Theoretical and scientific bases of life safety and environmental protection

Azamatova Zhanerke Kydyrbekovna

The instructor profile

Description: The discipline considers the theoretical and scientific basis of life safety and environmental protection, which identifies and investigates industrial hazards and develops a methodology for their prevention or mitigation in order to prevent and prevent injuries, morbidity and industrial accidents, as well as reduce environmental damage based on methods of expert-analytical assessment and management of engineering risk and the reliability of accepted engineering analysis.

Amount of credits: 6

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 30
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 90
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: University component

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • The purpose of the discipline: training of undergraduates who possess relevant theoretical and practical fundamentals of safety and harmlessness in technological processes that facilitate working conditions with maximum productivity and minimality of harm to the employee and the environment, as well as who know the methods of expert and analytical assessment of life safety and environmental protection based on engineering risk management and reliability of the decision.
Objective
  • 1. Задачей дисциплины является овладение магистрантами знаниями в прогнозировании развития негативных воздействии естественного, антропогенного и техногенного происхождения на среду обитания, оценки последствий их действия, при обеспечении устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • При изучении дисциплины у магистрантов формируются знания об основных законах живой природы, о природных ресурсах, загрязнителях и источниках загрязнения, о влиянии вредных факторов окружающей среды на организм человека, о путях уменьшения антропогенного воздействия на окружающую среду, о правовых основах охраны и защиты окружающей среды, о способах и методах организации производственной и экологической безопасности при осуществлении будущей профессиональной деятельности.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • Уметь ориентироваться в новейших открытиях в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, перспективах их использования для построения технических систем и устройств и формулировать и решать задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности, требующих углубленных професcиональных знаний и уметь проводить экспертной оценки в области оценки актуальных проблем в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды
Learning outcome: formation of judgments
  • Иметь представление о возможностях передовых научных методов и технических средств и пользоваться ими на уровне, необходимом для оперативного решения проблем безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
Learning outcome: communicative abilities
  • Демонстрировать понимание сущности и значения информации в развитии современной методов актуализации проблем БЖДиЗОС, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; использование для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • Учитывать и адекватно оценивать социальные аспекты своей профессиональной деятельности и использовать методики проведения научных исследований и расчетов, обработку статистических данных и эколого-экономических показателей эффективности проводимых исследований и разработок в области БЖДиЗОС
Teaching methods

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - выполнение лабораторных работ.

Topics of lectures
  • Введение
  • Человек и техносфера
  • Экстремальные и чрезвычайные ситуации
  • Правовые и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности и экологией
  • Системный анализ проблем безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
  • Оценка технического риска опасных производственных объектов и защиты окружающей среды
  • Современные научные направления в развитии безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
  • Достижения современной науки и передовой практики в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
  • Мировой и исторический опыт законодательства в области БЖД
  • Порядок разработки, принятия, введения законов и подзаконных актов
  • Понятие, предмет и система экологического права
  • Механизм природопользования и охраны окружающей природной среды
  • Экологическое нормирование и стандартизация
Key reading
  • 1 Қазақстан Республикасының Конституциясы, Алматы, 30 тамыз 1995ж. 10.03.2017. № 51-VI өзгерістері мен толықтыруларымен. 2 Қазақстан Республикасының Еңбек Кодексі. 2015 жылғы 23 қарашадағы № 414-V ҚРЗ. (06.04.2016ж. өзгерістері мен толықтыруларымен). 3 Даумова Г.К. Еңбекті қорғау: оқу құралы. - Өскемен: ШҚМТУ, 2017.-134 б 4 Жаданов Н., Құдайбергенов Н. Б. Еңбек қорғау. Ауыл шаруашылығы,экономика және көлік салаларына арналған: оқу құралы Астана : "Фолиант" баспасы, 2010. - 197 б. 5 Әбдіров А. Қауіпсіздік техникасы. – Астана: Фолиант, 2010 – 87 б. 6 Безопасность и охрана труда в РК. Сборник нормативных актов. Правила и требования. Типовые инструкции; Алматы: Lem , 2017.-206с. 7 Охрана труда и техника безопасности в строительстве (СНИП РК 1.03-05-2011); Алматы: Lem , 2016.-154с. 8 Аманжолов Ж., Охрана труда и техника безопасности: Учебное пособие. 2-ое издание.-Астана: Фолиант, 2011. -440 с. 9 Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009.- 556 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов. 10 Экологический кодекс Республики Казахстан//Юридический вестник в Казахстане.- Алматы,№1 (109), 01.2007,-147 с. 11 Розанов Л.Л. Геоэкология. – М.: Дрофа, 2010. – 272 с
Further reading
  • 12. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе 13. Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года N 456 О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров 14. Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-I Об авторском праве и смежных правах 6. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года N 422-I Об охране селекционных достижений 7. Инструкция по составлению, оформлению и рассмотрению заявки на выдачу патента на изобретение