа статьи содержат ошибки, а полнота анализа составляет от 50 до 69%. Анализ статьи выполнен с грубыми ошибками, а также в неполном объеме – менее 50%.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Вводная лекция. Понятие критики. Архитектурная критика на современном этапе.
  • Архитектуроведение и дизайн. Общее понятие архитектурной науки и архитектуроведение. Основные понятия архитектуроведения.
  • Архитектуроведение. Критика, история и теория как составные части общего архитектуроведения.
  • Исторические, теоретические и методологические проблемы. Теоретические основы архитектурной критики.
  • Типология архитектурной критики. Аспекты типологии архитектурной критики.
  • Архитектурное произведение как объект архитектурной критики. Методологические инструменты анализа. Процесс мышления критика. Типология художественных взаимодействий.
  • Жанры архитектурной критики.
  • Архитектурный журнал и критика. Становление архитектурной и дизайнерской периодики.
  • Архитектуроведение как наука о развитии архитектурной мысли. Становление, специфика и строение исторических исследований в архитектуре. Этапы развития исторического подхода в архитектуре
  • Архитектуроведение как наука о развитии архитектурной мысли. Процессуальное понимание истории архитектуры. Теория архитектурного процесса как область историко-архитектурной науки.
  • Архитектуроведение как наука о развитии архитектурной мысли. Процесс выдвижения новой парадигмы интеллектуального освоения архитектуры и дизайна. Мега-, макро- и микроструктуры архитектурной мысли.
  • Освоение наследия архитектурной мысли. Источниковедение истории и теории архитектуры.
  • Процесс интерпретации формы в архитектуре.
  • Архитектурные критики современности.
Основная литература
  • Архитектуроведение и архитектурная критика [Текст] : учебное пособие / О. А. Шипицына. - 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург : Архитектон, 2012. - 336 с.
  • Шипицына О.А., Тарасова И.В. Парадигма архитектурной критики: архитектурно-критическая деятельность в стратегическом измерении / О. А. Шипицына, И.В. Тарасова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2007. – №2. – С.52–59.
  • Швец А.В., Тарасова И.В. Доктринальная критика как один из методов архитектурной критики [Электронный ресурс] / А.В. Швец, И.В. Тарасова // Архитектон: известия вузов. № 46. Июнь 2014. - URL: http://archvuz.ru/2014_2/22
  • Кислых Т.А. Модель систематизации методов критического исследования архитектурного объекта [Электронный ресурс] / Т.А. Кислых // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна: Мат-лы науч. студенческой конф. // Архитектон: известия вузов. № 22 (Приложение). 2008. – URL: http://archvuz.ru/2008_22/38
Дополнительная литература
  • Шипицына О.А. Место и значение критики в процессе обучения магистров архитектуры [Электронный ресурс] /О.А. Шипицына //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №1(9). – URL: http://archvuz.ru/2005_1/9
  • Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.2 – 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 1997. – 640 с.
  • Раппопорт А.Г. К вопросу о смысле и перспективах развития архитектуроведения// Методологические проблемы современного архитектуроведения. – М.: ВНИИТАГ, 1989. С.6-39
  • Заварихин С.П. История и теория архитектурной критики: Учебное пособие. – Л., 1986.
  • Рунге В., Сеньковский В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. – М.: МЗ-Пресс, 2003. – 253 с.
  • Интервью с известными зарубежными критиками [Электронный ресурс]. http://archi.ru/world/
  • базы данных Scopus (scopus.com), Thomson Reuters (thomsonreuters.com), Академия Google (scholar.google.ru).