Геоботаника

Асангалиев Елибек Атрауович

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Изучается растительный покров Земли как совокупности растительных сообществ, их структура и динамика, состав, строение, классификация, закономерности формирования, развития и размещения растительного покрова Земли и взаимоотношения популяций видов и растительных сообществ с окружающей средой, охватывая весь спектр взаимоотношений в пределах одного растительного сообщества, между отдельными сообществами, а также между растительным сообществом и окружающей его природной средой.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Ботаника

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • изучение свойств растительных сообществ, взаимоотношений популяций видов и растительных сообществ с окружающей средой, технологии их рационального использования.
Задача
  • ознакомить с основными признаками фитоценоза
  • показать сложные взаимоотношения между растениями и другими компонентами биогеоценоза,
  • показать на примере смен фитоценозов непрерывный процесс развития органического мира,
  • выработать четкие представления и убеждения о необходимости комплексного решения проблемы охраны природы.
Результат обучения: знание и понимание
  • знать закономерности взаимодействия растений и растительных сообществ и среды, основные черты взаимодействия между растениями в сообществах;
  • основные отличительные признаки фитоценоза;
  • знание основных принципов выделения растительных ассоциаций, доминантного и эколого-флористического подхода в классификации растительности.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • знать и применять методики описания разных типов растительности;
  • выявлять сезонную динамику растительных сообществ;
  • уметь работать с приборами для геоботанических описаний;
  • знать методы геоботанического картирования и районирования.
Результат обучения: формирование суждений
  • уметь давать объективную оценку, утверждать или отрицать какие-либо свойства, связи и отношения, высказать свое правильное и содержательное суждение, раскрывать содержание понятий и излагать свои знания по дисциплине в виде предложений, в которых утверждается взаимосвязь объекта и его свойств, а также должны уметь выразить не только знания о предмете, но и субъективную оценку и отношение к этому знанию.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • легко и быстро ориентироваться в вопросах организации и ведения современного лесоводства, быстро и легко осваивать нововведения, обладать организаторскими способностями, уметь использовать полученные знания на практике при решении конкретных научных или производственных задач.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • уметь правильно излагать свои мысли, пользоваться научными источниками информации, пользоваться полученными знаниями на практике, работать самостоятельно.
*TeachingMethods(zh-CN)*

технология организации активных лекционных форм: 1) лекция-визуализация (содержание представлено в образе рисунка, графика, схемы); 2) бинарная лекция (вдвоем) — проблематизация происходит за счет формы и содержания; 3) лекция — пресс-конференция; 4) лекция-консультация; 5) лекция-провокация; 6) лекция-диалог; 7) лекция с применением дидактических методов (мозговая атака, метод конкретных ситуаций и др.).

технология коллективного взаимообучения;

коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);

информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

технологии активного и проблемного обучения.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практическое занятие 1-8 0-100
Устный опрос/тестирование
СРОП
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Практическое занятие 9-15 0-100
Устный опрос/тестирование
СРОП
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в дисциплину. Структура геоботаники как комплексной науки. Основные цели и задачи геоботаники. Методы геоботанических исследований.
  • Общее представление об экологических факторах. Классификация экологических факторов, их влияние на растительные сообщества. Градиент экологических факторов среды.
  • Абиотические факторы. Влияние абиотических факторов на растительные сообщества. Классификация растений по отношению к абиотическим факторам.
  • Биотические факторы. Влияние биотических факторов на растительные сообщества. Фитогенное поле. Консорция.
  • Взаимоотношения растений друг с другом. Взаимоотношения растений между собой, системы классификации взаимодействий растений.
  • Взаимоотношения между растениями и их консортами. Типы взаимоотношений между растениями и непосредственно связанными с ними консортами. Взаимоотношения организмов различных трофических уровней.
  • Специфичность видов по воздействию на среду. Формирование системы фитоценотипов, специфичность видов в трансформации окружающей среды. Эколого-фитоценотические стратегии растений.
  • Конкурентное исключение и формирование экологической ниши. Конкуренция в растительных сообществах. Свойства растений, которые позволяют проявлять различия экологических ниш.
  • Состав и структура растительных сообществ (синморфология). Фитоценоз как сложная система. Состав фитоценозов. Строение фитоценозов (пространственная структура). Функциональная структура фитоценозов.
  • Возрастная структура ценопопуляции. Выделение онтогенетических групп растений. Онтогенетический состав, или спектр, ценопопуляций. Типы ценопопуляций. Пространственная и функциональная структура фитоценозов.
  • Динамика растительных сообществ (синдинамика). Эндогенез и экзогенез. Изменчивость фитоценозов во времени. Возрастная изменчивость фитоценозов.
  • Классификация растительности (синтаксономия). Типы растительных сообществ. Растительная ассоциация. Основные физиогномические типы сообществ. Доминантная и доминантно-детерминантная классификации растительности.
  • Ординация растительности . Упорядочение фитоценозов вдоль некоторых осей, определяющих характер варьирования растительности. Методы ординации.
  • Геоботаническое районирование. Выделение внутренне однородных в отношении растительности районов.
  • Человек и его роль в изменении растительного покрова. Основные виды антропогенного воздействия человека на природу и на растительный покров.
Основная литература
  • Демина, М. И. Геоботаника с основами экологии и географии растений : учебное пособие / М. И. Демина, А. В. Соловьев, Н. В. Чечеткина. — Москва : Российский государственный аграрный заочный университет, 2013. — 148 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/20643.html (дата обращения: 27.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  • Тиходеева, М. Ю. Практическая геоботаника (анализ состава растительных сообществ): Учебное пособие / Тиходеева М.Ю., Лебедева В.Х. - СПб:СПбГУ, 2015. - 166 с.: ISBN 978-5-288-05635-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/941935 (дата обращения: 14.09.2022).
  • Сунцова Л.Н. Фитоценология : учебное пособие / Сунцова Л.Н., Иншаков Е.М.. — Красноярск : Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2019. — 118 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94919.html (дата обращения: 27.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  • Лемеза, Н. А. Геоботаника : учебное пособие / Н. А. Лемеза. — Минск : БГУ, 2020. — 147 с. — ISBN 978-985-566-897-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180412 (дата обращения: 06.01.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тиходеева, М. Ю. Практическая геоботаника (анализ состава растительных сообществ) : учебное пособие / М. Ю. Тиходеева, В. Х. Лебедева. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2015. — 166 с. — ISBN 978-5-288-05635-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/78114 (дата обращения: 06.01.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Наумов С.Ю., Кирпичев И.В. Геоботаника: Учебное пособие. Ę Луганск: Элтон-2, 2017. Ę 109 с.
Дополнительная литература
  • Глушко С.Г. Мониторинг лесных насаждений : учебное пособие / Глушко С.Г., Шайхразиев Ш.Ш., Галиуллин И.Р.. — Казань : Казанский государственный аграрный университет, 2017. — 97 c. — ISBN 978-5-600-01734-4. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/129705.html (дата обращения: 27.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  • Ипатов В. С. Фитоценология. Учебники / В. С. Ипатов, Л. А. Кирикова. СПб: Изд-во С.-Петербург ун-та, 1999.
  • Тихомиров Вал. Н. Геоботаника: курс лекций. – Мн.: БГУ, 2004. – 150 с.
  • Быков Б. А. Геоботаника. — Алма-Ата: Наука, 1978—287 с.
  • Андреева Е.Н.Методы изучения лесных сообществ. - СПб.: НИИХимии СПбГ'У, 2002. - 240 с.
  • Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности: Учебник. / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, А. И. Соломещ. М.: Логос, 2001.