Организация постоянных лесосеменных баз
内容描述: изучаются закономерности плодоношения лесных насаждений, методы прогнозирования и учета урожаев семян, способы заготовки, правила хранения семян и подготовки семян к посеву, определение и контроль посевных качеств семян, районирование семян ряда древесных пород в Казахстане, создание постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе для основных лесообразующих пород РК.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Лесосеменное дело
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- овладеть приёмами организации лесосеменного дела и принципам организации постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе в условиях РК.
Задача
- освоить теоретические основы и получить практические навыки по производству семян с ценными наследственными свойствами и высокими посевными качествами для воспроизводства лесов и лесоразведению.
Результат обучения: знание и понимание
- знать теоретические основы лесосеменного дела;
- понимать закономерности плодоношения деревьев и кустарников, периодичность плодоношения и способы её преодоления.
- знать способы учёта и прогноза урожайности, способы хранения и транспортировки лесных семян;
- знать способы определения посевных качеств, способы предпосевной подготовки семян лесных культур;
- понимать особенности закладки ЛСП, ЛСУ основных лесообразующих пород РК.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- уметь составить проект и организовать лесосеменную базу в лесном хозяйстве с целью заготовки и переработки лесосеменного сырья;
- владеть приёмами заготовки, переработки, хранения и транспортировки лесных семян.
Результат обучения: формирование суждений
- умение давать объективную оценку, раскрывать содержание понятий и излагать свои знания по дисциплине, а также выражать субъективную оценку и отношение к этому знанию.
Результат обучения: коммуникативные способности
- легко и быстро ориентироваться в вопросах организации ПЛСБ, решение текущих и незапланированных задач в данной отрасли.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- уметь правильно излагать свои мысли, пользоваться научными источниками информации, пользоваться полученными знаниями на практике, работать самостоятельно.
*TeachingMethods(zh-CN)*
технология организации активных лекционных форм: лекция-визуализация (содержание представлено в образе рисунка, графика, схемы); бинарная лекция (вдвоем) — проблематизация происходит за счет формы и содержания; лекция — пресс-конференция; лекция-консультация; лекция-провокация; лекция-диалог; лекция с применением дидактических методов (мозговая атака, метод конкретных ситуаций и др.).
технология коллективного взаимообучения;
коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии;
технологии активного и проблемного обучения.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Практические занятия первый и десятый | 0-100 |
Устный опрос/тестирование | ||
МРОП | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Практические занятия 9-15 | 0-100 |
Устный опрос/тестирование | ||
МРОП | ||
Рубежный контроль 2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основы организации постоянной лесосеменной базы. Селекционно-генетические основы организации постоянной лесосеменной базы. Основная задача лесного семеноводства. Селекционная инвентаризация и отбор плюсовых деревьев и насаждений. Генотипическая проверка плюсовых деревьев и насаждений. Создание объектов постоянной лесосеменной базы.
- Плодоношение древесных и кустарниковых пород. Семена древесных и кустарниковых пород. Условия, влияющие на плодоношение. Повышение урожайности семян. Фенологические наблюдения за плодоношением. Учет урожая семян.
- Семена главных древесных и кустарниковых пород. Краткая морфологическая характеристика плодов и семян. Семена лиственных древесных и хвойных пород. Семена кустарников.
- Заготовка семян. Места сбора семян. Выбор деревьев и кустов для сбора семян. Сроки сбора семян и плодов. Техника сбора семян. Просушивание семян.
- Очистка семян. Получение семян из сухих плодов. Получение семян из сочных плодов. Извлечение семян из шишек хвойных пород. Обескрыливание семян хвойных пород.
- Хранение, паспортизация, упаковка и перевозка семян. Технологии хранения семян. Паспортизация семян. Упаковка и перевозка семян. Карантинный надзор.
- Урожаи лесных семян, их учёт и прогнозирование. Способы учета урожаев семян в насаждениях. Методики прогнозирования урожаев лесных семян.
- Показатели качества семян. Отбор образцов для проверки посевных качеств. Методы определения посевных качеств семян. Стандартизация семян.
- Подготовка семян к посеву. Сущность глубокого и вынужденного покоя семян и способы его преодоления. Стратификация семян и другие способы предпосевной обработки семян для повышения их всхожести..
Основная литература
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 января 2015 года №18-02/44 Об утверждении Правил заготовки, переработки, хранения и использования лесных семян и контроля за их качеством, https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=74306
- Правила аттестации и учета объектов селекционно-семеноводческого назначения на участках государственного лесного фонда. Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 21 октября 2015 года № 18-02/937
- Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 марта 2012 года № 25-02-02/110 Об утверждении лесосеменного районирования
- Братилова, Н. П. Семеноводство лесообразующих пород : учеб. пособие / Н. П. Братилова, Р. Н. Матвеева, Ю. Е. Щерба ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. – Красноярск, 2017. – 92 с.
- Храмова О.Ю. Перспективные технологии в лесном семеноводстве: Учебно-методическое пособие для выполнения практических работ магистрантов по направлению подготовки 35.04.01. - Лесное дело (квалификация (степень) "магистр") / Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2016. – 47 с.
- Бессчетнов В.П., Бессчетнова Н.Н., Горелов Н.И. . Проект организации лесосеменной плантации: Учебно-методическое пособие для выполнения курсового проекта для студентов очной и заочной форм обучения факультета лесного хозяйства по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело / ФГБОУ ВО Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2015.
- Сидор, А. И. Курсовое проектирование. Селекция : порядок создания лесосеменных плантаций основных лесообразующих пород : практическое руководство / А. И. Сидор, А. И. Ковалевич, В. В. Трухоновец ; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2020. – 37 с.
Дополнительная литература
- Байзаков С.Б., Медведев А.Н., Искаков С.И., Муканов Б.М. Лесные культуры в Казахстане (книга первая): Алматы. КазНАУ. Изд-во «Агроуниверситет», 2007.
- Правила организации заготовки, переработки, хранения, использования лесных семян и контроля за их качеством. Приказ Комитета лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК от 5 марта 2007 года № 93
- ОСТ 56-74-96 Плантации лесосеменные основных лесообразующих пород. Основные требования.
- Медведев А.Н., Бессчётнов В.П., Кентбаев Е.Ж. Лесосеменное дело (Учебно-методическое пособие) Казгосагру, Алматы, 1998.
- Медведев А.Н. Подготовка семян древесных и кустарниковых пород к посеву (Методические указания для студентов). Каз СХИ, Алма-Ата, 1981.
- Правила использования, перемещения семян и посадочного материала для воспроизводства лесов и лесоразведения - постановление Правительства РК от 11 ноября 2011 года № 1329.
- Царёв А.П., Погиба С.П., Тренин В.В. Селекция и репродукция лесных древесных пород.: М., Логос, 2003.