Метрология, стандартизация и основы взаимозаменяемости
Описание: Дисциплина изучает основы метрологии и квалиметрии, методы и средства технических измерений физических величин. Обучающиеся анализируют стандартизацию деталей и материалов, их обозначения в технической документации, конструкторскую и техническую документацию технических изделий, требования к геометрическим параметрам деталей и характеристикам их поверхностей. Студенты изучают характер соединений деталей различных видов, систему допусков и посадок в машиностроении, квалитеты точности, взаимозаменяемость деталей.
Количество кредитов: 5
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Изучение научно-теоретических и методических основ метрологии, стандартизации и взаимозаменяемости, Основными задачами изучения дисциплины являются: -умение студентами применять на практике основные положения курса, формирование у студентов научного мышления; -дать студентам тот минимум знаний в области, который позволит в дальнейшем специалисту совершенствоваться, самостоятельно принимать технические решения на международном, региональном и национальном уровне.
Задача
- - Основными задачами изучения дисциплины являются: -умение студентами применять на практике основные положения курса, формирование у студентов научного мышления; -дать студентам тот минимум знаний в области, который позволит в дальнейшем специалисту совершенствоваться, самостоятельно принимать технические решения на международном, региональном и национальном уровне; -навыки работы со стандартами, ГОСТами, технической документацией; -умение работать с патентной литературой, изучение зарубежного опыта в области стандартизации.
Результат обучения: знание и понимание
- Теоретические и практические основы метрологии, стандартизации и взаимозаменяемости; - Систему допусков и посадок для всех основных соединений – подшипниковых сопряжений, гладких, резьбовых, шлицевых, зубчатых и др. - Размерные цепи, их значимость при изготовлении
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Описывать технологии и свойства материалов, оценивать их соответствие стандартам; создавать механизмы, электроприводы и активаторы; применять навыки измерений
Результат обучения: формирование суждений
- Позволяет выработать научно обоснованные навыки по выполнению требований стандартов. Развитие экономики страны в условиях рыночных отношений зависит от производства машиностроительной продукции. Обучающиеся инженерных специальностей приобретут компетенции для правильного решения задач по метрологии, стандартизации и основы взаимозаменяемости.
Результат обучения: коммуникативные способности
- В ходе обучения студенты должны развить навыки обсуждения и анализа различных технических стандартов и методов измерений, умение взаимодействовать с коллегами, руководителями, экспертами, клиентами в рамках заданной темы.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Знание международных и национальных стандартов в области метрологии и их роли в обеспечении качества продукции. Умение адаптировать и применять стандарты для обеспечения соответствия продукции и процессов требуемым характеристикам.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - 1. Лекционно-семинарско-зачетная система 2. Исследовательские методы 3. Информационно-коммуникационные технологии 1.5.2 Адаптивные образовательные технологии (инклюзивное обучение) Для успешного освоения дисциплины при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья могут применяться следующие адаптивные образовательные технологии: - Для успешного освоения дисциплины при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья могут применяться следующие адаптивные образовательные технологии: - дистанционные образовательные; - личностно ориентированные (например, использование экранной клавиатуры и альтернативных устройств ввода информации для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата; оборудование учебной аудитории, в которой обучаются студенты с нарушением слуха компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой, электронной доской); - предметно-ориентированные (процесс целеобразования, т.е. цели формируются через их результаты, выраженные в действиях обучающихся); - проведение дополнительных индивидуальных консультаций и занятий с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Контрольная работа/Тестирование | 0-100 |
2 рейтинг | Контрольная работа/Тестирование | 0-100 |
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Практические задания | Отличное понимание материала, всесторонние знания, отличные умения и владения | Достаточно полное понимание материала, хорошие знания, умения и владения | Приемлемое понимание материала, удовлетворительные знания, умения и владения | не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отказ студента от ответа. |
Лабораторные работы | отражена актуальность рассматриваемой темы, верно определены основные категории; в заключении сформулированы развернутые, самостоятельные выводы; | раскрыта актуальность темы; имеются незначительные ошибки и недочеты по изученному материалу; в заключении сформулированы общие выводы. | актуальность темы раскрыта не полностью; теоретический анализ дан описательно, студент не отразил собственной позиции поотношению к рассматриваемым материалам, ряд суждений отличается поверхностностью; не сформулированы выводы. | не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; отказ студента от ответа. |
Рейтинговый тест 1, 2 | Отличное понимание материала, всесторонние знания, отличные умения и владения | Достаточно полное понимание материала, хорошие знания, умения и владения | Приемлемое понимание материала, удовлетворительные знания, умения и владения | не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1
- Тема 2
- Тема 3
- Тема 4
- Тема 5
- Тема 6
- Тема 7
- Тема 8
- Тема 9
- Тема 10
- Тема 11
- Тема 12
- Тема 13
- Тема 14
- Тема 15
Основная литература
- 1. Комбаев К.К. «Метрология стандартизация и сертификация» - учебник для технических специальностей. Алматы, «Эверо» -2015 г. 132 с. ISBN 978-601-240-784-6. 2. Дудкин М.В., Комбаев К.К. «Сызықтық өлшеулер» Өскемен қаласы, ШҚМТУ, 2012 ж. – 58 б. 3. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. - М.: Машиностроение, 2007. 4. Комбаев К.К. Метрология, стандарттау және сертификаттау. Техникалық мамандықтары бойынша оқитын студенттерге арналған оқу құралы. Алматы «Эверо» -2018 ж. 244 б. ISBN 978-601-208-536-5, 2-ші басылым, жаңартылған және толықтырылған. ШҚМТУ Ғылыми кеңесінің әдістемелік отырысында бекітілген 04 шілде 2018 ж. № 10 хаттамасы, ҚарМТУ РОӘК Ұсынылған 5. Дудкин М.В., Комбаев К.К., Шакаримов Ш.С., «Линейные измерения» - учебно-методическое пособие. Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2008, с.96. 6. Дудкин М.В. Выбор посадок и расчет размерных цепей: Учебное пособие / ВКГТУ.- Усть-Каменогорск, 2003. –116 с..
Дополнительная литература
- 7. Комбаев Қ.Қ. Метрология, стандарттау және сертификаттау. Алматы, Эверо, 2015 ж. – 128 б 8. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие.–М.: Логос, 2010. –536 с: ил. 9. Марков Н.Н., Осипов В.В., Шабалина М.Б. Нормирование точности в машиностроении: Учеб. для машиностроит. спец. Вузов./– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 2011. –335 с: ил. 9. ГОСТ 868-82 Нутромеры индикаторные с ценой деления 0,01 мм. Технические условия