Modern methods of accounting and monitoring of forest resources

Asangaliev Elibek Atrauovich

The instructor profile

Description: New methods of accounting and monitoring of forest resources are studied based on the use of remote sensing materials, computer technologies, the introduction of geoinformation systems; technologies for managing exploited forest resources with the use of modern technical means are considered.

Amount of credits: 6

Пререквизиты:

  • Forest inventory

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 30
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 90
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: University component

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • целью мониторинга является оценка состояния и уровня загрязнения ОС, анализ и прогноз (моделирование) ситуации и доведение полученных сведений до органов управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью. Также при мониторинге разрабатываются рекомендации по управлению состоянием среды. В кратком виде цель мониторинга можно сформулировать следующим образом – создание информационной системы, позволяющей получать достоверные сведения о состоянии окружающей среды и ее изменениях в физических и биотических компонентах под действием естественных и антропогенных факторов.
Objective
  • сбор первичной информации, ее накопление, систематизация, анализ и формирование банка данных; - обработка и представление данных в виде различных таблиц, графиков, карт; - усовершенствование и разработка методов получения исходной информации, оценка текущего состояния окружающей среды и прогноза; - анализ причин наблюдаемых и вероятных изменений состояния; - оперативное обеспечение необходимой информацией всех заинте-ресованных лиц.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • с получен представлением данных для различных типов аудитории (заинтересованной общественности, администрации и сотрудников предприятия, государственных органов) и ее распространением; ием данных о конкретной проблеме;
  • разработкой рекомендаций для принятия мер по улучшению сложившейся ситуации или стимулирования принятия соответствующих решений.
Teaching methods

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: технология организации активных лекционных форм: лекция-визуализация (содержание представлено в образе рисунка, графика, схемы); бинарная лекция (вдвоем) — проблематизация происходит за счет формы и содержания; лекция — пресс-конференция; лекция-консультация; лекция-провокация; лекция-диалог; лекция с применением дидактических методов (мозговая атака, метод конкретных ситуаций и др.).  интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);  технология коллективного взаимообучения;  коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);  информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии;  технологии активного и проблемного обучения. проблемная лекция (опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций и задач, которые надо решить); построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;  поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);  практическое занятие в форме дебатов (групповые дискуссии при обсуждении проблемы в виде прений и обмена мнениями); обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп.

Topics of lectures
  • Мониторинг окружающей среды
  • Виды мониторинга и их характеристика
  • Государственный экологический мониторинг в РК
  • Мониторинг лесных экосистем
  • Понятия, цели и задачи мониторинга лесных экосистем
  • Методологические основы мониторинга лесов
  • Средства и методы ведения лесного мониторинга
  • Дистанционный мониторинг
  • Наземный мониторинг
  • Лесной мониторинг в Казахстане
  • Биоиндикация окружающей среды
  • Влияние окружающей среды на лесные экосистемы
  • Биоиндикационные методы оценки воздействий на древесные растения загрязнения атмосферного воздуха
  • Лишайники как биоиндикаторы загрязнения атмосферного воздуха
  • Организация и проведение работ по мониторингу лесов по программе ICP-Forests
Key reading
  • Зубова, С. С. Мониторинг лесных экосистем: учебное пособие / С.С. Зубова, С.С. Постникова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный лесотехнический университет. – Екатеринбург : УГЛТУ, 2020. – 89 с.
  • Назаренко, Н. Н., Мосиенко, М. Ю. Биоиндикация окружающей среды: учеб.-практ. пособие. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2019. – 115 с.
  • Черниховский, Д. М. Теория и методы инвентаризации лесов на основе данных дистанционного зондирования Земли, цифрового моделирования рельефа и ГИС-технологий. Диссер. на соиск. докт. с.-х.наук. СПБ, 2019. 386 с.
  • The Global Forest Resources Assessment. – 2020. – URL: http://www.fao.org (дата обращения 08.11.2020).
  • Апкин, Р. Н. Экологический мониторинг: учебное пособие / Р.Н. Апкин, Е. А. Минакова. – Казань: КГЭУ, 2015 – 127 с.
  • Данчева, А. В., Залесов, С. В. Экологический мониторинг лесных насаждений рекреационного назначения: учеб. пособие. –. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015. – 152 с.
Further reading
  • Дистанционный мониторинг – эффективный способ контроля использования лесов. – Текст: электронный // ЛПК Сибири. Отраслевой журнал лесопромышленного комплекса Сибири: официальный сайт. – 2019. – URL: https://lpk-sibiri.ru/forest-management/forest-law/distantsionnyjmonitoring-effektivnyj-sposob-kontrolya-ispolzovaniya-lesov/ (дата обраще-ния 08.11.2020).
  • Методика организации и проведения работ по мониторингу лесов европейской части России по программе ICP-Forest (методика ЕЭК ООН) 1995. – URL: http:// www.docs.cntd.ru/document/9044261 (дата обращения 08.11.2020).
  • Мониторинг состояния лесных и городских систем: монография / Под ред. В. С. Шалаева, Е. Г. Мозолевской. – М.: МГУЛ, 2004. – 235 с.
  • Мучник, Е. Э., Инсарова, И. Д., Казакова, М. В. Учебный определитель лишайников Средней России: учеб.-метод. пособие.  Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2011.  360 с. / Институт лесоведения России официальный сайт / http://ilan.ras.ru/wpcontent/uploads/2020/04/muchnik-i-dr.-uchebnyj-opredelitel-lishajnikov.pdf.