Геоботаника
内容描述: Изучается растительный покров Земли как совокупности растительных сообществ, их структура и динамика, состав, строение, классификация, закономерности формирования, развития и размещения растительного покрова Земли и взаимоотношения популяций видов и растительных сообществ с окружающей средой, охватывая весь спектр взаимоотношений в пределах одного растительного сообщества, между отдельными сообществами, а также между растительным сообществом и окружающей его природной средой.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Ботаника
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- изучение свойств растительных сообществ, взаимоотношений популяций видов и растительных сообществ с окружающей средой, технологии их рационального использования.
Задача
- ознакомить с основными признаками фитоценоза
- показать сложные взаимоотношения между растениями и другими компонентами биогеоценоза,
- показать на примере смен фитоценозов непрерывный процесс развития органического мира,
- выработать четкие представления и убеждения о необходимости комплексного решения проблемы охраны природы.
Результат обучения: знание и понимание
- знать закономерности взаимодействия растений и растительных сообществ и среды, основные черты взаимодействия между растениями в сообществах;
- основные отличительные признаки фитоценоза;
- знание основных принципов выделения растительных ассоциаций, доминантного и эколого-флористического подхода в классификации растительности.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- знать и применять методики описания разных типов растительности;
- выявлять сезонную динамику растительных сообществ;
- уметь работать с приборами для геоботанических описаний;
- знать методы геоботанического картирования и районирования.
Результат обучения: формирование суждений
- уметь давать объективную оценку, утверждать или отрицать какие-либо свойства, связи и отношения, высказать свое правильное и содержательное суждение, раскрывать содержание понятий и излагать свои знания по дисциплине в виде предложений, в которых утверждается взаимосвязь объекта и его свойств, а также должны уметь выразить не только знания о предмете, но и субъективную оценку и отношение к этому знанию.
Результат обучения: коммуникативные способности
- легко и быстро ориентироваться в вопросах организации и ведения современного лесоводства, быстро и легко осваивать нововведения, обладать организаторскими способностями, уметь использовать полученные знания на практике при решении конкретных научных или производственных задач.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- уметь правильно излагать свои мысли, пользоваться научными источниками информации, пользоваться полученными знаниями на практике, работать самостоятельно.
*TeachingMethods(zh-CN)*
технология организации активных лекционных форм: 1) лекция-визуализация (содержание представлено в образе рисунка, графика, схемы); 2) бинарная лекция (вдвоем) — проблематизация происходит за счет формы и содержания; 3) лекция — пресс-конференция; 4) лекция-консультация; 5) лекция-провокация; 6) лекция-диалог; 7) лекция с применением дидактических методов (мозговая атака, метод конкретных ситуаций и др.).
технология коллективного взаимообучения;
коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
технологии активного и проблемного обучения.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Практическое занятие 1-8 | 0-100 |
Устный опрос/тестирование | ||
СРОП | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Практическое занятие 9-15 | 0-100 |
Устный опрос/тестирование | ||
СРОП | ||
Рубежный контроль 2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в дисциплину. Структура геоботаники как комплексной науки. Основные цели и задачи геоботаники. Методы геоботанических исследований.
- Общее представление об экологических факторах. Классификация экологических факторов, их влияние на растительные сообщества. Градиент экологических факторов среды.
- Абиотические факторы. Влияние абиотических факторов на растительные сообщества. Классификация растений по отношению к абиотическим факторам.
- Биотические факторы. Влияние биотических факторов на растительные сообщества. Фитогенное поле. Консорция.
- Взаимоотношения растений друг с другом. Взаимоотношения растений между собой, системы классификации взаимодействий растений.
- Взаимоотношения между растениями и их консортами. Типы взаимоотношений между растениями и непосредственно связанными с ними консортами. Взаимоотношения организмов различных трофических уровней.
- Специфичность видов по воздействию на среду. Формирование системы фитоценотипов, специфичность видов в трансформации окружающей среды. Эколого-фитоценотические стратегии растений.
- Конкурентное исключение и формирование экологической ниши. Конкуренция в растительных сообществах. Свойства растений, которые позволяют проявлять различия экологических ниш.
- Состав и структура растительных сообществ (синморфология). Фитоценоз как сложная система. Состав фитоценозов. Строение фитоценозов (пространственная структура). Функциональная структура фитоценозов.
- Возрастная структура ценопопуляции. Выделение онтогенетических групп растений. Онтогенетический состав, или спектр, ценопопуляций. Типы ценопопуляций. Пространственная и функциональная структура фитоценозов.
- Динамика растительных сообществ (синдинамика). Эндогенез и экзогенез. Изменчивость фитоценозов во времени. Возрастная изменчивость фитоценозов.
- Классификация растительности (синтаксономия). Типы растительных сообществ. Растительная ассоциация. Основные физиогномические типы сообществ. Доминантная и доминантно-детерминантная классификации растительности.
- Ординация растительности . Упорядочение фитоценозов вдоль некоторых осей, определяющих характер варьирования растительности. Методы ординации.
- Геоботаническое районирование. Выделение внутренне однородных в отношении растительности районов.
- Человек и его роль в изменении растительного покрова. Основные виды антропогенного воздействия человека на природу и на растительный покров.
Основная литература
- Демина, М. И. Геоботаника с основами экологии и географии растений : учебное пособие / М. И. Демина, А. В. Соловьев, Н. В. Чечеткина. — Москва : Российский государственный аграрный заочный университет, 2013. — 148 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/20643.html (дата обращения: 27.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Тиходеева, М. Ю. Практическая геоботаника (анализ состава растительных сообществ): Учебное пособие / Тиходеева М.Ю., Лебедева В.Х. - СПб:СПбГУ, 2015. - 166 с.: ISBN 978-5-288-05635-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/941935 (дата обращения: 14.09.2022).
- Сунцова Л.Н. Фитоценология : учебное пособие / Сунцова Л.Н., Иншаков Е.М.. — Красноярск : Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2019. — 118 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94919.html (дата обращения: 27.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Лемеза, Н. А. Геоботаника : учебное пособие / Н. А. Лемеза. — Минск : БГУ, 2020. — 147 с. — ISBN 978-985-566-897-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180412 (дата обращения: 06.01.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тиходеева, М. Ю. Практическая геоботаника (анализ состава растительных сообществ) : учебное пособие / М. Ю. Тиходеева, В. Х. Лебедева. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2015. — 166 с. — ISBN 978-5-288-05635-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/78114 (дата обращения: 06.01.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Наумов С.Ю., Кирпичев И.В. Геоботаника: Учебное пособие. Ę Луганск: Элтон-2, 2017. Ę 109 с.
Дополнительная литература
- Глушко С.Г. Мониторинг лесных насаждений : учебное пособие / Глушко С.Г., Шайхразиев Ш.Ш., Галиуллин И.Р.. — Казань : Казанский государственный аграрный университет, 2017. — 97 c. — ISBN 978-5-600-01734-4. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/129705.html (дата обращения: 27.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Ипатов В. С. Фитоценология. Учебники / В. С. Ипатов, Л. А. Кирикова. СПб: Изд-во С.-Петербург ун-та, 1999.
- Тихомиров Вал. Н. Геоботаника: курс лекций. – Мн.: БГУ, 2004. – 150 с.
- Быков Б. А. Геоботаника. — Алма-Ата: Наука, 1978—287 с.
- Андреева Е.Н.Методы изучения лесных сообществ. - СПб.: НИИХимии СПбГ'У, 2002. - 240 с.
- Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности: Учебник. / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, А. И. Соломещ. М.: Логос, 2001.