Казахский (русский) язык
Beschreibung: Настоящая программа по общеобразовательной дисциплине "Казахский язык" направлена на новый формат изучения языка и на формирование социально-культурных знаний, совершенствование коммуникативной компетентности студента, развитие личностного потенциала. Продолжительность обучения по настоящей программе, в соответствии со структурой образовательной программы высшего образования, составляет 300 академических часов (10 академических кредитов).
Betrag der Credits: 10
Пререквизиты:
- Казахский (русский) язык
- Казахский (русский) язык. Школьный курс
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | |
Praktische Arbeiten | 45 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
реферат | |
Endkontrollformular | реферат |
Form der Endkontrolle |
Komponente: Обязательный компонент
Zyklus: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- Преподавание предмета казахский язык в соответствии с международным стандартом преподавания языка в высших и (или) средних учебных заведениях Республики Казахстан, повышение значимости и значения казахского языка как государственного, обучать будущего специалиста казахскому языку в научной, общественной жизни, формируя умение использовать его как средство общения в культурной и политической сферах.
Задача
- 1) развитие и дальнейшее совершенствование языковых навыков обучающегося на казахском языке;
- 2) раскрыть многообразие стилистических возможностей казахского языка в разных функциональных стилях, способах эффективного общения в разных коммуникативных ситуациях;
- 3) обеспечить общее представление о нормах казахского языка на уровне морфологии, синтаксиса, словоупотребления, показать своеобразие текущей речевой ситуации;
- 4) расширить активный словарный запас учащихся, повысить активность его использования, показать богатство казахской лексики и фразеологии, познакомить с различными словарями и пособиями, показывающими взаимодействие языка и культуры;
- 5) развитие умения распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; комментирование языковых явлений при необходимости; оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия области и ситуации общения;
- 6) алған білімдері мен дағдыларын өзінің сөйлеу практикасында, оның ішінде кәсіби бағдарланған қарым-қатынас саласында қолдануға үйрету; қарым-қатынастың әртүрлі салалары мен жағдайларында тілдің нормативтік және мақсатқа сай қолданылуын жетілдіру.
Результат обучения: знание и понимание
- читать и понимать различные типы текстов в разных жанрах, выделять основную и вспомогательную информацию, анализировать и дифференцировать смысловые части в текстах, формулировать основную идею, описывать заключительные разделы текста в целом и его отдельные структурные элементы;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- 1. используя наиболее распространенные в обиходе грамматические единицы, свободно включаться в различные речевые ситуации в бытовой, образовательной, социальной, культурной, профессиональной сферах, участвовать в собеседованиях, оказывать поддержку, запрашивать необходимую информацию;
Результат обучения: формирование суждений
- демонстрировать компетентность в условиях личного, социального и профессионального общения в соответствии со спецификой языка, культуры, сферы общения; обсуждать культурные и социально значимые вопросы в дискуссиях, высказывать свою точку зрения, аргументированно отстаивать ее, критически оценивать мнение собеседников.
Результат обучения: коммуникативные способности
- 1. запрашивать и сообщать информацию в соответствии с ситуацией взаимоотношений, оценивать действия участников, использовать информацию как средство воздействия на собеседника в контексте познания и коммуникации.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- 1. научится писать корреспонденцию различного назначения на казахском языке, писать статьи, аннотации, тезисы, писать виды статей, эссе по своему интересу;
Lehrmethoden
1. Проблемное обучение: создание проблемных ситуаций и организация активной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение основами, навыками, навыками, развиваются мыслительные способности; 2. Исследовательские методы: самостоятельное обнаружение через погружение в изучаемую проблему и поиск путей ее решения; 3. Технология игровых методов (ролевых, деловых и других видов обучающих игр): развитие познавательной деятельности, наличие определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Понимание информации в тексте. | 0-100 |
Найти основную, дополнительную информацию в тексте. | ||
Находить в тексте опорные слова, сопоставлять похожие предметы. | ||
Изложение текста с использованием опорных слов из текста. | ||
Вести диалог по ситуации. | ||
Ведите дневник, рассказывая историю. | ||
Информирование , описание информации. | ||
Рассказывать небольшую историю. | ||
Высказывать свое мнение. Представить свое мнение, привести доводы. | ||
Описание рабочего места. | ||
Описывать, рассказывать опорными словами. | ||
Повествование, описание по ситуации. | ||
Интервью по теме. Написание писем через социальные сети. | ||
Написать небольшой рассказ по структуре. | ||
Пересказ текста с помощью использованием основного словарного запаса. | ||
Endkontrolle | реферат, экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Устный опрос | На все поставленные вопросы даются исчерпывающие и обоснованные ответы, в ответах определяется главное; ответы могут быть конкретными но краткими, мысли изложены в логической последовательности; умеет самостоятельно анализировать факты, события, явления, описывать процессы их взаимосвязи и развития | На поставленные вопросы даются полные, достаточно обоснованные ответы; в ответах определено главное, ответы в основном короткие, не всегда четкие. | В основном на все поставленные вопросы были даны правильные ответы, но без соответствующей глубины и основания, главное при ответе на вопросы выделялось; ответы были расплывчатыми и без соответствующей логической последовательности; на личные и дополнительные вопросы не отвечали. Недостаточно словарного запаса. | Суть вопроса не понимает, сын не знает значение слов, лексический, словарный запас необходимых нет. |
Письменная работа/ Эссе | Отвечает всем требованиям, наряду с научной новизной и оригинальностью. Тема раскрыта полностью, позиция автора ясна, есть логические и обоснованные выводы. Оформлена работа на высоком уровне. | Такие требования, как оценка" отлично". Кроме того, обучающимся предоставляется литература, представленная в программе учебного предмета. В общем, раскрыта тема эссе; выводы сформулированы, но недостаточно обоснованы; использована необходимая основная и дополнительная литература; позиция автора недостаточно ярко выражена. Грамотный дизайн. | Тема раскрывается на основе использования нескольких основных и дополнительных источников; слабо выражена собственная позиция, есть выводы, но они не обоснованы; материал изложен без надлежащих доказательств. Есть недостатки в конструкции. | Тема не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и заключения; нет ссылок на литературу, в которой также указан силлабус. Есть недостатки в оформлении работы. |
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного текста | Оригинал понимает основное содержание текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, предсказать значение слов, незнакомых из контекста, с помощью словообразовательных элементов или по аналогии с родным языком. | Оригинал понимает основное содержание текста, может выделить основную мысль и установить отдельные факты. Но языковой прогноз недостаточно развит, некоторые незнакомые слова трудно понять, часто обращаются к словарю, темп чтения медленный. | Он не до конца понимает основное содержание прочитанного, способен констатировать лишь небольшие факты в тексте, его лингвистическое предсказание совершенно не развито. | Не понимает содержания текста или неправильно понимает содержание текста, не может найти в тексте определенные факты. |
Работа на практических (семинарских) занятиях | Теоретическое содержание курса освоено в полной мере, сформированы необходимые практические навыки работы с освоенным материалом, имеются предусмотренные учебной программой бар учебные задания орындалды выполнены, качество их выполнения оценивалось по числу баллов, близкому к максимальному. | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые пра-тические навыки работы с освоенным материалом недостаточны, рассмотрены в учебной ориентации ылған все учебные задания выполнены, ни одно из них не оценено по качеству места с минимальным количеством баллов, задания выполнены с ошибками. | Теоретическое содержание курса освоено частично, но оно не имеет значения, необходимые практические навыки работы с освоенным мате риалом ТАС в основном опалубка, рассматриваются в учебной программе учебная задача большинство выполняется, некоторые выполненные задания могут содержать ошибки. | Теоретическое содержание курса не освоено, не сформированы необходимые практические навыки работы, имеются грубые ошибки в выполненном учебном классе. Дополнительная самостоятельная работа по материалам курса не приведет к значительному повышению качества выполнения учебных заданий. |
Лексико-грамматическая работа | Правильно определять значение лексических слов, давать правильные определения языковых понятий; определять понимание материала, основывать свое мнение, применять знания на практике, приводить необходимые примеры; последовательно и правильно излагать материал с точки зрения норм литературного языка. | Одна ошибка допускает 1-2 ошибки, которые исправляются несколькими самими, и 1-2 ошибки в последовательности изложенного материала и языковой структуре. | Знает и понимает несколько важных/или одних основных правил в определении значения слова, но не излагает полностью материал и допускает неточности в определении понятий или формулировании правил; не может достаточно глубоко и аргументированно обосновать свои суждения и привести свои примеры; допускает ошибки в непоследовательном изложении материала и языковом оформлении изложенного. | Задание определяет, не выполнено ли оно, или с большим количеством грубых ошибок, не знает большую часть соответствующего раздела материала, искажает их смысл, делает ошибки в формулировке определений и правил, неустойчиво и уверенно излагает материал. |
Рубежный контроль | За выполненную работу, без ошибок и изъянов, задания должны быть выполнены на 100%. | На работе ставится одна грубая ошибка и не более одного-двух недостатков, не более трех недостатков. От 70 до 89% заданий должны быть выполнены. | Выставляется в случае, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или имеет не более одной грубой ошибки и двух недостатков, не более одной грубой и одной грубой ошибки, не более трех грубых ошибок, одной грубой ошибки и не более трех недостатков, четырех-пяти недостатков. | Выставляется, если количество ошибок и недочетов превышает 3 оценочные нормы или при правильном выполнении менее 50% всей работы. |
Реферат | Выполнены все требования к написанию и защите работы: установлена проблема и обоснована ее актуальность, проведен краткий анализ различных подходов к рассматриваемой проблеме и логически изложена его позиция, сформулированы выводы, полностью раскрыта тема, соблюдены объемы, соблюдены требования к внешнему виду, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Содержание темы полностью раскрыто и работа соответствует теме рассвета, есть обоснованные выводы по каждому разделу; работа выполнена правильно, есть несущественные стилистические ошибки; работа выполнена самостоятельно, вся выбранная литература проанализирована и использована в работе. | Основные требования к реферату и его защите были выполнены, но менее обоснованы. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность рассуждений; не соблюден объем реферата; имеются пробелы в оформлении; при защите не даны исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы. Работа в основном соответствует теме или имеет высокий объем, выводы в основном соответствуют содержанию раздела; Работа в основном выполнена правильно, есть некоторые несущественные стилистические тики и грамположительные тики; работа велась в основном самостоятельно, использовалась литература | Требования частично не соответствуют требованиям айтамаз.рлықтай есть отклонения. В частности, тема только частично қамтыл ния; дополнительные вопросы - направлены на конкретные ошибки при ответе; не заключение при защите. Содержание работы частично соответствует теме; заключения или несовершения работы отдела по всем разделам | Тема не раскрыта, явно выражено серьезное недоразумение вопроса, содержание работы не соответствует заявленной теме; формулировок нет или не соответствует содержанию раздела, текст работы оформлен небрежно, нечитаемо, имеются стилистические и грамматические ошибки, фрагмент текста из одного или нескольких источников не может быть переписан без раздумий, литература не появляется. |
Письменный экзамен | Содержание письменной работы полностью соответствует требованиям; нет явных ошибок; содержание изложено аргументированно; работа отличается богатством словаря, точностью словосочетания. В целом, в работе имеется 1 дефект речи и 1-2 дефекта речи. Допускается: -1 орфография или -1 пунктуация, или -1 грамматика ошибка. | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от нормы); содержание в основном достоверное, но есть четкие фактические неточности; имеются незначительные нарушения аргументативности в изложении мысли. В целом в работе допускается не более 2 недостатков содержания и от 3 до 4 недостатков речи. Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или - 1 орфографические и 3 пунктуационные ошибки, или - 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. | В работе есть существенные отступления от проблемы; работа-это самое главное, есть одно белое; есть отдельные реальные неточности; есть неправильное слово. В целом в работе допускается не более 4-х речевых недостатков и 5 речевых недостатков. Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. | Демонстрирует знание основ дисциплины, навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, не знает минологии. Выставляется, если количество ошибок и недочетов превышает 3 оценочные нормы или при правильном выполнении менее 50% всей работы. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы практических занятий
- Лексическая тема: Моё окружение. 1. Я и мое окружение 2. Мои сверстники. Нахождение значимых слов в тексте. Отчетная информация. Понять основную информацию. Грамматика: переходная наст. время, отрицательная форма.
- 1. Дружная семья. Найдти из текста ключевые слова, сравнивать и описывать похожие вещи. Найдити дополнительную информацию. Описание семьи с помощ. диалога. Грамматика: переходно настоящего времени, множественного числа.
- Дружная семья. Находить в тексте опорные слова, сопоставлять похожие предметы. Найти дополнительную информацию. Описание семьи через диалог. Грамматика: множественное число переходного настоящего времени.
- Управление временем. Поиск основной информации в тексте с помощью ключевых слов. Повествование с использованием основного словарного запаса. Найти основную, дополнительную информацию. Написание короткого рассказа с использованием связующих слов в тексте. Грамматика: етістік +уға тырысады, етістік +уды ұнатады құрылымы.
- 1. Мой распорядок дня. Определение основной мысли через ведущие слова из текста. Найти основную информацию. Ведение диалога по речевой ситуации. Написание описательных значимых фраз. Составление рассказа с использованием периодически значимых слов. Грамматика: етістік +уға ұмтылады құрылымы.
- 1. Оценка времени. Найти в тексте детали, связанные с темой. Ведение диалога по ситуации. Определение достоверности информации. Ведите дневник, рассказывая историю. Грамматика: глагол + етістік / гі/кі/кі +ы / і кел- структура.
- Лексическая тема: студенческая жизнь. 1. Специфика моего учебного заведения. 2. Мои сокурсники. Определение слов описательного значения в тексте. Информирование , описание информации. Монолог описания, сообщения. Описание по структуре. Грамматика: глагол + етістік / гі/кі/кі + притажательный оканчание келмейді/келмеді - структура.
- 1. Чем занимаются студенческие организации? 1. Рассказывание историй по структуре. 2. Найти порядок повествования в тексте. 3.определение информации опорными словами. Рассказывая небольшую историю. Грамматика: глагол + етістік / гі/кі / кі + тәуелдік жалғау кел.
- 1. Легко ли быть студентом? Обнаружение показаний, представленных в информации. Высказывать свое мнение. Поиск темы информации. Представить свое мнение, привести доводы. Грамматика: местоимения неопределенности.
- Лексическая тема: работа. Найти в тексте описательные слова. Описание места работы, официальное собеседование. Найти содержательную информацию. Описать место, написать письмо по электронной почте. Грамматика: местоимения неопределенности.
- 1.Квалифицированный специалист. Найти в тексте описательные, повествовательные слова. Описывать, рассказывать опорными словами. Определение достоверности информации. Написание причинно-следственных предложений. Грамматика: отрицательная форма прошедшего времени, сравнительный степень прилагательного, потому что, потому что союзы.
- Лексическая тема: Интересы молодежи. 1. Вид спорта, который мне нравится. Поиск темы, достоверности информации. Найти дополнительную информацию, описать найти значимые слова. Повествование, описание по ситуации. Повествовательная работа над структурой. Грамматика: переменное прошедшее время (-атын,-етін,-итін).
- 1. Много сидите в социальных сетях? Описание нахождение значимых слов. Нахождение достоверности информации. Интервью по теме. Написание писем через социальные сети. Грамматика: вспомогательный глагол "было/ было"; отрицательная форма переходного прошедшего времени.
- Лексическая тема: общественные места. В ресторане. В культурных местах. Найти порядок информации в тексте, найти основную информацию. Найти основную, дополнительную информацию на собеседовании. Создание интервью. Написать рассказ по структуре. Грамматика: структура глагола + а/е/й алу құрылымы.
- 1. В аэропорту 2. На вокзале Найти порядок информации в тексте, найти основную информацию. Найти основную, дополнительную информацию на собеседовании. Создание интервью. Написать рассказ по структуре. Грамматика: структура глагола + A/E / Y. Поиск ключевой информации с помощью ключевых слов. Повествование с использованием основного словарного запаса. Грамматика: етістік +а/е/й алма құрылымы, етістік + а/е/й алма құрылымының көпше түрі.
Основная литература
- 1. Байбатанова Ф.И. Қазақ тілі (А2 деңгейі). Оқу құралы (техникалық жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған) – Өскемен:Д.Серікбаев атындағы ШҚТУ, 2023. -142б.
- 2. Жаксылыкова Б.С. Қазақ тілі (В1 деңгейі). Оқу құралы (техникалық жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған) – Өскемен: ШҚТУ, 2023. -112б
- 3. Бакиева Ә.К. Қазақ тілі. Оқу құралы. – Өскемен:Д.Серікбаев атындағы ШҚТУ, 2022.- 126 б.
- 4. Абдуова Б.С., Асанова Ұ.О. Қазақ тілі: Орыс тілді топтарға арналған оқу құралы.- Астана, 2017. -282 б.
- 5. Досмамбетова Г.Қ., Балабеков А.К., Бозбаева-Хунг А.Т., Хазимова Ә.Ж., Салыхова Б.О. Қазақ тілі: базалық деңгейге арналған оқулық. Ұлттық тестілеу орталығы. – Астана, 2016.
Дополнительная литература
- 1. Казахский язык и национальные ценности. Комплексное учебное пособие.Книга 1-4. - Алматы: Еверо, 2018.
- 2. Бизаков С. Словарь синонимов – Алматы: Изд - во «Арыс», 2015. - 640 С.
- 3. Орфографический словарь / шестое издание. Сост.: Н.Уали, К. Кудеринова, А. Фазылжанова, Ж. Исаева, Н.Амиржанова, А. Амирбекова.- Алматы: Изд - во «Дәуір», 2013. - 720 С.
- 4. Калиев. Толковый словарь казахского языка. Алматы, 2014. - 728 С.
- 5. Национальный стандарт Республики Казахстан. Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Средний уровень. Общее владение. СТ РК 1925-2015-Астана, 2015
- 6. Кенесбаев И. Фразеологический словарь-Алматы: Изд-во» Арыс", 2007. - 800 С.
- 7. Онлайн-ресуры: kaz-tili.kz, www.sozdik.kz, www. soylem.kz, tilalemi.kz. emle.kz. terminkom.kz. atau.kz
- 8.Ерназарова З.Ш. Эссе түрлері. – Алматы, 2019. – 80 б.