Расчет и проектирование систем обеспечения комфортных условий труда

Даумова Гульжан Камалбеккызы

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина изучает современные отечественные и зарубежные разработки в области технологий средств и систем обеспечения безопасных условий труда и защиты окружающей среды, промышленной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях; идентифицирует опасности, оценивает риск их реализации, выбирает средства и системы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности.

贷款数: 5

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Подготовка магистрантов, которые владеют организационно-техническими основами охраны труда и умеют их применять при организации производственного процесса.
Задача
  • - привентивно прогнозировать опасные и вредные воздействия на человека (идентификация опасностей, оценка рисков); - анализировать причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - разрабатывать эффективные мероприятия по предупреждению случаев производственного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний; - пользоваться справочной и нормативно-технической документацией; - знать свои права и обязанности в области охраны труда.
Результат обучения: знание и понимание
  • Овладение базовыми знаниями в области безопасности технологических процессов, способствующих формированию высокообразованной личности с правовой грамотностью, широким кругозором и культурой мышления. Овладение специальными знаниями в области обеспечения безопасности труда.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Овладение базовыми знаниями в области безопасности технологических процессов, способствующих формированию высокообразованной личности с правовой грамотностью, широким кругозором и культурой мышления. Овладение специальными знаниями в области обеспечения безопасности труда.
Результат обучения: формирование суждений
  • Овладение специальными знаниями и методами в области обеспечения безопасности производственных процессов
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Приобретение навыков безопасного обращения с современной техникой, умение использовать информационные технологии и ресурсы для безопасной эксплуатации техники.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки обучения, способности к самостоятельному изучению: - Основам нормирования в области обеспечения охраны труда и безопасности жизнедеятельности; - методами оценки и прогноза состояния охраны труда и безопасности жизнедеятельности; - владеть приемами проведения мониторинга и аудита в области охраны труда. - обеспечивать безопасные условия труда работникам в процессе их трудовой деятельности; - принимать меры по предотвращению несчастных случаев на рабочих местах и технологических процессах; - организовывать и проводить расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством РК; - устанавливать порядок по обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия вредных и опасных факторов, а также, проводить контроль за их применением по назначению; - действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени, способам защиты населения, основам организации и проведения поисково-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и применения современных средств поражения; - характеристику способов защиты работников от последствий чрезвычайных ситуаций; - основы инженерной защиты рабочих и служащих, а также производственной деятельности объектов хозяйствования; - уметь определять с помощью приборов степень комфортности рабочей зоны и производственной среды; - работать с научной, научно-популярной литературой по охраны труда и безопасности жизнедеятельности; - разрабатывать мероприятия по повышению безопасности технологических машин и оборудования; - планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях; - объяснять социально-экологические последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Навыки работы с основными нормативными документами в области безопасности труда. Умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от опасных и вредных производственных факторов.
*TeachingMethods(zh-CN)*

1)Технологии традиционной учебной деятельности (лекционно-семинарская). 2) Технологии учебно-профессиональной деятельности. 3) Технология проблемного обучения. 4) Технологии развивающего обучения. 5) Технология дифференцированного обучения. 6) Технология деловой игры.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практические занятия 0-100
Практические занятия
Практические занятия
Практические занятия
Практические занятия
Сдача лекционного материала
Работа с нормативными документами
Тестирование
2  *Rating(zh-CN)* Практические занятия 0-100
Практические занятия
Практические занятия
Практические занятия
Практические занятия
Сдача лекционного материала
Работа с нормативными документами
Тестирование
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Проверка конспекта лекций и индивидуальный устный опрос Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологи-ческой речью, но при этом делает несуще-ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро-ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла-дение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Защита практических заданий Выполнил практическую работу в полном объеме с соблю-дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат-но выполняет все записи, таблицы, ри-сунки, чертежи, гра-фики, вычисленияправильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкова-ние основных поня-тий; сопровождает ответ новыми приме-рами, умеет приме-нить знания в новойситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усво-енным при изучении других дисциплин Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна-ний в новой ситуации, без ния связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изу-чении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче-ской работы, что поз-воляет получить пра-вильные результаты и выводы; в ходе прове-дения работы были до-пущены ошибки. При ответе навопросы обу-чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре-пятствующие дальней-шему усвоению про-граммного материала; допущено не более од-ной грубой ошибки и двух недочетов Выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра-бот не позволяет сде-лать правильных выво-дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла-дение основными зна-ниями и умениями в соответствии требова-ниями программы; до-пущены больше ошибок и недочетов, чем необ-ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав-ленных вопросов.
неполное выполнение работы или объем выполненной части работы не позволяют сделать правильные выводы. При ответе на вопросы указывает на то, что не владеет основными знаниями и навыками в соответствии с требованиями программы; 3 допущено больше ошибок и недостатков, чем необходимо для оценки, или не может ответить ни на Письменная работа, защита Полная и цельная картина по поставленной теме, включая историю по теме, ведущих ученых, современное видение, методы и технику предотвращения негативных последствий В полной мере не раскрыта происхождение и проблематика проблемы. В целом демонстрируются полные познания, возможно недостаточно систематизированные познания Эпизодические, отрывочные знания, не систематизированные. Не выполнено задание, или демонстрация полного не знания материала, проблемы
Рубежное тестирование Соответствует баллам по отвеченным вопросам (90-100) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (70-89) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (50-69) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (0-49)
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение. Методологические основы расчёта и проектирования систем обеспечения безопасности. Вредные и опасные производственные факторы.
  • Безопасность технологических процессов. Санитарно-гигиенические требования к технологическим процессам и оборудованию.
  • Нормативно-правовая и нормативно-техническая база расчёта и проектирования систем обеспечения безопасности. Законодательная база в области безопасности производства.
  • Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов
  • Санитарно-гигиенические требования к размещению производственных объектов.
  • Санитарно-гигиенические требования к рабочим местам и трудовому процессу
  • Понятие о микроклимате производственного помещения. Принципы нормирования микроклимата.
  • Производственная вентиляция, виды, назначение, принципы расчета и конструктивное исполнение.
  • Очистка воздуха на рабочем месте от пыли и вредных химических веществ.
  • Производственное освещение, системы и виды. методы расчета и принцип гигиенического нормирования естественного и искусственного освещения.
  • Источники шума на производстве, гигиеническое нормирование, средства и методы защиты от шума.
  • Источники вибрации на производстве. Средства и методы защиты от вибрации.
  • Проектирование способов и средств защиты от поражения электрическим током людей при их взаимодействии с электроустановками
  • Расчет и проектирование систем и средств обеспечения пожарной безопасности. Проектирование средств пожарной безопасности.
Основная литература
  • 1. Трудовой Кодекс Республики Казахстан, 2016 г. 2. Закон Республики Казахстан «О гражданской защите, 2014 г. 3. СН РК 2.02-01-2014 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" 4. Сборник нормативных актов Республики Казахстан по охране труда /под ред. Адбаевой К. А., Спатаева Н. Д., Караганда, 2019. - 356 с. 5. Говоров Е. И., Степанов А. Т. Общие основы охраны труда.- Алматы.: РИК по УМЛ, 2013.— 113с.
Дополнительная литература
  • 6 Безопасность жизнедеятельности./Под ред. С.В.Белова. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1999. 7 Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда). /П.П.Кукин, и др. - М.: Высш. шк., 1999. 8 Аманжолов Ж. , Охрана труда и техника безопасности; Астана : Фолиант,2011 9 Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для студентов высшего профессионального заведения-М.: Академия, 2008. 10 Аипов А.К., Охрана труда и безопасность жизнедеятельности; Учебное пособие,-Астана: Каз.УЭФМТ, 2013