Методы научных исследований
Описание: Целью данного курса является формирование у докторантов способности к ведению исследовательской деятельности на основании анализа, систематизации и обобщения результатов научных исследований в области разработки математических моделей и их реализации средствами компьютерных технологий при решении конкретных прикладных задач.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Анализ, теория численности и приближения
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 75 |
СРО | 30 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Цель дисциплины - содействие формированию у докторантов представлений о методологии и методах научных исследований, формированию исследовательской компетентности и их готовности применять полученные знания и умения в организации собственного научного исследования и организации научно-исследовательской работы в своей профессиональной деятельности.
Задача
- Освоение методологических основ научного познания и творчества
- Получение знаний в области подобия и моделирования физических процессов, вычислительного эксперимента
- овладение методикой постановки оптимального эксперимента и обработки результатов измерений
Результат обучения: знание и понимание
- должен знать особенности выбора направления научного исследования и этапы его осуществления;
- должен знать задачи и методы теоретических исследований;
- должен понимать классификацию, типы и задачи экспериментальных исследований;
- должен понимать информационное обеспечение научных исследований;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований в предметной сфере профессиональной деятельности, состав исследовательских работ, определяющие их факторы
- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности
- адаптировать современные достижения науки и наукоёмких технологий к образовательному и самообразовательному процессу;
- работать с естественнонаучной литературой разного уровня (научно-популярные издания, периодические журналы), в том числе на иностранных языках.
Результат обучения: формирование суждений
- уметь формировать суждения о современных методах и научного исследования в предметной сфере;
- уметь формировать суждения о способах осмысления и критического анализа научной информации;
Результат обучения: коммуникативные способности
- уметь рассуждать о направлениях научного исследования;
- уметь рассуждать о информационном обеспечении научных исследований.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- развивать навыки совершенствования и развития своего научного потенциала;
- способность изучать современные методы научного исследования в предметной сфере.
Методы преподавания
- лекции и онлайн-лекции, лабораторные занятия с применением слайдов и других средств мультимедиа.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Задание 1. Теоретическое исследования по теме диссертации | 0-100 |
Задание 2. Организация процесса проведения исследования по теме диссертации | ||
Задание 3. Методы фрактального и мультифрактального анализа | ||
2 рейтинг | Задание 4. Основные понятия математического планирования эксперимента | 0-100 |
Задание 5. Планирование эксперимента с независимыми количественными факторами. Планирование эксперимента с качественными факторами. | ||
Задание 6. Экспериментальное исследования по теме исследования | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Методы научного исследования» в становлении докторанта как исследователя
- Школы и направления современной методологии
- Методы науки и их роль в поиске истины
- Методы формальной логики и их роль в научном исследовании
- Гипотетико-дедуктивный путь познания познания
- Абдукция и поиск объяснительных гипотез
- Методы анализа и построения теории
- Методы и функции научного объяснения
- Методы и функции понимания
- Философские методы в сфере подготовки научного исследования
Основная литература
- Овчаров, А. О. Актуальные проблемы современных научных исследований: методология, экономика, статистика: сборник статей / А.О. Овчаров. М.: Директ-Медиа, 2021. – 143 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=215311
- Рузавин, Г. И. Методология научного познания. Учебное пособие. М., Изд.: Юнити-Дана, 2020. // http://biblioclub.ru
- Кожухар, В. М. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : Учебное пособие / В. М. Кожухар. - М.: Дашков и К, 2020. - 216 с. - ISBN 978-5-394-01711-7. http://www.znanium.com/catalog.php?bookinfo=415587 ЭБС Знаниум
Дополнительная литература
- Основы научных исследований: Учебное пособие/В.М. Кожухар.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2018.-216 с. ISBN 978-5-394-00346-2
- Князев А.С. Прогноз: Научные методы [Текст] / А. С. Князев, Д. А. Князев. - М., 2006. – 564 с.