Актуальные проблемы в области безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды
内容描述: Курс включает теоретические и практические основы безопасности и безвредности технологических процессов. Актуальные вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания, чистоты окружающей среды и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях, с достижениями современной науки и передовой практики в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
贷款数: 5
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | устный экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Цель дисциплины: подготовка магистрантов, владеющих актуальными теоретическими и практическими основами безопасности и безвредности в технологических процессах, облегчающих условия труда при максимальной производительности и минимальности нанесения вреда работнику и окружающей среде, а также знающих методы экспертно-аналитической оценки безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды на основе управления инженерным риском и надежности принятого решения.
Задача
- Задачей дисциплины является овладение магистрантами знаниями в прогнозировании развития негативных воздействии естественного, антропогенного и техногенного происхождения на среду обитания, оценки последствий их действия, при обеспечении устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях.
Результат обучения: знание и понимание
- При изучении дисциплины у магистрантов формируются знания об основных законах живой природы, о природных ресурсах, загрязнителях и источниках загрязнения, о влиянии вредных факторов окружающей среды на организм человека, о путях уменьшения антропогенного воздействия на окружающую среду, о правовых основах охраны и защиты окружающей среды, о способах и методах организации производственной и экологической безопасности при осуществлении будущей профессиональной деятельности.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь ориентироваться в новейших открытиях в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, перспективах их использования для построения технических систем и устройств и формулировать и решать задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности, требующих углубленных професcиональных знаний и уметь проводить экспертной оценки в области оценки актуальных проблем в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды
Результат обучения: формирование суждений
- Иметь представление о возможностях передовых научных методов и технических средств и пользоваться ими на уровне, необходимом для оперативного решения проблем безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Демонстрировать понимание сущности и значения информации в развитии современной методов актуализации проблем безопасности жизнедеятельности, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; использование для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Учитывать и адекватно оценивать социальные аспекты своей профессиональной деятельности и использовать методики проведения научных исследований и расчетов, обработку статистических данных и эколого-экономических показателей эффективности проводимых исследований и разработок в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
*TeachingMethods(zh-CN)*
В ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями; самостоятельное решение разнообразных задач; проблемно-ориентированное обучение; учебно-исследовательская деятельность; коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и др.).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Выполнение задания по практическим работам | 0-100 |
Выполнение задания по практическим работам | ||
Выполнение задания по темам СРО | ||
Выполнение тестовые задания по материалам лекции | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Выполнение задания по практическим работам | 0-100 |
Выполнение задания по практическим работам | ||
Выполнение задания по темам СРО | ||
Выполнение тестовые задания по материалам лекции | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет ос-новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основы дисциплины Актуальные проблемы в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
- Методы управления и оценки безопасности воздействия негативных факторов на человека, техносферу и окружающую среду
- Опасность как центральное понятие безопасности жизнедеятельности. Виды опасностей.
- Виды опасности технических систем и защиту от них;
- Структура и характеристика разделов безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
- Обеспечение промышленной и экологической безопасности предприятия. Основные направления и методы
- Трудовой кодекс РК. Основные понятия, разделы. Цель и задачи трудового законодательства Республики Казахстан
- Экологический Кодекс РК. Основные положения, разделы. Цель и задачи экологического законодательства Республики Казахстан
- Теория приемлемого риска. Технические и социально-экономические риски в масштабе государства
- Анализ случаев производственного травматизма, в том числе метод экономической оценки
- Экспертная оценка техногенного риска опасных производственных объектов
- Экспертная оценка экологического риска
Основная литература
- 1. Қазақстан Республикасының экология кодексі Қазақстан Республикасының 2021 жылғы 2 қаңтардағы № 400-VI ҚРЗ Кодексі https://adilet.zan.kz/kaz/docs/K2100000400 2 Қазақстан Республикасының Еңбек Кодексі. 2015 жылғы 23 қарашадағы № 414-V ҚРЗ. (31.03.2021ж. өзгерістері мен толықтыруларымен). https://adilet.zan.kz/kaz/docs/K1500000414 3 Қазақстан Республикасының «Азаматтық қорғау туралы» Заңы 2014 жылғы 11 сәуірдегі № 188-V ҚРЗ. https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1400000188 4 Қазақстан Республикасының биологиялық қауіпсіздігі туралы. Қазақстан Республикасының Заңы 2022 жылғы 21 мамырдағы № 122-VII ҚРЗ.https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z2200000122 5 Даумова Г.К. Еңбекті қорғау: оқу құралы. - Өскемен: ШҚМТУ, 2017.-134 б. 6 Янчуревич О.В., Рыжая А.В. Актуальные проблемы экологии : - Ч. 1. -Гродно : ГрГУ, 2014. - 211 с. 7 Охрана труда и техника безопасности в строительстве; Алматы: Lem , 2016.-154с. 8 Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2019.- 556 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов. 9 Волчек А.А. Актуальные научно-технические и экологические проблемы сохранения среды обитания: Ч. 1. -Брест: БрГТУ, 2016. -339 с. 10 Жалпы және қолданбалы экология негіздері : оқу құралы / А. Ш. Букунова, М. И. Кайсина, М.Қ. 11 Букунова А. Ш. Өндірістік санитария және еңбек гигиенасы. Оқу құралы. Өскемен; ШҚТУ, 2021.-118б. 12 Беспалько, Н. Е. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности и медицинская экология. В 2 частях. Ч.1 : учебное пособие / Н. Е. Беспалько, А. В. Козачек. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2023. — 161 c. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141054.html 13 Ханнанова-Фахрутдинова, Л. Р. Гигиена и экология человека: воздействие окружающей среды : учебно-методическое пособие / Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова, Л. Ю. Махоткина, О. Е. Гаврилова. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2018. — 124 c. — ISBN 978-5-7882-2506-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/100524.html
Дополнительная литература
- 1. Актуальные проблемы экологии и природопользования: сборник научных трудов XXI Международной научно-практической конференции: под редакцией Т.Н. Ледащева. в 3 т. Москва, 2020 г. – Москва : РУДН, 2020. 520с. 2 Жаданов Н., Құдайбергенов Н. Б. Еңбек қорғау. Ауыл шаруашылығы,экономика және көлік салаларына арналған: оқу құралы Астана: "Фолиант" баспасы, 2010. - 197 б. 3 Дрижд Н.А., Харьковский В.С Система безопасности труда на горных предприятиях. Астана. Фолиант 2004. Лот №240-144с. 4 Гражданкин А.И., Белов П.Г. Экспертная система оценки техногенного риска опасных производственных объектов. «Безопасность труда в промышленности», № 11, 2002.-С 6…10. 5 Невский А.В. Методика определения класса профессионального риска. «Безопасность труда и жизнедеятельности» № 12, 1997. –С. 39-43. 6 Аманжолов Ж., Охрана труда и техника безопасности: Учебное пособие. 2-ое издание.-Астана: Фолиант, 2014. -440 с. 7Богданов, И. И. Экология человека и социальные проблемы : учебное пособие / И. И. Богданов. — Омск : Издательство ОмГПУ, 2019. — 316 c. — ISBN 978-5-8268-2231-9. https://www.iprbookshop.ru/105339.html 8. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 9. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 10. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com