Теория и использование карт

Апшикур Байтак

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Курс направлен на изучение теории картографических проекций, способов составления и редактирования карт, условных знаков, обзорно-топографических, специальных и тематических карт, географических атласов, систем автоматизации картографических работ, методов исследования явлений по картам, технологии электронного картографирования.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Картография

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • передача системы знаний, позволяющей самостоятельно выполнять изыскания и выбор проекций для конкретных заданий, ознакомление с современным состоянием и перспективными направлениями картографической науки
Задача
  • умение анализировать географические и топографические карты и правильно их использовать, совершенствование имеющихся картографических проекций и разработка новых в соответствии с требованиями науки и производства, в частности, для создания разнообразных тематических и комплексных карт; разработка математических элементов карт (компоновок, разграфки и номенклатуры), необходимых для многолистных изданий.
Результат обучения: знание и понимание
  • готовность к использованию и применению базовых навыков принятия решений в области техники и технологии
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов
Результат обучения: формирование суждений
  • способность к обработке, синтезу геодезической и аэрокосмической информации для целей картографирования, научно-исследовательских и производственных работ
Результат обучения: коммуникативные способности
  • способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • способность к внедрению технологий мультимедийного, виртуального, многомерного цифрового пространственного моделирования для принятия научно-исследовательских и производственно-технологических решений
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практические занятия 0-100
СРО
Рубежный контроль
2  *Rating(zh-CN)* Практические занятия 0-100
СРО
Рубежный контроль
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Картография и другие науки. Значение географических карт для науки и практики. Связи картографии с другими науками.
  • Типы и виды картографических произведений. Классификация карт, атласов.
  • Математическая картография. Математическая основа карт.
  • Картографическая генерализация. Сущность и факторы генерализации. Виды генерализации.
  • Топографические карты. Назначение топографических карт и требования, предъявляемые к ним. Математическая основа топокарт. Содержание топографических карт и его изображение.
  • Обзорно-топографические карты. Общая характеристика. Обзорно-топографическая карта масштаба 1:1 000 000.
  • Определение по топокартам качественных и количественных характеристик объектов местности. Использование топокарт в народном хозяйстве.
  • Использование мелкомасштабных карт. Классификация приемов и методов работы с картами.
  • Описания по картам. Графические приемы. Профили и разрезы. Комплексные профили. Совмещенные профили. Розы-диаграммы. Блок-диаграммы.
  • Графоаналитические приемы. Картометрия. Морфометрия. Измерение длин линий, площадей, объемов. Показатели формы и извилистости. Показатели расчленения. Уклоны и углы наклона поверхностей. Характеристика плотности.
  • Приемы математико-картографического моделирования. Картографо-статистический анализ. Мода, медиана, размах, стандартное отклонение.
  • Анализ по картам взаимосвязей и динамики явлений. Поле корреляции, коэффициент парной и множественной корреляции.
  • Космические съемки и их значение для картографии.
  • Современные автоматизированные картографические системы. Информационное обеспечение.
  • Понятие о проектировании, составлении и оформлении карт. Редакционная подготовка карты.
Основная литература
  • Составитель: доц Н.В. Бажукова Картография: учебное пособие / Пермский государственный национальный исследовательский университет.– Пермь,2020.– 310 с.: ил. Доступ : http://gis.psu.ru/wp-content/uploads/2020/09/Картография.pdf
  • Лебедев П.П. Картография: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2020. — 153 с. — (Gaudeamus: Библиотека геодезиста и картографа). Ссылка на эту страницу: https://fileskachat.com/download/86987_a57a281f82edc873aedbe4bc31a9a387.html .
  • Картография с основами топографии: учебнометодическое пособие / сост. Т. Н. Биче-оол. – Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2020. – 92 с. – Текст: непосредственный. ссылка для скачивания: https://tuvgurep.elpub.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/420/картография%20с%20основами%20топографии.pdf?sequence=1&isAllowed=y
  • Липина, Л. Н. Картография : учебное пособие / Л. Н. Липина, В. Ф. Булавицкий ; [научный редактор А. В. Вдовенко]. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. -80 с. Доступ: https://www.geokniga.org/bookfiles/geokniga-berlyant-am-kartografiya.pdf
  • Картография с основами топографии Л.А.Фокина. Электронный учебник Источник: http://4du.ru/books/geodezy_book/kartografiya_s_osnovami_topografii_l_a_fokina.html
  • Абдуллин Р. К. Технологии интернет-картографирования : учебное пособие / Р. К. Абдуллин, А. И. Пономарчук; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2020. – 132 с.: ил Источник: http://gis.psu.ru/wp-content/uploads/2014/11/Технологии-интернет-картографирования.pdf
  • Долгов, Д.В. План и карта: методические указания к выполнению лабораторных работ / Д.В. Долгов, С.П. Паудяль, И.И. Позняк. – М.: МАДИ, 2018. – 48 с.
Дополнительная литература
  • Комиссарова Т.С. Картография с основами топографии М.: Просвещение, 2001.
  • Левитская, Т. И. Основы геодезии : учеб. пособие / Т. И. Левитская ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — 2-е изд., перераб. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 88 с.
  • Поклад Г.Г. Геодезия: учебное пособие для вузов / Г.Г. Поклад, С.П. Гриднев. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2008. – 592 с.
  • Курошев Г.Д. Геодезия и топография: учебник для студ. вузов / Г.Д. Курошев, Е.Л. Смирнов. –2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
  • Киселев М.И. Основы геодезии. Учеб. для студ. сред. проф. образования / М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 384 с.
  • Инженерная геодезия. Решение инженерных задач на планах и картах: Учеб. пособие / Н.Д. Беляев, Ф.Н. Духовской, Н.Н. Загрядская, Е.Б. Михаленко. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. 66 с.
  • Тоқпанов Е. А., Мазбаев О. Б. Картография жəне топография негіздері: Оқулық. – Алматы: «Дəуір», 2012. - 464 бет.
  • Давыдов В.П. Картография: учебник / В.П.Давыдов, Д.М.Петров,Т.Ю.Терещенко/ под ред. Д-ра техн. Наук, проф. Ю.И.Беспалова. – СПб,: Проспект Науки, 2010.
  • Ямбаев Х.К. Геодезическое инструментоведение: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. – 583 с.