Тұрақты орман дақылдары базасын ұйымдастыру
Сипаттама: орман екпелерінің жеміс беру заңдылықтары, тұқым шығымдылығын болжау және есепке алу әдістері, тұқым дайындау тәсілдері, тұқымдарды сақтау және тұқымдарды егуге дайындау қағидалары, тұқымдардың егістік сапасын анықтау және бақылау, Қазақстанда бірқатар ағаш тұқымдарының тұқымдарын аудандастыру, ҚР негізгі орман құраушы тұқымдары үшін селекциялық-генетикалық негізде тұрақты орман тұқымы базасын құру зерделенеді.
Кредиттер саны: 6
Пререквизиты:
- Орман тұқым ісі
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 30 |
Практикалық жұмыстар | 30 |
Зертханалық жұмыстар | |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 90 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: ЖОО компоненті
Цикл: Кәсіптік пәндер
Мақсат
- овладеть приёмами организации лесосеменного дела и принципам организации постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе в условиях РК.
Міндет
- освоить теоретические основы и получить практические навыки по производству семян с ценными наследственными свойствами и высокими посевными качествами для воспроизводства лесов и лесоразведению.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- знать теоретические основы лесосеменного дела;
- понимать закономерности плодоношения деревьев и кустарников, периодичность плодоношения и способы её преодоления.
- знать способы учёта и прогноза урожайности, способы хранения и транспортировки лесных семян;
- знать способы определения посевных качеств, способы предпосевной подготовки семян лесных культур;
- понимать особенности закладки ЛСП, ЛСУ основных лесообразующих пород РК.
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- уметь составить проект и организовать лесосеменную базу в лесном хозяйстве с целью заготовки и переработки лесосеменного сырья;
- владеть приёмами заготовки, переработки, хранения и транспортировки лесных семян.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- умение давать объективную оценку, раскрывать содержание понятий и излагать свои знания по дисциплине, а также выражать субъективную оценку и отношение к этому знанию.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- легко и быстро ориентироваться в вопросах организации ПЛСБ, решение текущих и незапланированных задач в данной отрасли.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- уметь правильно излагать свои мысли, пользоваться научными источниками информации, пользоваться полученными знаниями на практике, работать самостоятельно.
Оқыту әдістері
технология организации активных лекционных форм: лекция-визуализация (содержание представлено в образе рисунка, графика, схемы); бинарная лекция (вдвоем) — проблематизация происходит за счет формы и содержания; лекция — пресс-конференция; лекция-консультация; лекция-провокация; лекция-диалог; лекция с применением дидактических методов (мозговая атака, метод конкретных ситуаций и др.).
технология коллективного взаимообучения;
коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии;
технологии активного и проблемного обучения.
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | Практические занятия первый и десятый | 0-100 |
Устный опрос/тестирование | ||
МРОП | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 рейтинг | Практические занятия 9-15 | 0-100 |
Устный опрос/тестирование | ||
МРОП | ||
Рубежный контроль 2 | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Основы организации постоянной лесосеменной базы
- Плодоношение древесных и кустарниковых пород
- Семена главных древесных и кустарниковых пород
- Заготовка семян
- Очистка семян
- Хранение, паспортизация, упаковка и перевозка семян
- Урожаи лесных семян, их учёт и прогнозирование
- Показатели качества семян
- Подготовка семян к посеву
Негізгі әдебиет
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 января 2015 года №18-02/44 Об утверждении Правил заготовки, переработки, хранения и использования лесных семян и контроля за их качеством, https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=74306
- Правила аттестации и учета объектов селекционно-семеноводческого назначения на участках государственного лесного фонда. Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 21 октября 2015 года № 18-02/937
- Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 марта 2012 года № 25-02-02/110 Об утверждении лесосеменного районирования
- Братилова, Н. П. Семеноводство лесообразующих пород : учеб. пособие / Н. П. Братилова, Р. Н. Матвеева, Ю. Е. Щерба ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. – Красноярск, 2017. – 92 с.
- Храмова О.Ю. Перспективные технологии в лесном семеноводстве: Учебно-методическое пособие для выполнения практических работ магистрантов по направлению подготовки 35.04.01. - Лесное дело (квалификация (степень) "магистр") / Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2016. – 47 с.
- Бессчетнов В.П., Бессчетнова Н.Н., Горелов Н.И. . Проект организации лесосеменной плантации: Учебно-методическое пособие для выполнения курсового проекта для студентов очной и заочной форм обучения факультета лесного хозяйства по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело / ФГБОУ ВО Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2015.
- Сидор, А. И. Курсовое проектирование. Селекция : порядок создания лесосеменных плантаций основных лесообразующих пород : практическое руководство / А. И. Сидор, А. И. Ковалевич, В. В. Трухоновец ; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2020. – 37 с.
Қосымша әдебиеттер
- Байзаков С.Б., Медведев А.Н., Искаков С.И., Муканов Б.М. Лесные культуры в Казахстане (книга первая): Алматы. КазНАУ. Изд-во «Агроуниверситет», 2007.
- Правила организации заготовки, переработки, хранения, использования лесных семян и контроля за их качеством. Приказ Комитета лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК от 5 марта 2007 года № 93
- ОСТ 56-74-96 Плантации лесосеменные основных лесообразующих пород. Основные требования.
- Медведев А.Н., Бессчётнов В.П., Кентбаев Е.Ж. Лесосеменное дело (Учебно-методическое пособие) Казгосагру, Алматы, 1998.
- Медведев А.Н. Подготовка семян древесных и кустарниковых пород к посеву (Методические указания для студентов). Каз СХИ, Алма-Ата, 1981.
- Правила использования, перемещения семян и посадочного материала для воспроизводства лесов и лесоразведения - постановление Правительства РК от 11 ноября 2011 года № 1329.
- Царёв А.П., Погиба С.П., Тренин В.В. Селекция и репродукция лесных древесных пород.: М., Логос, 2003.