Эконометрика
Beschreibung: Эконометрика изучает количественные и качественные экономические взаимосвязи с помощью математических и статистических методов и моделей. Даёт инструментарий и методологию оценки параметров экономических моделей. Используется для прогнозирования экономических процессов. Изучаются виды моделей, этапы их построения, парная и множественная линейная и нелинейная регрессии, метод наименьших квадратов, критерии оценки качества уравнения регрессии.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Статистика
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | письменный экзамен |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- Целью изучения дисциплины является изучение эконометрических моделей и методов, выработка навыков их применения для анализа социально-экономических явлений и процессов.
Задача
- Задачи: умение использовать методы эконометрики для прикладных целей. В частности, студенты должны уметь: – обосновывать закономерности изучаемого экономического объекта; – определять основные показатели, характеризующие объект; – устанавливать взаимосвязи между этими показателями; – формировать статистическую информацию о процессе; – специфицировать систему совместных уравнений (одно уравнение); – идентифицировать взаимосвязи между показателями в системе уравнений (одном уравнении); оценивать качество расчетов по модели; – выполнять практические расчеты по модели и делать экономико-математический анализ результатов. Уметь и иметь опыт эконометрического моделирования с использованием современных пакетов программ статистического анализа и мировых информационных ресурсов.
Результат обучения: знание и понимание
- обладает базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- знает тенденции социального развития общества, умеет адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях способен выполнять необходимые для составления финансовых разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
Результат обучения: формирование суждений
- владеет навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Результат обучения: коммуникативные способности
- способен работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; умеет находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- стремится к профессиональному и личностному росту владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Устный опрос | 0-100 |
Устный опрос | ||
Индивидуальное задание | ||
Тест | ||
Решение задач | ||
Решение задач | ||
2 Bewertung | Индивидуальное задание | 0-100 |
Тест | ||
Решение задач | ||
Решение задач | ||
Решение задач | ||
Решение задач | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Критерии оценки знаний в форме семинара, практического задания (работы), устного опроса (дискуссия), тестовых заданий | - оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | - оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | - оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); - оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; | - оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; - оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; - оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в эконометрику. Понятие и сущность эконометрики. Практическое применение эконо-метрических моделей. Цели и задачи эконометрики. Этапы построения эко-нометрических моделей. Представление экономических моделей в математической форме, удобной для проведения эмпирического анализа. (Спецификация). Оценка параметров построенной модели. (Параметризация). Проверка качества найденных параметров модели. (Верификация). Использование построенных моделей для объяснения поведения ис-следуемых экономических показателей, прогнозирования и предсказания
- Базовые понятия теории вероятности и статистики. Вероятностный эксперимент, событие, вероятность. Случайная вели-чина. Числовые характеристики случайных величин. Законы распределений случайных величин. Таблицы распределений и их применение. Взаимосвязь случайных величин. Генеральная совокупность и выборка. Способы представления и обра-ботки статистических данных. Вычисление выборочных характеристик.
- Парная линейная регрессия. Взаимосвязи экономических переменных. Эндогенные и экзогенные переменные. Суть регрессионного анализа. Парная линейная регрессия. Ин-терпретация уравнения регрессии. Оценка параметров парной регрессионной модели. Теорема Гаусса-Маркова. Метод наименьших квадратов.
- Проверка качества уравнения регрессии. Классическая модель линейной регрессии. Предпосылки для применения метода наименьших квадратов. Анализ точности определения оценок коэффициентов регрессии. Проверка гипотез о коэффициентах уравнения линейной регрессии. Интервальные оценки для коэффициентов уравнения линейной регрессии. Доверительные интервалы для зависимой переменной. Проверка общего качества уравнения регрессии. Коэффициент детерминации R2
- Множественная линейная регрессия. Определение параметров уравнения регрессии. Расчет и интерпретация коэффициентов множественной линейной регрессии. Дисперсии и стандарт-ные ошибки коэффициентов. Интервальные оценки коэффициентов теорети-ческого уравнения регрессии. Анализ качества эмпирического уравнения множественной линейной регрессии. Проверка статистической значимости коэффициентов уравнения регрессии. Проверка общего качества уравнения регрессии. Проверка вы-полнимости предпосылок МНК. Статистика Дарбина-Уотсона
- Нелинейная регрессия. Логарифмические (лог-линейные) модели. Полулогарифмические мо-дели. Обратная модель. Степенная модель. Показательная модель. Преобразование случайного отклонения. Выбор формы модели. Проблемы спецификации.
- Гетероскедастичность. Суть гетероскедастичности. Последствия гетероскедастичности. Обнаружение гетероскедастичности. Тесты на гетероскедастичность. Методы смягчения проблемы гетероскедастичности
- Автокорреляция. Суть и причины автокорреляции. Последствия автокорреляции. Обна-ружение автокорреляции. Критерий Дарбина-Уотсона. Автокорреляция с ла-говой зависимой переменной. Методы устранения автокорреляции.
- Мультиколлинеарность. Суть мультиколлинеарности. Последствия мультиколлинеарности. Определение мультиколлинеарности. Методы устранения мультиколлинеарности.
- Фиктивные переменные в регрессионных моделях. Необходимость использования фиктивных переменных. Модели ANCOVA. Сравнение двух регрессий. Использование фиктивных перемен-ных в сезонном анализе. Фиктивная зависимая переменная. Тест Чоу.
- Динамические модели и прогнозирование. Общие сведения о временных рядах и задачах и анализа. Лаги в эко-номических моделях. Оценка моделей с лагами в независимых переменных. Авторегрессионные модели. Полиномиально распределеннные лаги Алмон. Оценка авторегрессионных моделей. Проблема автокорреляции остатков. Обнаружение и устранение. Прогнозирование с помощью временных рядов.
- Системы одновременных уравнений Необходимость использования систем уравнений. Составляющие си-стем уравнений. Смещенность и несостоятельность оценок МНК для систем одновременных уравнений. Косвенный метод наименьших квадратов (КМНК). Инструментальные переменные. Проблема идентификации. Необ-ходимые и достаточные условия идентифицируемости. Оценка систем уравнений.
Основная литература
- Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. - 1022 с.
- Агаларов, З. С. Эконометрика : учебник для вузов / З. С. Агаларов, А. И. Орлов. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2024. — 380 c. — ISBN 978-5-394-05570-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144177.html
- Джонстон Дж. Эконометрические методы. М.: Статистика, 1980. 432 с.
- Доугерти К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М, 2009. 465 с.
- Орлов, А. И. Эконометрика : учебник / А. И. Орлов. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 525 c. — ISBN 978-5-4497-2540-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134694.html
- Магнус Я.Р, Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. М.: Дело, 2007. 504 с.
- Эконометрика / Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2007. 575 с.
- Кремер, Н. Ш. Эконометрика : учебник для студентов вузов / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко ; под редакцией Н. Ш. Кремера. — 3-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 328 c. — ISBN 978-5-238-01720-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141535.html
- Саркисян, Р. С. Эконометрика : учебное пособие / Р. С. Саркисян. — Новокузнецк : Знание-М, 2021. — 328 c. — ISBN 978-5-00187-114-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/120421.html
- Эконометрика: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Курышева [и др.); под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
- Тимофеев, В. С. Эконометрика : учебник для академического бакалавриата / В. С. Тимофеев, Л. В. Фаддеенков, В. Ю. Щеколдин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
- Баум, К. Ф. Эконометрика. Применение пакета stata : учебник и практикум для вузов / К. Ф. Баум ; под ред. С. А. Айвазяна, Г. И. Пеникаса. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
- Рассел Дэвидсон Теория и методы эконометрики / Рассел Дэвидсон, Джеймс Г. Мак-Киннон. — Москва : Дело, 2018. — 936 c. — ISBN 978-5-7749-1205-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/95131.html
- Орлов, А. И. Эконометрика : учебное пособие / А. И. Орлов. — 4-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 676 c. — ISBN 978-5-4497-2467-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/133992.html
- Носко В.П. Эконометрика. В 2 книгах. Кн.1 / Носко В.П.. — Москва : Дело, 2021. — 704 c. — ISBN 978-5-85006-294-1 (кн.1), 978-5-85006-293-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119176.html
- Носко В.П. Эконометрика. В 2 книгах. Кн.2 / Носко В.П.. — Москва : Дело, 2021. — 592 c. — ISBN 978-5-85006-295-8 (кн.2), 978-5-85006-293-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119177.html
Дополнительная литература
- Еремеева Н.С. Эконометрика : лабораторный практикум в Excel. Учебное пособие / Еремеева Н.С., Лебедева Т.В.. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 159 c. — ISBN 978-5-7410-1509-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/61426.html
- Эконометрика : практикум / . — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 157 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/66130.html
- Эконометрика. Парный регрессионный анализ : практикум / А. В. Логачёв, О. М. Логачёв, М. В. Пудова, С. Е. Хрущев. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2020. — 184 c. — ISBN 978-5-7014-0958-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106163.html
- Кошевой, О. С. Эконометрика : учебное пособие / О. С. Кошевой, Н. В. Некрылова. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2025. — 83 c. — ISBN 978-5-4497-3460-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144501.html
- Буравлев А.И. Эконометрика : учебное пособие / Буравлев А.И.. — Москва : Лаборатория знаний, 2021. — 165 c. — ISBN 978-5-93208-571-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109431.html
- Меньщикова, В. И. Эконометрика : учебное пособие / В. И. Меньщикова. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2024. — 129 c. — ISBN 978-5-8265-2846-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/148492.html