Технологические машины для переработки продукции растениеводства и животноводства
Описание: Дисциплина направлена на изучение принципов работы, конструкции и эффективного применения оборудования, используемого в послеуборочной обработке, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции. Целью является подготовка специалистов, способных грамотно подбирать и эксплуатировать технику, обеспечивая высокое качество переработки и минимальные потери продукции. В ходе обучения формируются навыки технического анализа, оценки эффективности и обслуживания оборудования, а также компетенции в области инженерно-технологического сопровождения агропромышленных процессов.
Количество кредитов: 6
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 30 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 90 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | Экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по устройству, принципам работы, классификации, наладке и эксплуатации технологических машин и оборудования, применяемых при переработке продукции растениеводства и животноводства, а также умение выбирать оптимальные технологические решения для повышения эффективности агроперерабатывающих процессов.
Задача
- Изучить виды, конструктивные особенности и функциональные параметры машин для переработки зерна, плодов, овощей, кормов и другой продукции растениеводства. Рассмотреть оборудование для переработки молока, мяса, шерсти, яиц и других продуктов животноводства. • Изучить технологические процессы первичной, механической, термической и биохимической переработки сельскохозяйственной продукции. • Изучить принципы работы основных узлов и механизмов: транспортеров, дробилок, сепараторов, смесителей, прессов, сушилок, охлаждающих установок и т.д. • Освоить методы расчёта производительности и энергоемкости технологических машин. • Научиться проводить техническое обслуживание, диагностику, регулировку и наладку оборудования. • Освоить требования безопасности, качества и стандартизации, применяемые в агроперерабатывающей отрасли. • Сформировать навыки выбора оборудования в зависимости от вида сырья, объёма производства и технологических условий.
Результат обучения: знание и понимание
- Студент знает классификацию, назначение и конструктивные особенности технологических машин, применяемых при переработке продукции растениеводства и животноводства. Понимает принципы работы основных узлов и механизмов: транспортеров, дробилок, смесителей, сепараторов, прессов, сушильных и охлаждающих установок. Знает основные технологические процессы обработки сельскохозяйственного сырья — механические, термические, биохимические и гидротермические операции. Понимает требования к качеству, санитарии, безопасности и стандартизации при эксплуатации перерабатывающего оборудования. Ориентируется в параметрах производительности, энергоёмкости и эффективности работы технологических машин. Понимает технологические схемы переработки зерна, овощей, плодов, кормов, молока, мяса и других видов сырья. Знает современные тенденции развития и автоматизации машин и оборудования агроперерабатывающих предприятий.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Студент умеет применять знания о конструкциях и принципах работы технологических машин для решения практических задач переработки сельскохозяйственного сырья. Способен выполнять расчёты производительности, энергоёмкости и технологических параметров машин и оборудования. Умеет подбирать подходящее оборудование в зависимости от вида сырья, его физико-механических свойств и технологических требований. Способен анализировать технологические схемы переработки продукции растениеводства и животноводства и оптимизировать их с учётом условий производства. Может выполнять наладку, регулировку и базовую диагностику машин и механизмов. Применяет требования техники безопасности, санитарии и стандартов качества при работе с технологическим оборудованием. Способен использовать полученные знания для решения инженерных задач, связанных с механизацией и модернизацией перерабатывающих процессов.
Результат обучения: формирование суждений
- Студент способен критически оценивать конструктивные решения технологических машин и обоснованно выбирать наиболее эффективные варианты оборудования. Умеет анализировать технологические процессы переработки сырья, выявлять узкие места и предлагать технически обоснованные способы их оптимизации. Способен оценивать влияние параметров машин и режимов работы на качество готовой продукции и безопасность технологического процесса. Может сопоставлять различные технологические схемы переработки и принимать аргументированные решения на основе технических, экономических и санитарно-гигиенических критериев. Умеет выявлять потенциальные риски при эксплуатации оборудования и формировать обоснованные рекомендации по их снижению. Способен делать выводы на базе нормативных документов, стандартов и требований безопасности, а также учитывать современные тенденции развития агроперерабатывающей техники.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Студент способен чётко и грамотно передавать техническую информацию о конструкциях, принципах работы и параметрах технологических машин в устной и письменной форме. Умеет объяснять особенности технологических процессов переработки сырья специалистам и неспециалистам, адаптируя уровень технических деталей. Способен эффективно взаимодействовать с инженерами, технологами, операторами оборудования и другими участниками производственного процесса. Может готовить структурированные отчёты, технологические схемы, презентации и другие материалы, обеспечивая понятность и корректность представленной информации. Умеет аргументировано защищать технические решения, предложенные для модернизации или оптимизации перерабатывающих процессов. Использует современные цифровые средства коммуникации (инженерные платформы, онлайн-сервисы, САПР и т.б.) для обмена данными и обсуждения производственных задач.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Студент способен самостоятельно осваивать новые виды технологического оборудования, изучать их конструктивные особенности и принципы работы. Умеет находить, анализировать и критически оценивать техническую документацию, стандарты, эксплуатационные руководства и научно-технические источники. Способен планировать собственную траекторию обучения, ставить учебные цели и выбирать эффективные методы их достижения. Легко адаптируется к новым технологическим решениям, цифровым системам управления оборудованием и инженерным программным средствам. Может оценивать собственные знания и навыки, выявлять пробелы и самостоятельно устранять их через самостоятельное обучение. Проявляет инициативу в изучении современных технологий переработки сельскохозяйственного сырья, инновационных машин и методов автоматизации. Способен к непрерывному профессиональному росту и расширению инженерных компетенций.
Методы преподавания
Интерактивные методы обучения – дискуссии, кейс-стади, деловые игры, групповая работа, проблемное обучение. Цифровые образовательные технологии – LMS-платформы (Moodle, Platonus, Canvas, Teams), виртуальные лаборатории, симуляторы, мультимедийные материалы, онлайн-тестирование. • Дистанционное и смешанное обучение – видеолекции, вебинары, онлайн-семинары, сочетание онлайн и офлайн форматов. • Проектное и исследовательское обучение – выполнение практико-ориентированных проектов и мини-исследований. • Технология “перевернутого класса” – самостоятельное изучение теории + практическая работа в аудитории. • Компетентностно-ориентированное обучение – развитие профессиональных, коммуникативных и аналитических навыков. • Адаптивные и инклюзивные технологии – индивидуализация подачи материала, специальные ресурсы для студентов с ООП. • Использование искусственного интеллекта и аналитики в образовании – автоматическая проверка, персонализированные траектории обучения, адаптивные задания.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| 2 рейтинг | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| В соответствии с 8 разделом "Политика оценивания учебных достижений обучающихся" АП НАО «ВКТУ» 029-III-2022 Академическая политика НАО «ВКТУ имени Д. Серикбаева» | Владеет теоретическими знаниями, знает терминологию и основные понятия по дисциплине, умеет логично и понятно излагать лекционный материал, понимает технологические процессы и их составные части, анализирует общий объем полученных знаний для применения в индивидуальных заданиях, показывает логические и обоснованные решения при выполнении практических работ. | Владеет теоретическими знаниями, знает терминологию и основные понятия по дисциплине, умеет логично и понятно излагать лекционный материал, понимает технологические процессы и их составные части, но с помощью преподавателя анализирует общий объем полученных знаний для применения в индивидуальных заданиях и показывает логические и обоснованные решения при выполнении практических работ на 70-89%. | Владеет более 50% теоретическими знаниями, знает терминологию и основные понятия по дисциплине, умеет логично и понятно излагать лекционный материал, понимает технологические процессы и их основные составные части, только с помощью преподавателя может применить объем полученных знаний для выполнения индивидуальных заданий и показывает логические и обоснованные решения при выполнении практических работ на 50-69%. | Владеет менее 50% теоретическими знаниями, не знает терминологию и основные понятия по дисциплине, не умеет логично и понятно излагать лекционный материал, не понимает технологические процессы и их основные составные части, без интенсивной помощи преподователя не может выполнить индивидуальные заданя и показывает менее 50 % выполнения практических работ. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в технологические машины агропромышленного комплекса: назначение, классификация, область применения
- Физико-механические свойства сельскохозяйственного сырья и их влияние на выбор оборудования
- Основы механизации и технологические процессы переработки продукции растениеводства и животноводства
- Транспортирующие машины и механизмы: элеваторы, конвейеры, нории, транспортеры
- Дробильное и измельчающее оборудование: молотковые дробилки, вальцовые станки, измельчители кормов
- Сепараторы и сортировочные машины: воздушно-решётные, вибрационные, центробежные установки
- Машины для очистки, калибровки и подготовки зерна и семян
- Оборудование для тепловой обработки сырья: сушилки, жаровни, пастеризаторы, стерилизаторы
- Прессы и экструдирующее оборудование для переработки растительного сырья
- Оборудование для переработки плодоовощной продукции: соковыжималки, измельчители, мойки, сортировщики
- Технологические машины молочной промышленности: сепараторы, гомогенизаторы, пастеризационно-охладительные установки
- Оборудование мясной промышленности: мясорубки, куттеры, фаршемешалки, термические камеры
- Автоматизация и цифровизация технологических процессов переработки
- Энергетические и эксплуатационные характеристики машин: производительность, энергоёмкость, экономичность
- Требования безопасности, стандартизация и техническое обслуживание технологического оборудования
Основная литература
- Киселёв В.Г., Лихачёв П.А. Машины и оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции. — М.: Колос, 2019. (Өңдеу машиналарының құрылымы, жұмыс принциптері, технологиялық схемалар.) Кузнецов Л.А., Дубровин В.В. Технологическое оборудование предприятий АПК. — М.: Академия, 2020. (АПК кәсіпорындарындағы негізгі технологиялық жабдықтар.) Фролов В.Ф., Бычков А.А. Машины и аппараты пищевых производств. — СПб.: Профессия, 2018. (Тамақ өнімдерін өңдеу машиналарының теориясы және конструкциялары.) Кочуров В.П. Оборудование для переработки продукции растениеводства. — М.: Агропромиздат, 2017. (Дән, жеміс, көкөніс, техникалық дақылдарды өңдеу машиналары.) Соколов И.А., Пастухов В.М. Оборудование молочной и мясной промышленности. — М.: Академия, 2021. (Сүт және ет өнімдерін өңдеу жабдықтары.) Шепелев А.В. Механизация и оборудование переработки сельхозсырья. — Воронеж: ВГТУ, 2018. (Өңдеу жабдықтарының есебі, өнімділік, энергия тұтыну.) Меркурьев Н.А. Процессы и аппараты пищевых производств. — М.: ДеЛи, 2019. (Жылулық, механикалық, биохимиялық өңдеу процестері.) Гайнанов А.Ф., Иванов Ю.Н. Оборудование предприятий по переработке растительного сырья. — Казань, 2020. (Өсімдік шикізатын терең өңдеу жабдықтары.)
Дополнительная литература
- Гусев В.А., Козлов Н.П. Оборудование и технологии пищевых производств. — СПб.: Профессия, 2020. (Тамақ өнеркәсібіндегі машиналар, процестер және автоматтандыру.) Баранов А.В., Семёнов С.В. Технологическое оборудование АПК: современные решения и инновации. — М.: Инфра-М, 2021. (Агроөнеркәсіп секторындағы жаңа технологиялар.) Голубев А.Н. Механизация процессов сельскохозяйственного производства. — М.: Колос, 2018. (Өндіріс механизациясының жалпы қағидалары.) Шматков Г.П. Оборудование для переработки плодоовощной продукции. — Ростов н/Д, 2019. (Жеміс-көкөністі өңдеу жабдықтары.) Хмелев В.Н., Барсуков Р.С. Инновационные технологии переработки сельхозсырья. — Барнаул, 2020. (Заманауи техникалық және технологиялық шешімдер.)