Оценка надежности, живучести и безопасности технических систем

Даумова Гульжан Камалбеккызы

Портфолио преподавателя

Описание: Формирование понятий теории надежности, живучести и безопасности технических систем с учетом их специфики, мониторинг условий труда и охраны окружающей среды, оценки технического риска опасных производственных объектов и охраны окружающей среды, освоение методологии анализа риска, изучение методов оценки надежности, живучести, безопасности технических систем и сохранения их работоспособности.

Количество кредитов: 6

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Письменный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Освоить методы оценки живучести, надежности и безопасности технических систем
Задача
  • Получение знаний: - - понятий надежности технических систем и техногенного риска; - понятий безопасности и живучести технических систем; - методологии анализа и оценки техногенного риска; - основных качественных и количественных методов оценки риска.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать: Теория надежности машин и конструкций. Показатели надежности, математические модели надежности и отказов. Математические ожидания числа отказов и применение теории надежности к условиям проектирования машин и конструкций. Теория живучести. Модели накопления повреждений. Механика усталостного разрушения.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь применять на практике полученные знания и навыки при ведении профессиональной деятельности, научных исследований, принятии решений.
Результат обучения: формирование суждений
  • Приобретение познаний об оценке основных показателях надежности; об испытаниях на надежность и прогнозировании показателей надежности; о сборе и подготовке к обработке данных о надежности; технико-экономической эффективности повышения надежности, безопасности и живучести технических систем.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Овладение способностями прогнозировать, оценивать, устранять причины последствия взаимодействия компонентов в технических системах.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки: - уметь выполнять оценку и расчет основных свойств и параметров надежности технических объектов; - уметь выполнять структурные схемы надежности технических систем и их расчет; - сформулировать основные методы повышения надежности; - уметь выполнять оценку безопасности и живучести технических систем.
Методы преподавания

1)Технологии традиционной учебной деятельности (лекционно-семинарская). 2) Технологии учебно-профессиональной деятельности. 3) Технология проблемного обучения. 4) Технологии развивающего обучения. 5) Технология дифференцированного обучения. 6) Технология деловой игры.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практические занятия 0-100
Практические занятия
Практические занятия
Практические занятия
Сдача лекционного материала
Работа с нормативными документами
Тестирование
2  рейтинг Практические занятия 0-100
Практические занятия
Практические занятия
Сдача лекционного материала
Работа с нормативными документами
Тестирование
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Проверка конспекта лекций и индивидуальный устный опрос Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологи-ческой речью, но при этом делает несуще-ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро-ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла-дение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Защита практических заданий Выполнил практическую работу в полном объеме с соблю-дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат-но выполняет все записи, таблицы, ри-сунки, чертежи, гра-фики, вычисленияправильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкова-ние основных поня-тий; сопровождает ответ новыми приме-рами, умеет приме-нить знания в новойситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усво-енным при изучении других дисциплин Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна-ний в новой ситуации, без ния связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изу-чении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче-ской работы, что поз-воляет получить пра-вильные результаты и выводы; в ходе прове-дения работы были до-пущены ошибки. При ответе навопросы обу-чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре-пятствующие дальней-шему усвоению про-граммного материала; допущено не более од-ной грубой ошибки и двух недочетов Выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра-бот не позволяет сде-лать правильных выво-дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла-дение основными зна-ниями и умениями в соответствии требова-ниями программы; до-пущены больше ошибок и недочетов, чем необ-ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав-ленных вопросов.
неполное выполнение работы или объем выполненной части работы не позволяют сделать правильные выводы. При ответе на вопросы указывает на то, что не владеет основными знаниями и навыками в соответствии с требованиями программы; 3 допущено больше ошибок и недостатков, чем необходимо для оценки, или не может ответить ни на Письменная работа, защита Полная и цельная картина по поставленной теме, включая историю по теме, ведущих ученых, современное видение, методы и технику предотвращения негативных последствий В полной мере не раскрыта происхождение и проблематика проблемы. В целом демонстрируются полные познания, возможно недостаточно систематизированные познания Эпизодические, отрывочные знания, не систематизированные. Не выполнено задание, или демонстрация полного не знания материала, проблемы
Рубежное тестирование Соответствует баллам по отвеченным вопросам (90-100) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (70-89) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (50-69) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (0-49)
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1 Введение
  • Тема 2 Основные понятия надежности технических систем
  • Тема 3
  • Тема 4
  • Тема 5
  • Тема 6
  • Тема 7
  • Тема 8
  • Тема 9
  • Тема 10
  • Тема 11
  • Тема 12
  • Тема 13
  • Тема 14
  • Тема 15
Основная литература
  • 1 Акимов В.А., Лапин В.Л., Попов В.М., Пучков В.А., Томаков В.И., Фалеев М.И. Надежность технических систем и техногенный риск. — М.: Деловой экспресс. 2002.-368 с. 2 Ветошкин А.Г., Марунин В.И. Надежность и безопасность технических систем. – Пенза, изд-во Пензенского государственного университета, 2020-129 с 3 ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения. 4 ГОСТ 27.310-95. Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения. 5 ГОСТ 27.204-83 Надежность в технике. Технологические системы. Технические требования к методам оценки надежности по параметрам производительности. 6 Надежность технических систем: справочник под ред. Ушакова И.А.- М., Машиностроение, 1985 - 489 с. 7 Хенли Э.Дж., Кумамото Х. Надежность технических систем и оценка риска. - М.: Машиностроение, 1984. 8 Адуевский и др. Надежность и эффективность в технике. Справочник. - М.: Машиностроение, 2019. 9 Диллон Б., Сингх Ч. Инженерные методы обеспечения надежности систем. - М.: Мир, 1984. 10 Беляев Ю.К. и др. Надежность технических систем. Справочник. - М.: Радио и связь, 1985. 11 Стекольников Ю.И..Живучесть систем. Теоретические основы/ Ю.И.Стекольников. – М.: Политехника, 2013. – 155 с.
Дополнительная литература
  • 12 Раздорожный А.А. «Безопасность производственной деятельности», Москва, Инфра-М, 2003, 44-49 с. 13 РД 03-418-01. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов. 14 Труханов В.М. Надежность в технике. - М.: Машиностроение, 1999. –598 с. 15 Гнеденко Б.В., Беляев Ю.К., Соловьев А.Д. Математические методы в теории надежности. – М.: Наука, 1965 - 524c. 16 Герцбах И.Б., Кордонский Х.Б. Модели отказов. Под ред. Гнеденко Б.В. – М.: Советское радио, 1966. – 166 с. 17 Безопасность жизнедеятельности./Под ред. С.В.Белова. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1999. 18 Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда). /П.П.Кукин, и др. - М.: Высш. шк., 1999.