Организация постоянных лесосеменных баз

Асангалиев Елибек Атрауович

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: изучаются закономерности плодоношения лесных насаждений, методы прогнозирования и учета урожаев семян, способы заготовки, правила хранения семян и подготовки семян к посеву, определение и контроль посевных качеств семян, районирование семян ряда древесных пород в Казахстане, создание постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе для основных лесообразующих пород РК.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Лесосеменное дело

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • овладеть приёмами организации лесосеменного дела и принципам организации постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе в условиях РК.
Задача
  • освоить теоретические основы и получить практические навыки по производству семян с ценными наследственными свойствами и высокими посевными качествами для воспроизводства лесов и лесоразведению.
Результат обучения: знание и понимание
  • знать теоретические основы лесосеменного дела;
  • понимать закономерности плодоношения деревьев и кустарников, периодичность плодоношения и способы её преодоления.
  • знать способы учёта и прогноза урожайности, способы хранения и транспортировки лесных семян;
  • знать способы определения посевных качеств, способы предпосевной подготовки семян лесных культур;
  • понимать особенности закладки ЛСП, ЛСУ основных лесообразующих пород РК.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • уметь составить проект и организовать лесосеменную базу в лесном хозяйстве с целью заготовки и переработки лесосеменного сырья;
  • владеть приёмами заготовки, переработки, хранения и транспортировки лесных семян.
Результат обучения: формирование суждений
  • умение давать объективную оценку, раскрывать содержание понятий и излагать свои знания по дисциплине, а также выражать субъективную оценку и отношение к этому знанию.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • легко и быстро ориентироваться в вопросах организации ПЛСБ, решение текущих и незапланированных задач в данной отрасли.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • уметь правильно излагать свои мысли, пользоваться научными источниками информации, пользоваться полученными знаниями на практике, работать самостоятельно.
*TeachingMethods(zh-CN)*

технология организации активных лекционных форм: лекция-визуализация (содержание представлено в образе рисунка, графика, схемы); бинарная лекция (вдвоем) — проблематизация происходит за счет формы и содержания; лекция — пресс-конференция; лекция-консультация; лекция-провокация; лекция-диалог; лекция с применением дидактических методов (мозговая атака, метод конкретных ситуаций и др.).

технология коллективного взаимообучения;

коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);

информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии;

технологии активного и проблемного обучения.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практические занятия первый и десятый 0-100
Устный опрос/тестирование
МРОП
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Практические занятия 9-15 0-100
Устный опрос/тестирование
МРОП
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основы организации постоянной лесосеменной базы. Селекционно-генетические основы организации постоянной лесосеменной базы. Основная задача лесного семеноводства. Селекционная инвентаризация и отбор плюсовых деревьев и насаждений. Генотипическая проверка плюсовых деревьев и насаждений. Создание объектов постоянной лесосеменной базы.
  • Плодоношение древесных и кустарниковых пород. Семена древесных и кустарниковых пород. Условия, влияющие на плодоношение. Повышение урожайности семян. Фенологические наблюдения за плодоношением. Учет урожая семян.
  • Семена главных древесных и кустарниковых пород. Краткая морфологическая характеристика плодов и семян. Семена лиственных древесных и хвойных пород. Семена кустарников.
  • Заготовка семян. Места сбора семян. Выбор деревьев и кустов для сбора семян. Сроки сбора семян и плодов. Техника сбора семян. Просушивание семян.
  • Очистка семян. Получение семян из сухих плодов. Получение семян из сочных плодов. Извлечение семян из шишек хвойных пород. Обескрыливание семян хвойных пород.
  • Хранение, паспортизация, упаковка и перевозка семян. Технологии хранения семян. Паспортизация семян. Упаковка и перевозка семян. Карантинный надзор.
  • Урожаи лесных семян, их учёт и прогнозирование. Способы учета урожаев семян в насаждениях. Методики прогнозирования урожаев лесных семян.
  • Показатели качества семян. Отбор образцов для проверки посевных качеств. Методы определения посевных качеств семян. Стандартизация семян.
  • Подготовка семян к посеву. Сущность глубокого и вынужденного покоя семян и способы его преодоления. Стратификация семян и другие способы предпосевной обработки семян для повышения их всхожести..
Основная литература
  • Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 января 2015 года №18-02/44 Об утверждении Правил заготовки, переработки, хранения и использования лесных семян и контроля за их качеством, https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=74306
  • Правила аттестации и учета объектов селекционно-семеноводческого назначения на участках государственного лесного фонда. Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 21 октября 2015 года № 18-02/937
  • Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 марта 2012 года № 25-02-02/110 Об утверждении лесосеменного районирования
  • Братилова, Н. П. Семеноводство лесообразующих пород : учеб. пособие / Н. П. Братилова, Р. Н. Матвеева, Ю. Е. Щерба ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. – Красноярск, 2017. – 92 с.
  • Храмова О.Ю. Перспективные технологии в лесном семеноводстве: Учебно-методическое пособие для выполнения практических работ магистрантов по направлению подготовки 35.04.01. - Лесное дело (квалификация (степень) "магистр") / Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2016. – 47 с.
  • Бессчетнов В.П., Бессчетнова Н.Н., Горелов Н.И. . Проект организации лесосеменной плантации: Учебно-методическое пособие для выполнения курсового проекта для студентов очной и заочной форм обучения факультета лесного хозяйства по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело / ФГБОУ ВО Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2015.
  • Сидор, А. И. Курсовое проектирование. Селекция : порядок создания лесосеменных плантаций основных лесообразующих пород : практическое руководство / А. И. Сидор, А. И. Ковалевич, В. В. Трухоновец ; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2020. – 37 с.
Дополнительная литература
  • Байзаков С.Б., Медведев А.Н., Искаков С.И., Муканов Б.М. Лесные культуры в Казахстане (книга первая): Алматы. КазНАУ. Изд-во «Агроуниверситет», 2007.
  • Правила организации заготовки, переработки, хранения, использования лесных семян и контроля за их качеством. Приказ Комитета лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК от 5 марта 2007 года № 93
  • ОСТ 56-74-96 Плантации лесосеменные основных лесообразующих пород. Основные требования.
  • Медведев А.Н., Бессчётнов В.П., Кентбаев Е.Ж. Лесосеменное дело (Учебно-методическое пособие) Казгосагру, Алматы, 1998.
  • Медведев А.Н. Подготовка семян древесных и кустарниковых пород к посеву (Методические указания для студентов). Каз СХИ, Алма-Ата, 1981.
  • Правила использования, перемещения семян и посадочного материала для воспроизводства лесов и лесоразведения - постановление Правительства РК от 11 ноября 2011 года № 1329.
  • Царёв А.П., Погиба С.П., Тренин В.В. Селекция и репродукция лесных древесных пород.: М., Логос, 2003.