Оценка надежности, живучести и безопасности технических систем
Описание: Формирование понятий теории надежности, живучести и безопасности технических систем с учетом их специфики, мониторинг условий труда и охраны окружающей среды, оценки технического риска опасных производственных объектов и охраны окружающей среды, освоение методологии анализа риска, изучение методов оценки надежности, живучести, безопасности технических систем и сохранения их работоспособности.
Количество кредитов: 6
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Освоить методы оценки живучести, надежности и безопасности технических систем
Задача
- Получение знаний: - - понятий надежности технических систем и техногенного риска; - понятий безопасности и живучести технических систем; - методологии анализа и оценки техногенного риска; - основных качественных и количественных методов оценки риска.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать: Теория надежности машин и конструкций. Показатели надежности, математические модели надежности и отказов. Математические ожидания числа отказов и применение теории надежности к условиям проектирования машин и конструкций. Теория живучести. Модели накопления повреждений. Механика усталостного разрушения.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь применять на практике полученные знания и навыки при ведении профессиональной деятельности, научных исследований, принятии решений.
Результат обучения: формирование суждений
- Приобретение познаний об оценке основных показателях надежности; об испытаниях на надежность и прогнозировании показателей надежности; о сборе и подготовке к обработке данных о надежности; технико-экономической эффективности повышения надежности, безопасности и живучести технических систем.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Овладение способностями прогнозировать, оценивать, устранять причины последствия взаимодействия компонентов в технических системах.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки: - уметь выполнять оценку и расчет основных свойств и параметров надежности технических объектов; - уметь выполнять структурные схемы надежности технических систем и их расчет; - сформулировать основные методы повышения надежности; - уметь выполнять оценку безопасности и живучести технических систем.
Методы преподавания
1)Технологии традиционной учебной деятельности (лекционно-семинарская). 2) Технологии учебно-профессиональной деятельности. 3) Технология проблемного обучения. 4) Технологии развивающего обучения. 5) Технология дифференцированного обучения. 6) Технология деловой игры.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Практические занятия | 0-100 |
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Сдача лекционного материала | ||
Работа с нормативными документами | ||
Тестирование | ||
2 рейтинг | Практические занятия | 0-100 |
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Сдача лекционного материала | ||
Работа с нормативными документами | ||
Тестирование | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Проверка конспекта лекций и индивидуальный устный опрос | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологи-ческой речью, но при этом делает несуще-ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро-ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла-дение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Защита практических заданий | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблю-дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат-но выполняет все записи, таблицы, ри-сунки, чертежи, гра-фики, вычисленияправильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкова-ние основных поня-тий; сопровождает ответ новыми приме-рами, умеет приме-нить знания в новойситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усво-енным при изучении других дисциплин | Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна-ний в новой ситуации, без ния связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изу-чении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче-ской работы, что поз-воляет получить пра-вильные результаты и выводы; в ходе прове-дения работы были до-пущены ошибки. При ответе навопросы обу-чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре-пятствующие дальней-шему усвоению про-граммного материала; допущено не более од-ной грубой ошибки и двух недочетов | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра-бот не позволяет сде-лать правильных выво-дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла-дение основными зна-ниями и умениями в соответствии требова-ниями программы; до-пущены больше ошибок и недочетов, чем необ-ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав-ленных вопросов. |
неполное выполнение работы или объем выполненной части работы не позволяют сделать правильные выводы. При ответе на вопросы указывает на то, что не владеет основными знаниями и навыками в соответствии с требованиями программы; 3 допущено больше ошибок и недостатков, чем необходимо для оценки, или не может ответить ни на Письменная работа, защита | Полная и цельная картина по поставленной теме, включая историю по теме, ведущих ученых, современное видение, методы и технику предотвращения негативных последствий | В полной мере не раскрыта происхождение и проблематика проблемы. В целом демонстрируются полные познания, возможно недостаточно систематизированные познания | Эпизодические, отрывочные знания, не систематизированные. | Не выполнено задание, или демонстрация полного не знания материала, проблемы |
Рубежное тестирование | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (90-100) | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (70-89) | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (50-69) | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (0-49) |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1 Введение
- Тема 2 Основные понятия надежности технических систем
- Тема 3
- Тема 4
- Тема 5
- Тема 6
- Тема 7
- Тема 8
- Тема 9
- Тема 10
- Тема 11
- Тема 12
- Тема 13
- Тема 14
- Тема 15
Основная литература
- 1 Акимов В.А., Лапин В.Л., Попов В.М., Пучков В.А., Томаков В.И., Фалеев М.И. Надежность технических систем и техногенный риск. — М.: Деловой экспресс. 2002.-368 с. 2 Ветошкин А.Г., Марунин В.И. Надежность и безопасность технических систем. – Пенза, изд-во Пензенского государственного университета, 2020-129 с 3 ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения. 4 ГОСТ 27.310-95. Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения. 5 ГОСТ 27.204-83 Надежность в технике. Технологические системы. Технические требования к методам оценки надежности по параметрам производительности. 6 Надежность технических систем: справочник под ред. Ушакова И.А.- М., Машиностроение, 1985 - 489 с. 7 Хенли Э.Дж., Кумамото Х. Надежность технических систем и оценка риска. - М.: Машиностроение, 1984. 8 Адуевский и др. Надежность и эффективность в технике. Справочник. - М.: Машиностроение, 2019. 9 Диллон Б., Сингх Ч. Инженерные методы обеспечения надежности систем. - М.: Мир, 1984. 10 Беляев Ю.К. и др. Надежность технических систем. Справочник. - М.: Радио и связь, 1985. 11 Стекольников Ю.И..Живучесть систем. Теоретические основы/ Ю.И.Стекольников. – М.: Политехника, 2013. – 155 с.
Дополнительная литература
- 12 Раздорожный А.А. «Безопасность производственной деятельности», Москва, Инфра-М, 2003, 44-49 с. 13 РД 03-418-01. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов. 14 Труханов В.М. Надежность в технике. - М.: Машиностроение, 1999. –598 с. 15 Гнеденко Б.В., Беляев Ю.К., Соловьев А.Д. Математические методы в теории надежности. – М.: Наука, 1965 - 524c. 16 Герцбах И.Б., Кордонский Х.Б. Модели отказов. Под ред. Гнеденко Б.В. – М.: Советское радио, 1966. – 166 с. 17 Безопасность жизнедеятельности./Под ред. С.В.Белова. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1999. 18 Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда). /П.П.Кукин, и др. - М.: Высш. шк., 1999.