Теоретические основы и практика энергоресурсосбережения

Даумова Гульжан Камалбеккызы

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Названная дисциплина призвана обеспечить процесс, при котором темпы прироста валового внутреннего продукта должны опережать темпы прироста энергоресурсопотребления. Сложный механизм осуществления этого процесса заключается в разработке и внедрении новых ресурсосберегающих технологий и в совершенствовании существующих.

Betrag der Credits: 5

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Вооружить будущих специалистов знаниями основных положений теории и практики энергоресурсосбережения для успешного претворения их в жизнь.
Задача
  • Задачей будущих специалистов является изучение современного состояния в области использования энергетических ресурсов, государственной политики в области энергоресурсосбережения, потенциала природных и альтернативных источников энергии и перспектив их использования, способов и средств, направленных на экономию и сбережение энергетических и сырьевых ресурсов
Результат обучения: знание и понимание
  • современное состояние, основные направления государственной политики в области энергоресурсосбережения, перспективы использования альтернативных источников энергии и технических средств, направ-ленных на экономию энергетических и сырьевых ресурсов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь провести анализ производственной и экологической обстановки в отношении ее безопасности и безвредности, принимать решения для устранения и предупреждения неблагоприятных ситуаций и обеспечить организацию безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды
Результат обучения: формирование суждений
  • Выполнение нормативно-технической и нормативно-экологической документации, касающейся безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность и участвовать в разработке и реализации методов и программ в области безопасности жизнедеятельности , защиты окружающей среды, предотвращения чрезвычайных ситуаций
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Совершенствовать знания в методике разработки и проектирования схем, приборов, аппаратов и систем, используемых в безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды и восприимчивость к обучению по совершенствованию знаний в области передовых научных методов познания и пользоваться ими на уровне необходимом для оперативного решения проблем безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
Lehrmethoden

1)Технологии традиционной учебной деятельности (лекционно-семинарская). 2) Технологии учебно-профессиональной деятельности. 3) Технология проблемного обучения. 4) Технологии развивающего обучения. 5) Технология дифференцированного обучения. 6) Технология деловой игры.

Темы лекционных занятий
  • Тема 1. Энергоресурсосбережение как основа устойчивого развития
  • Тема 2. Энергоресурсосбережение и направления его реализации
  • Тема 3. Правовые основы и нормативно-техническая база энергосбережения
  • Тема 4. Потенциал невозобновляемых источников энергии Республики Казахстан
  • Тема 5. Гидроэнергетика и энергетика малых рек
  • Тема 6. Ветроэнергетика
  • Тема 7. Солнечная энергетика
  • Тема 8. Низкопотенциальные источники энергии
  • Тема 9. Геотермальная энергия
  • Тема 10. Энергия из отходов. Производство биогаза
  • Тема 11. Проблемы альтернативного энергообеспечения производств
  • Тема 12. Составление и анализ энергетического баланса предприятия
  • Тема 13. Энергоаудит
  • Тема 14. Государственный энергетический реестр
  • Тема 15. Потенциал энергоэффективности
Основная литература
  • 1. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы». 2. Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», Астана, 2011 г. 3. СТ РК СТБ 1777-2009 Системы управления энергосбережением. 4. Велькин В. И., Щелоков Я. М., Щеклеин С. Е. Возобновляемая энергетика и энергосбережение: учебник. - Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2020. - 312 с. 5. Черенцова А. А. Энерго- и ресурсосбережение: – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. – 125 с. 6. Аполлонский С.М. Энергосберегающие технологии в энергетике. Том 1. Энергосбережение в энергетике. Учебник. – изд-во Лань, 2022 - 436 с 7. Методика проведения экспертизы энергосбережения энергопотребляющего оборудования объектов в гражданских зданиях, Астана, 2010 г.
Дополнительная литература
  • 8. Пилипенко Н.В., Сиваков И.А. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности инженерных систем и сетей. Учебное пособие. – СПб: НИУ ИТМО, 2013. – 274 с. 9. Германович В., Турилин А. Альтернативные источники энергии и энергосбережение: практические конструкции по использованию энергии ветра, солнца, воды, земли, биомассы. - Санкт-Петербург: Наука и Техника, 2014. - 317 с. 10. ГОСТ. 27322-87 Энергобаланс промышленного предприятия. Общие положения. 11. СТ РК ГОСТ Р 51750-2009 Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения. 12. СТ РК ГОСТ Р 51387-2008 Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения. 13. Чоджой М.Х. Энергосбережение в промышленности. -М: Металлургия, 1982. - 270 с. 14. Ефимов А.Л. Энергобалансы промышленных предприятий. Учебное пособие. МЭИ, М. 2002 г. – 231 с 15. Варнавский Б.П., Колесников А.И., Федоров М.Н. Энергоаудит промышленных и коммунальных предприятий. Учебное пособие. - Издательство АСЭМ, 1999 . – 158 с.