Geodesic and cartographical exploration of dynamic processes
Description: The course is aimed at studying comprehensive research on the study of geodynamic phenomena of a natural and man-made nature, issues of mathematical processing of geodetic and geophysical observations of various spatial and temporal scales with the possibility of automated identification of the structure of geodynamic objects for making decisions on the management of geodynamic situations.
Amount of credits: 6
Пререквизиты:
- Geodetic Control Structures and Equipment of Industrial Enterprises
- Geodetic Control Structures and Equipment of Industrial Enterprises
Course Workload:
Types of classes | hours |
---|---|
Lectures | 30 |
Practical works | 30 |
Laboratory works | |
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
SAW (Student autonomous work) | 90 |
Form of final control | Exam |
Final assessment method |
Component: Component by selection
Cycle: Profiling disciplines
Goal
- Дать магистрантам представление о динамических процессах в системе «планета Земля», об основах теории геодинамики и методах геодезических и картографических наблюдений
Objective
- Задач данной дисциплины является изучение основных вопросов, связанных с мониторингом напряженно-деформированного состояния земной коры, использованием современных геодезических комплексов для решения задач геодинамики. Знание данного предмета необходимо при получении целостной картины о происходящих в недрах Земли и на ее поверхности процессах. В результате изучения дисциплины магистрант должен иметь представление о наблюдениях на геодинамических полигонах, геодезических методах определения координат при геодинамических методах
Learning outcome: knowledge and understanding
- готовность к использованию и применению базовых навыков принятия решений в области техники и технологии
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- готовность осуществлять высокоточные измерения в области геодезии, геодинамики и дистанционного зондирования; готовность осуществлять мониторинг природных ресурсов, природопользования, территорий техногенного риска
Learning outcome: formation of judgments
- готовность к разработкам нормативно-технических документов по организации и проведению топографо-геодезических работ и работ, связанных с дистанционным зондированием территорий, на основе научных исследований
Learning outcome: communicative abilities
- способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- Готовность к изучению и моделированию процессов и явлений в области геодезии, геодинамики и дистанционного зондирования, математической интерпретации связей в моделях и процессах, определению границ применяемых моделей и допущений
Teaching methods
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Assessment of the student's knowledge
Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.
Period | Type of task | Total |
---|---|---|
1 rating | Лекционные занятия | 0-100 |
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа студента | ||
Рубежный контроль №1 | ||
2 rating | Лекционные занятия | 0-100 |
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа студента | ||
Рубежный контроль №2 | ||
Total control | Exam | 0-100 |
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | Good | Satisfactory | Unsatisfactory | |
Лекционные занятия | Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины, отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя, успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. | Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. | Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. | Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала, допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя. |
Работа на практических (семинарских) занятиях | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе прове-дения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Самостоятельная работа (Реферат) | Выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | Выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | Выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе. |
Контроль знаний по семестру | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Evaluation form
The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:
- 40% of the examination result;
- 60% of current control result.
The final grade is calculated by the formula:
FG = 0,6 | MT1+MT2 | +0,4E |
2 |
Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;
E is a digital equivalent of the exam grade.
Final alphabetical grade and its equivalent in points:
The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:
Alphabetical grade | Numerical value | Points (%) | Traditional grade |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Excellent |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Good |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Satisfactory |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Unsatisfactory |
F | 0 | 0-24 |
Topics of lectures
- Геодинамика и современное движение земной коры
- Роль геодезии в формировании научной картины мира
- Основные сведения о строении Земли
- Геодезические методы наблюдения за деформациями земной коры
- Использование GPS-технологий для наблюдений за движениями земной коры
- Картографические исследования геодинамических процессов
- Проблемы математического моделирования и идентификации геодинамических систем
- Идентификация напряженно-деформированного состояния локальных геодинамических систем
- Идентификация линейных и нелинейных геодинамических систем методами кластерного анализа
- Принципы обработки данных мониторинга для определения деформационных параметров
- Аэрокосмические методы изучения геодинамических процессов
- Аэрокосмические методы изучения геодинамических процессов в районах городских и промышленных агломераций
- Аэрокосмические методы изучения геодинамических процессов при транспортном строительстве
- Проблемы прогнозирования деформаций земной коры по геодезическим наблюдениям
- Современные вертикальные движения земной коры на территории Казахстана
Key reading
- В электронном каталоге библиотеки НАО «ВКТУ» по ссылке http://www.lib.ektu.kz/cgi/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=BOOCU&P21DBN=POLN обучающийся может выбрать основную литературу
- Мазуров, Б. Т. М139 Геодинамика и геодезические методы ее изучения [Текст] : учеб. пособие / Б. Т. Мазуров, И. Е. Дорогова. – Новосибирск : СГГА, 2018 –175 с.
- Земцова А.В. Геодезические исследования геодинамических процессов: Учеб. пособие. – Алматы: КазНТУ, 2017. – 205 с.
- Высшая геодезия [Текст] : учебник / Б. Т. Мазуров. – Новосибирск : СГУГиТ, 2016 – 203 с. Режим доступа: http://lib.sgugit.ru/irbisfulltext/2017/15.03.2017/Мазуров/Об.%20документ.pdf
- Попов, Ю. В. Основы геодинамического анализа : учебно-методическое пособие / Ю. В. Попов, Ю. Н. Костюк ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону, 2017. – 42 с., 14 ил., 3 табл. –Библиогр.: 15 назв. Режим доступа: https://popovgeo.sfedu.ru/sites/default/files/library/Попов_Геодинамический%20анализ_2017.compressed.pdf
- Гомзяков А.В. Общая картография : учебное пособие / А.В. Гомзяков. – Санкт-Петербург : НОИР г. Санкт-Петербург, 2015. – 74 с Режим доступа: https://www.noironline.ru/sveden/files/Metod_210302_2015_6.pdf
- Береговые процессы: мониторинг и инновационные комплексные исследования: Учебное пособие / В.С. Исаев1, А.В. Кошурников1, Е.И.Игнатов2, Е.С. Каширина3, А.А.Новиков3, А.И. Гущин1 , О.И.Комаров1, П.Ю.Пушкарев1, М.Л. Владов1, П.И. Котов1, В.В. Вербовский4, Р.М. Аманжуров5,Е.И. Горшков5; Под редакцией профессора Е.И. Игнатова, доцента В.С. Исаева. - Севастополь: ЭКОСИ-Гидрофизика, 2018 – 246 с. режим доступа: https://sev.msu.ru/wp-content/uploads/2024/01/Uchebnoe_posobie.pdf
Further reading
- Антонович К.М. Использование спутниковых радионавигационных систем в геодезии. Т1. Монография/ К.М. Антонович; ГОУ ВПО «Сибирская геодезическая академия», - М: ФГПУ «Картгеоцентр», 2005
- Генике А.А., Побединский Г.Г. Глобальные спутниковые системы определения местоположения и их применения в геодезии. – М.: «Картгеоцентр», 2004
- Чешева, И.Н. Геодезия. Ч. 1. Нивелирование III и IV классов [Текст]: сб. описаний лабораторных работ / И.Н. Чешева, Г.И. Лесных. – Новосибирск: СГГА, 2011. – 91 с. Режим доступа: http://lib.sgugit.ru/irbisfulltext/2017/16.03.17/По%20списку%20восстановления%20файлов%2015.03.17/2011/Чешева_Лесных/Об.%20документ.pdf
- Шароглазова Г. А. Применение геодезическиx методов в геодинамике: учебное пособие.- Новополоцк: ПГУ, 2002.- 192 с. - Библиогр.: с.183 - 188 ( 78 док.). - Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов вузов по спец. "Геодезия". Режим доступа: https://elib.psu.by/handle/123456789/907
- Основы ГНСС-технологий [Текст] : учеб. пособие / В. И. Дударев. – Новосибирск : СГУГиТ, 2016. – 60 с. Режим доступа: http://lib.sgugit.ru/irbisfulltext/2017/15.03.2017/&Дударев/Об.%20документ.pdf
- IPR SMART http://www.iprbookshop.ru. Логин ektu пароль - vqZScCFD. Для начала рабо-ты пользователям необходимо пройти личную регистрацию под указанными логином и паролем, а впоследствии авторизоваться под своими учетными данными.
- ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com
- EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com
- IPR SMART http://www.iprbookshop.ru
- ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com
- EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com