Расчет и проектирование систем обеспечения комфортных условий труда
内容描述: Дисциплина изучает современные отечественные и зарубежные разработки в области технологий средств и систем обеспечения безопасных условий труда и защиты окружающей среды, промышленной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях; идентифицирует опасности, оценивает риск их реализации, выбирает средства и системы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности.
贷款数: 5
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Письменный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Подготовка магистрантов, которые владеют организационно-техническими основами охраны труда и умеют их применять при организации производственного процесса.
Задача
- - привентивно прогнозировать опасные и вредные воздействия на человека (идентификация опасностей, оценка рисков); - анализировать причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - разрабатывать эффективные мероприятия по предупреждению случаев производственного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний; - пользоваться справочной и нормативно-технической документацией; - знать свои права и обязанности в области охраны труда.
Результат обучения: знание и понимание
- Овладение базовыми знаниями в области безопасности технологических процессов, способствующих формированию высокообразованной личности с правовой грамотностью, широким кругозором и культурой мышления. Овладение специальными знаниями в области обеспечения безопасности труда.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Овладение базовыми знаниями в области безопасности технологических процессов, способствующих формированию высокообразованной личности с правовой грамотностью, широким кругозором и культурой мышления. Овладение специальными знаниями в области обеспечения безопасности труда.
Результат обучения: формирование суждений
- Овладение специальными знаниями и методами в области обеспечения безопасности производственных процессов
Результат обучения: коммуникативные способности
- Приобретение навыков безопасного обращения с современной техникой, умение использовать информационные технологии и ресурсы для безопасной эксплуатации техники.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки обучения, способности к самостоятельному изучению: - Основам нормирования в области обеспечения охраны труда и безопасности жизнедеятельности; - методами оценки и прогноза состояния охраны труда и безопасности жизнедеятельности; - владеть приемами проведения мониторинга и аудита в области охраны труда. - обеспечивать безопасные условия труда работникам в процессе их трудовой деятельности; - принимать меры по предотвращению несчастных случаев на рабочих местах и технологических процессах; - организовывать и проводить расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством РК; - устанавливать порядок по обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия вредных и опасных факторов, а также, проводить контроль за их применением по назначению; - действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени, способам защиты населения, основам организации и проведения поисково-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и применения современных средств поражения; - характеристику способов защиты работников от последствий чрезвычайных ситуаций; - основы инженерной защиты рабочих и служащих, а также производственной деятельности объектов хозяйствования; - уметь определять с помощью приборов степень комфортности рабочей зоны и производственной среды; - работать с научной, научно-популярной литературой по охраны труда и безопасности жизнедеятельности; - разрабатывать мероприятия по повышению безопасности технологических машин и оборудования; - планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях; - объяснять социально-экологические последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Навыки работы с основными нормативными документами в области безопасности труда. Умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от опасных и вредных производственных факторов.
*TeachingMethods(zh-CN)*
1)Технологии традиционной учебной деятельности (лекционно-семинарская). 2) Технологии учебно-профессиональной деятельности. 3) Технология проблемного обучения. 4) Технологии развивающего обучения. 5) Технология дифференцированного обучения. 6) Технология деловой игры.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Практические занятия | 0-100 |
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Сдача лекционного материала | ||
Работа с нормативными документами | ||
Тестирование | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Практические занятия | 0-100 |
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Сдача лекционного материала | ||
Работа с нормативными документами | ||
Тестирование | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Проверка конспекта лекций и индивидуальный устный опрос | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологи-ческой речью, но при этом делает несуще-ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро-ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла-дение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Защита практических заданий | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблю-дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат-но выполняет все записи, таблицы, ри-сунки, чертежи, гра-фики, вычисленияправильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкова-ние основных поня-тий; сопровождает ответ новыми приме-рами, умеет приме-нить знания в новойситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усво-енным при изучении других дисциплин | Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна-ний в новой ситуации, без ния связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изу-чении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче-ской работы, что поз-воляет получить пра-вильные результаты и выводы; в ходе прове-дения работы были до-пущены ошибки. При ответе навопросы обу-чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре-пятствующие дальней-шему усвоению про-граммного материала; допущено не более од-ной грубой ошибки и двух недочетов | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра-бот не позволяет сде-лать правильных выво-дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла-дение основными зна-ниями и умениями в соответствии требова-ниями программы; до-пущены больше ошибок и недочетов, чем необ-ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав-ленных вопросов. |
неполное выполнение работы или объем выполненной части работы не позволяют сделать правильные выводы. При ответе на вопросы указывает на то, что не владеет основными знаниями и навыками в соответствии с требованиями программы; 3 допущено больше ошибок и недостатков, чем необходимо для оценки, или не может ответить ни на Письменная работа, защита | Полная и цельная картина по поставленной теме, включая историю по теме, ведущих ученых, современное видение, методы и технику предотвращения негативных последствий | В полной мере не раскрыта происхождение и проблематика проблемы. В целом демонстрируются полные познания, возможно недостаточно систематизированные познания | Эпизодические, отрывочные знания, не систематизированные. | Не выполнено задание, или демонстрация полного не знания материала, проблемы |
Рубежное тестирование | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (90-100) | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (70-89) | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (50-69) | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (0-49) |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение. Методологические основы расчёта и проектирования систем обеспечения безопасности. Вредные и опасные производственные факторы.
- Безопасность технологических процессов. Санитарно-гигиенические требования к технологическим процессам и оборудованию.
- Нормативно-правовая и нормативно-техническая база расчёта и проектирования систем обеспечения безопасности. Законодательная база в области безопасности производства.
- Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов
- Санитарно-гигиенические требования к размещению производственных объектов.
- Санитарно-гигиенические требования к рабочим местам и трудовому процессу
- Понятие о микроклимате производственного помещения. Принципы нормирования микроклимата.
- Производственная вентиляция, виды, назначение, принципы расчета и конструктивное исполнение.
- Очистка воздуха на рабочем месте от пыли и вредных химических веществ.
- Производственное освещение, системы и виды. методы расчета и принцип гигиенического нормирования естественного и искусственного освещения.
- Источники шума на производстве, гигиеническое нормирование, средства и методы защиты от шума.
- Источники вибрации на производстве. Средства и методы защиты от вибрации.
- Проектирование способов и средств защиты от поражения электрическим током людей при их взаимодействии с электроустановками
- Расчет и проектирование систем и средств обеспечения пожарной безопасности. Проектирование средств пожарной безопасности.
Основная литература
- 1. Трудовой Кодекс Республики Казахстан, 2016 г. 2. Закон Республики Казахстан «О гражданской защите, 2014 г. 3. СН РК 2.02-01-2014 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" 4. Сборник нормативных актов Республики Казахстан по охране труда /под ред. Адбаевой К. А., Спатаева Н. Д., Караганда, 2019. - 356 с. 5. Говоров Е. И., Степанов А. Т. Общие основы охраны труда.- Алматы.: РИК по УМЛ, 2013.— 113с.
Дополнительная литература
- 6 Безопасность жизнедеятельности./Под ред. С.В.Белова. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1999. 7 Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда). /П.П.Кукин, и др. - М.: Высш. шк., 1999. 8 Аманжолов Ж. , Охрана труда и техника безопасности; Астана : Фолиант,2011 9 Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для студентов высшего профессионального заведения-М.: Академия, 2008. 10 Аипов А.К., Охрана труда и безопасность жизнедеятельности; Учебное пособие,-Астана: Каз.УЭФМТ, 2013