Технологические машины для переработки продукции растениеводства и животноводства

Есеркегенова Бекзат Жамбылқызы

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина направлена на изучение принципов работы, конструкции и эффективного применения оборудования, используемого в послеуборочной обработке, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции. Целью является подготовка специалистов, способных грамотно подбирать и эксплуатировать технику, обеспечивая высокое качество переработки и минимальные потери продукции. В ходе обучения формируются навыки технического анализа, оценки эффективности и обслуживания оборудования, а также компетенции в области инженерно-технологического сопровождения агропромышленных процессов.

Количество кредитов: 6

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по устройству, принципам работы, классификации, наладке и эксплуатации технологических машин и оборудования, применяемых при переработке продукции растениеводства и животноводства, а также умение выбирать оптимальные технологические решения для повышения эффективности агроперерабатывающих процессов.
Задача
  • Изучить виды, конструктивные особенности и функциональные параметры машин для переработки зерна, плодов, овощей, кормов и другой продукции растениеводства. Рассмотреть оборудование для переработки молока, мяса, шерсти, яиц и других продуктов животноводства. • Изучить технологические процессы первичной, механической, термической и биохимической переработки сельскохозяйственной продукции. • Изучить принципы работы основных узлов и механизмов: транспортеров, дробилок, сепараторов, смесителей, прессов, сушилок, охлаждающих установок и т.д. • Освоить методы расчёта производительности и энергоемкости технологических машин. • Научиться проводить техническое обслуживание, диагностику, регулировку и наладку оборудования. • Освоить требования безопасности, качества и стандартизации, применяемые в агроперерабатывающей отрасли. • Сформировать навыки выбора оборудования в зависимости от вида сырья, объёма производства и технологических условий.
Результат обучения: знание и понимание
  • Студент знает классификацию, назначение и конструктивные особенности технологических машин, применяемых при переработке продукции растениеводства и животноводства. Понимает принципы работы основных узлов и механизмов: транспортеров, дробилок, смесителей, сепараторов, прессов, сушильных и охлаждающих установок. Знает основные технологические процессы обработки сельскохозяйственного сырья — механические, термические, биохимические и гидротермические операции. Понимает требования к качеству, санитарии, безопасности и стандартизации при эксплуатации перерабатывающего оборудования. Ориентируется в параметрах производительности, энергоёмкости и эффективности работы технологических машин. Понимает технологические схемы переработки зерна, овощей, плодов, кормов, молока, мяса и других видов сырья. Знает современные тенденции развития и автоматизации машин и оборудования агроперерабатывающих предприятий.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Студент умеет применять знания о конструкциях и принципах работы технологических машин для решения практических задач переработки сельскохозяйственного сырья. Способен выполнять расчёты производительности, энергоёмкости и технологических параметров машин и оборудования. Умеет подбирать подходящее оборудование в зависимости от вида сырья, его физико-механических свойств и технологических требований. Способен анализировать технологические схемы переработки продукции растениеводства и животноводства и оптимизировать их с учётом условий производства. Может выполнять наладку, регулировку и базовую диагностику машин и механизмов. Применяет требования техники безопасности, санитарии и стандартов качества при работе с технологическим оборудованием. Способен использовать полученные знания для решения инженерных задач, связанных с механизацией и модернизацией перерабатывающих процессов.
Результат обучения: формирование суждений
  • Студент способен критически оценивать конструктивные решения технологических машин и обоснованно выбирать наиболее эффективные варианты оборудования. Умеет анализировать технологические процессы переработки сырья, выявлять узкие места и предлагать технически обоснованные способы их оптимизации. Способен оценивать влияние параметров машин и режимов работы на качество готовой продукции и безопасность технологического процесса. Может сопоставлять различные технологические схемы переработки и принимать аргументированные решения на основе технических, экономических и санитарно-гигиенических критериев. Умеет выявлять потенциальные риски при эксплуатации оборудования и формировать обоснованные рекомендации по их снижению. Способен делать выводы на базе нормативных документов, стандартов и требований безопасности, а также учитывать современные тенденции развития агроперерабатывающей техники.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Студент способен чётко и грамотно передавать техническую информацию о конструкциях, принципах работы и параметрах технологических машин в устной и письменной форме. Умеет объяснять особенности технологических процессов переработки сырья специалистам и неспециалистам, адаптируя уровень технических деталей. Способен эффективно взаимодействовать с инженерами, технологами, операторами оборудования и другими участниками производственного процесса. Может готовить структурированные отчёты, технологические схемы, презентации и другие материалы, обеспечивая понятность и корректность представленной информации. Умеет аргументировано защищать технические решения, предложенные для модернизации или оптимизации перерабатывающих процессов. Использует современные цифровые средства коммуникации (инженерные платформы, онлайн-сервисы, САПР и т.б.) для обмена данными и обсуждения производственных задач.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Студент способен самостоятельно осваивать новые виды технологического оборудования, изучать их конструктивные особенности и принципы работы. Умеет находить, анализировать и критически оценивать техническую документацию, стандарты, эксплуатационные руководства и научно-технические источники. Способен планировать собственную траекторию обучения, ставить учебные цели и выбирать эффективные методы их достижения. Легко адаптируется к новым технологическим решениям, цифровым системам управления оборудованием и инженерным программным средствам. Может оценивать собственные знания и навыки, выявлять пробелы и самостоятельно устранять их через самостоятельное обучение. Проявляет инициативу в изучении современных технологий переработки сельскохозяйственного сырья, инновационных машин и методов автоматизации. Способен к непрерывному профессиональному росту и расширению инженерных компетенций.
Методы преподавания

Интерактивные методы обучения – дискуссии, кейс-стади, деловые игры, групповая работа, проблемное обучение. Цифровые образовательные технологии – LMS-платформы (Moodle, Platonus, Canvas, Teams), виртуальные лаборатории, симуляторы, мультимедийные материалы, онлайн-тестирование. • Дистанционное и смешанное обучение – видеолекции, вебинары, онлайн-семинары, сочетание онлайн и офлайн форматов. • Проектное и исследовательское обучение – выполнение практико-ориентированных проектов и мини-исследований. • Технология “перевернутого класса” – самостоятельное изучение теории + практическая работа в аудитории. • Компетентностно-ориентированное обучение – развитие профессиональных, коммуникативных и аналитических навыков. • Адаптивные и инклюзивные технологии – индивидуализация подачи материала, специальные ресурсы для студентов с ООП. • Использование искусственного интеллекта и аналитики в образовании – автоматическая проверка, персонализированные траектории обучения, адаптивные задания.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг 0-100
2  рейтинг Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
В соответствии с 8 разделом "Политика оценивания учебных достижений обучающихся" АП НАО «ВКТУ» 029-III-2022 Академическая политика НАО «ВКТУ имени Д. Серикбаева» Владеет теоретическими знаниями, знает терминологию и основные понятия по дисциплине, умеет логично и понятно излагать лекционный материал, понимает технологические процессы и их составные части, анализирует общий объем полученных знаний для применения в индивидуальных заданиях, показывает логические и обоснованные решения при выполнении практических работ. Владеет теоретическими знаниями, знает терминологию и основные понятия по дисциплине, умеет логично и понятно излагать лекционный материал, понимает технологические процессы и их составные части, но с помощью преподавателя анализирует общий объем полученных знаний для применения в индивидуальных заданиях и показывает логические и обоснованные решения при выполнении практических работ на 70-89%. Владеет более 50% теоретическими знаниями, знает терминологию и основные понятия по дисциплине, умеет логично и понятно излагать лекционный материал, понимает технологические процессы и их основные составные части, только с помощью преподавателя может применить объем полученных знаний для выполнения индивидуальных заданий и показывает логические и обоснованные решения при выполнении практических работ на 50-69%. Владеет менее 50% теоретическими знаниями, не знает терминологию и основные понятия по дисциплине, не умеет логично и понятно излагать лекционный материал, не понимает технологические процессы и их основные составные части, без интенсивной помощи преподователя не может выполнить индивидуальные заданя и показывает менее 50 % выполнения практических работ.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в технологические машины агропромышленного комплекса: назначение, классификация, область применения
  • Физико-механические свойства сельскохозяйственного сырья и их влияние на выбор оборудования
  • Основы механизации и технологические процессы переработки продукции растениеводства и животноводства
  • Транспортирующие машины и механизмы: элеваторы, конвейеры, нории, транспортеры
  • Дробильное и измельчающее оборудование: молотковые дробилки, вальцовые станки, измельчители кормов
  • Сепараторы и сортировочные машины: воздушно-решётные, вибрационные, центробежные установки
  • Машины для очистки, калибровки и подготовки зерна и семян
  • Оборудование для тепловой обработки сырья: сушилки, жаровни, пастеризаторы, стерилизаторы
  • Прессы и экструдирующее оборудование для переработки растительного сырья
  • Оборудование для переработки плодоовощной продукции: соковыжималки, измельчители, мойки, сортировщики
  • Технологические машины молочной промышленности: сепараторы, гомогенизаторы, пастеризационно-охладительные установки
  • Оборудование мясной промышленности: мясорубки, куттеры, фаршемешалки, термические камеры
  • Автоматизация и цифровизация технологических процессов переработки
  • Энергетические и эксплуатационные характеристики машин: производительность, энергоёмкость, экономичность
  • Требования безопасности, стандартизация и техническое обслуживание технологического оборудования
Основная литература
  • Киселёв В.Г., Лихачёв П.А. Машины и оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции. — М.: Колос, 2019. (Өңдеу машиналарының құрылымы, жұмыс принциптері, технологиялық схемалар.) Кузнецов Л.А., Дубровин В.В. Технологическое оборудование предприятий АПК. — М.: Академия, 2020. (АПК кәсіпорындарындағы негізгі технологиялық жабдықтар.) Фролов В.Ф., Бычков А.А. Машины и аппараты пищевых производств. — СПб.: Профессия, 2018. (Тамақ өнімдерін өңдеу машиналарының теориясы және конструкциялары.) Кочуров В.П. Оборудование для переработки продукции растениеводства. — М.: Агропромиздат, 2017. (Дән, жеміс, көкөніс, техникалық дақылдарды өңдеу машиналары.) Соколов И.А., Пастухов В.М. Оборудование молочной и мясной промышленности. — М.: Академия, 2021. (Сүт және ет өнімдерін өңдеу жабдықтары.) Шепелев А.В. Механизация и оборудование переработки сельхозсырья. — Воронеж: ВГТУ, 2018. (Өңдеу жабдықтарының есебі, өнімділік, энергия тұтыну.) Меркурьев Н.А. Процессы и аппараты пищевых производств. — М.: ДеЛи, 2019. (Жылулық, механикалық, биохимиялық өңдеу процестері.) Гайнанов А.Ф., Иванов Ю.Н. Оборудование предприятий по переработке растительного сырья. — Казань, 2020. (Өсімдік шикізатын терең өңдеу жабдықтары.)
Дополнительная литература
  • Гусев В.А., Козлов Н.П. Оборудование и технологии пищевых производств. — СПб.: Профессия, 2020. (Тамақ өнеркәсібіндегі машиналар, процестер және автоматтандыру.) Баранов А.В., Семёнов С.В. Технологическое оборудование АПК: современные решения и инновации. — М.: Инфра-М, 2021. (Агроөнеркәсіп секторындағы жаңа технологиялар.) Голубев А.Н. Механизация процессов сельскохозяйственного производства. — М.: Колос, 2018. (Өндіріс механизациясының жалпы қағидалары.) Шматков Г.П. Оборудование для переработки плодоовощной продукции. — Ростов н/Д, 2019. (Жеміс-көкөністі өңдеу жабдықтары.) Хмелев В.Н., Барсуков Р.С. Инновационные технологии переработки сельхозсырья. — Барнаул, 2020. (Заманауи техникалық және технологиялық шешімдер.)