Актуальные проблемы в области безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды

Букунова Альмира Шошановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Курс включает теоретические и практические основы безопасности и безвредности технологических процессов. Актуальные вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания, чистоты окружающей среды и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях, с достижениями современной науки и передовой практики в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды

贷款数: 5

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* устный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Цель дисциплины: подготовка магистрантов, владеющих актуальными теоретическими и практическими основами безопасности и безвредности в технологических процессах, облегчающих условия труда при максимальной производительности и минимальности нанесения вреда работнику и окружающей среде, а также знающих методы экспертно-аналитической оценки безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды на основе управления инженерным риском и надежности принятого решения.
Задача
  • Задачей дисциплины является овладение магистрантами знаниями в прогнозировании развития негативных воздействии естественного, антропогенного и техногенного происхождения на среду обитания, оценки последствий их действия, при обеспечении устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях.
Результат обучения: знание и понимание
  • При изучении дисциплины у магистрантов формируются знания об основных законах живой природы, о природных ресурсах, загрязнителях и источниках загрязнения, о влиянии вредных факторов окружающей среды на организм человека, о путях уменьшения антропогенного воздействия на окружающую среду, о правовых основах охраны и защиты окружающей среды, о способах и методах организации производственной и экологической безопасности при осуществлении будущей профессиональной деятельности.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь ориентироваться в новейших открытиях в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, перспективах их использования для построения технических систем и устройств и формулировать и решать задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности, требующих углубленных професcиональных знаний и уметь проводить экспертной оценки в области оценки актуальных проблем в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды
Результат обучения: формирование суждений
  • Иметь представление о возможностях передовых научных методов и технических средств и пользоваться ими на уровне, необходимом для оперативного решения проблем безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Демонстрировать понимание сущности и значения информации в развитии современной методов актуализации проблем безопасности жизнедеятельности, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; использование для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Учитывать и адекватно оценивать социальные аспекты своей профессиональной деятельности и использовать методики проведения научных исследований и расчетов, обработку статистических данных и эколого-экономических показателей эффективности проводимых исследований и разработок в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
*TeachingMethods(zh-CN)*

В ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями; самостоятельное решение разнообразных задач; проблемно-ориентированное обучение; учебно-исследовательская деятельность; коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и др.).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Выполнение задания по практическим работам 0-100
Выполнение задания по практическим работам
Выполнение задания по темам СРО
Выполнение тестовые задания по материалам лекции
2  *Rating(zh-CN)* Выполнение задания по практическим работам 0-100
Выполнение задания по практическим работам
Выполнение задания по темам СРО
Выполнение тестовые задания по материалам лекции
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет ос-новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основы дисциплины Актуальные проблемы в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
  • Методы управления и оценки безопасности воздействия негативных факторов на человека, техносферу и окружающую среду
  • Опасность как центральное понятие безопасности жизнедеятельности. Виды опасностей.
  • Виды опасности технических систем и защиту от них;
  • Структура и характеристика разделов безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
  • Обеспечение промышленной и экологической безопасности предприятия. Основные направления и методы
  • Трудовой кодекс РК. Основные понятия, разделы. Цель и задачи трудового законодательства Республики Казахстан
  • Экологический Кодекс РК. Основные положения, разделы. Цель и задачи экологического законодательства Республики Казахстан
  • Теория приемлемого риска. Технические и социально-экономические риски в масштабе государства
  • Анализ случаев производственного травматизма, в том числе метод экономической оценки
  • Экспертная оценка техногенного риска опасных производственных объектов
  • Экспертная оценка экологического риска
Основная литература
  • 1. Қазақстан Республикасының экология кодексі Қазақстан Республикасының 2021 жылғы 2 қаңтардағы № 400-VI ҚРЗ Кодексі https://adilet.zan.kz/kaz/docs/K2100000400 2 Қазақстан Республикасының Еңбек Кодексі. 2015 жылғы 23 қарашадағы № 414-V ҚРЗ. (31.03.2021ж. өзгерістері мен толықтыруларымен). https://adilet.zan.kz/kaz/docs/K1500000414 3 Қазақстан Республикасының «Азаматтық қорғау туралы» Заңы 2014 жылғы 11 сәуірдегі № 188-V ҚРЗ. https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1400000188 4 Қазақстан Республикасының биологиялық қауіпсіздігі туралы. Қазақстан Республикасының Заңы 2022 жылғы 21 мамырдағы № 122-VII ҚРЗ.https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z2200000122 5 Даумова Г.К. Еңбекті қорғау: оқу құралы. - Өскемен: ШҚМТУ, 2017.-134 б. 6 Янчуревич О.В., Рыжая А.В. Актуальные проблемы экологии : - Ч. 1. -Гродно : ГрГУ, 2014. - 211 с. 7 Охрана труда и техника безопасности в строительстве; Алматы: Lem , 2016.-154с. 8 Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2019.- 556 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов. 9 Волчек А.А. Актуальные научно-технические и экологические проблемы сохранения среды обитания: Ч. 1. -Брест: БрГТУ, 2016. -339 с. 10 Жалпы және қолданбалы экология негіздері : оқу құралы / А. Ш. Букунова, М. И. Кайсина, М.Қ. 11 Букунова А. Ш. Өндірістік санитария және еңбек гигиенасы. Оқу құралы. Өскемен; ШҚТУ, 2021.-118б. 12 Беспалько, Н. Е. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности и медицинская экология. В 2 частях. Ч.1 : учебное пособие / Н. Е. Беспалько, А. В. Козачек. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2023. — 161 c. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141054.html 13 Ханнанова-Фахрутдинова, Л. Р. Гигиена и экология человека: воздействие окружающей среды : учебно-методическое пособие / Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова, Л. Ю. Махоткина, О. Е. Гаврилова. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2018. — 124 c. — ISBN 978-5-7882-2506-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/100524.html
Дополнительная литература
  • 1. Актуальные проблемы экологии и природопользования: сборник научных трудов XXI Международной научно-практической конференции: под редакцией Т.Н. Ледащева. в 3 т. Москва, 2020 г. – Москва : РУДН, 2020. 520с. 2 Жаданов Н., Құдайбергенов Н. Б. Еңбек қорғау. Ауыл шаруашылығы,экономика және көлік салаларына арналған: оқу құралы Астана: "Фолиант" баспасы, 2010. - 197 б. 3 Дрижд Н.А., Харьковский В.С Система безопасности труда на горных предприятиях. Астана. Фолиант 2004. Лот №240-144с. 4 Гражданкин А.И., Белов П.Г. Экспертная система оценки техногенного риска опасных производственных объектов. «Безопасность труда в промышленности», № 11, 2002.-С 6…10. 5 Невский А.В. Методика определения класса профессионального риска. «Безопасность труда и жизнедеятельности» № 12, 1997. –С. 39-43. 6 Аманжолов Ж., Охрана труда и техника безопасности: Учебное пособие. 2-ое издание.-Астана: Фолиант, 2014. -440 с. 7Богданов, И. И. Экология человека и социальные проблемы : учебное пособие / И. И. Богданов. — Омск : Издательство ОмГПУ, 2019. — 316 c. — ISBN 978-5-8268-2231-9. https://www.iprbookshop.ru/105339.html 8. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 9. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 10. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com