Технологические машины животноводства

Есеркегенова Бекзат Жамбылқызы

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина направлена на изучение конструкции, принципов действия и применения оборудования, используемого в механизации процессов содержания, кормления, доения и ухода за животными. Цель дисциплины — подготовка специалистов, способных эффективно использовать и обслуживать машины для повышения производительности и улучшения условий труда в животноводстве. В рамках курса формируются практические навыки выбора, эксплуатации и технического обслуживания оборудования, а также компетенции в области автоматизации и технического обеспечения животноводческих производств.

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по устройству, принципам работы, эксплуатации и обслуживанию технологических машин и оборудования, используемых в животноводстве, а также подготовка специалистов, способных обеспечивать эффективное, безопасное и ресурсосберегающее ведение животноводческих процессов.
Задача
  • Изучение классификации и назначения технологических машин в животноводстве – оборудование для кормления, поения, ухода за животными, микроклимата, доения и навозоудаления. Формирование понимания конструктивных особенностей машин и механизмов – основные узлы и агрегаты, материалы, принципы работы и технические характеристики. Освоение правил эксплуатации и технического обслуживания оборудования – профилактика поломок, плановое обслуживание, диагностика неисправностей. Изучение современных автоматизированных и роботизированных систем – доильные роботы, системы автоматического кормления, сенсорное оборудование. Формирование навыков расчёта и выбора оборудования – подбор мощности, производительности, нагрузки, соответствия технологическим требованиям хозяйства.
Результат обучения: знание и понимание
  • классификации технологических машин и оборудования животноводства, их назначения, области применения и особенностей эксплуатации; конструкции, принципов работы и технических характеристик основных машин и механизмов, используемых в кормоприготовлении, доении, поении, уходе за животными, микроклимате и навозоудалении; технологических процессов животноводства и требований, предъявляемых к соответствующему оборудованию; основ механизации, автоматизации и роботизации производственных процессов на фермах; современных тенденций развития машин и оборудования животноводства, включая цифровые системы мониторинга, IoT-датчики, автоматические роботы и интеллектуальные фермы; правил эксплуатации, технического обслуживания и диагностики оборудования для обеспечения его надёжности, долговечности и безопасности
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять знания о конструкциях и принципах работы технологических машин для решения практических задач животноводческих хозяйств; выбирать и обосновывать оптимальные машины и оборудование для кормления, поения, доения, ухода за животными, поддержания микроклимата и удаления навоза с учётом условий конкретного хозяйства; проводить расчёты параметров оборудования (производительность, мощность, нагрузка, пропускная способность) для обеспечения технологических требований; осуществлять эксплуатацию машин и оборудования в соответствии с правилами безопасности, технологическими регламентами и технической документацией; выполнять техническое обслуживание и диагностировать неисправности машин и механизмов, определять причины отказов и предлагать способы их устранения;
Результат обучения: формирование суждений
  • анализировать эффективность применения технологических машин и оборудования в различных условиях животноводческих хозяйств; оценивать техническое состояние оборудования и делать выводы о его работоспособности, степени износа и необходимости ремонта или замены; критически оценивать различные виды оборудования, сравнивать их преимущества, недостатки и области применения; формировать обоснованные выводы по результатам диагностики, технических измерений и анализа производственных показателей; определять возможные риски, связанные с эксплуатацией оборудования, и предлагать способы их минимизации; оценивать экономическую целесообразность использования машин с учётом производительности, затрат на эксплуатацию, обслуживания и ремонта;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • ясно и профессионально излагать техническую информацию о конструкции, принципах работы и эксплуатации технологических машин в устной и письменной форме; представлять результаты технических измерений, диагностики и анализа с использованием таблиц, схем, графиков, рабочих отчётов и презентаций; объяснять особенности работы оборудования специалистам и неспециалистам, адаптируя уровень сложности технической информации; вести профессиональную коммуникацию с инженерами, зоотехниками, ветеринарами, операторами оборудования и руководителями хозяйств; работать в междисциплинарных командах, эффективно взаимодействуя с механиками, технологами, IT-специалистами и персоналом фермы; аргументированно обосновывать технические решения, связанные с выбором, эксплуатацией, модернизацией или ремонтом оборудования; готовить техническую документацию, отчёты, акты осмотра, инструкции и рекомендации по эксплуатации машин;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • самостоятельно изучать новые виды технологических машин и оборудования, используя техническую литературу, паспорта, инструкции и рабочие регламенты; анализировать и обновлять собственные знания по современным решениям в механизации, автоматизации и роботизации животноводства; критически оценивать источники технической информации, выделяя наиболее актуальные, достоверные и профессионально значимые данные; планировать индивидуальную образовательную траекторию, включая самостоятельное изучение, участие в тренингах, мастер-классах, учебных практиках; быстро адаптироваться к новым технологическим системам, цифровым инструментам, IoT-датчикам и программному обеспечению для животноводства; использовать современные образовательные ресурсы, такие как видеолекции, симуляторы, виртуальные тренажёры, электронные руководства и инструкции; оценивать собственные пробелы в знаниях, формировать стратегию их устранения и отслеживать индивидуальный прогресс; осваивать смежные области знаний — инженерия, автоматизация, биотехнология, цифровые технологии — и интегрировать их в профессиональную деятельность; рефлексировать собственный учебный опыт, делать выводы и применять их для совершенствования профессиональных компетенций; поддерживать непрерывное профессиональное развитие (lifelong learning) в условиях технологического обновления и цифровизации животноводства.
Методы преподавания

Современные образовательные технологии представляют собой набор методов, подходов и инструментов, направленных на повышение качества обучения, развитие компетенций студентов и создание интерактивной, гибкой и доступной образовательной среды. Эти технологии обеспечивают активное участие обучающихся в процессе обучения, способствуют глубокому освоению материала и расширяют возможности самостоятельной работы. К современным образовательным технологиям относятся: интерактивные методы обучения (дискуссии, кейсы, проектная работа); цифровые образовательные ресурсы (онлайн-платформы, электронные учебники, мультимедиа); виртуальные и дополненные среды обучения (VR/AR, симуляторы, виртуальные лаборатории); геймификация — использование игровых механик в процессе обучения; адаптивные образовательные технологии, учитывающие индивидуальные особенности студентов; мобильное обучение, основанное на использовании смартфонов и планшетов; обучение в сотрудничестве (коллаборативные проекты, групповые задания); blended learning — смешанное обучение, комбинирующее онлайн и офлайн форматы.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
2  рейтинг Лекция 1 Практическая работа 1 0-100
Лекция 2 Практическая работа 2
Лекция 3 Практическая работа 3
Лекция 4 Практическая работа 4
Лекция 5 Практическая работа 5
Лекция 6 Практическая работа 6
Лекция 7 Практическая работа 7
Лекция 8 Практическая работа 8
Лекция 9 Практическая работа 9
Лекция 10 Практическая работа 10
Лекция 11 Практическая работа 11
Лекция 12 Практическая работа 12
Лекция 13 Практическая работа 13
Лекция 14 Практическая работа 14
Защита курсовой работы для тех групп обучающихся, у которых выполнение курсовой работы/проекта значится в учебных планах.
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Выполнение всех заданий. Глубокое знание всего материала; самостоятельное решение нетиповых задач ТММ; безупречный расчет в практических заданиях, а также расчет и конструирование в курсовой работе; аргументированная защита (сдано своевременно). Твердое знание основного материала; успешное решение типовых задач ТММ и ДМ; все задания и курсовая работа выполнены качественно и защищены с небольшими замечаниями. Базовое знание материала, необходимое для понимания. Решены минимально необходимые расчетные задачи. Курсовая работа и/или практические задания содержат основные разделы и защищены после устранения всех замечаний. Отсутствие понимания ключевых разделов. Неспособность решить типовые задачи и/или невыполнение курсовой работы.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в технологические процессы животноводства и роль механизации
  • Классификация технологических машин и оборудования в животноводстве
  • Материалы, конструкции и принципы работы основных машин животноводства
  • Машины и оборудование для приготовления и раздачи кормов
  • Технологии и оборудование для автоматического поения животных
  • Оборудование для ухода за животными и обеспечения их комфорта
  • Системы обеспечения микроклимата: вентиляция, отопление, охлаждение, датчики
  • Машины и оборудование для доения: доильные аппараты, установки и доильные роботы
  • Оборудование для удаления и переработки навоза: транспортеры, скреперы, сепараторы
  • Автоматизация производственных процессов в животноводстве
  • Роботизация животноводческих ферм: современные решения и перспективы
  • Сенсорные системы и мониторинг животных (IoT-технологии)
  • Техническое обслуживание, диагностика и ремонт машин животноводства
  • Энергоэффективность и экономическая оценка использования оборудования
  • Современные тенденции развития технологических машин и интеллектуальных ферм (Smart Farm)
Основная литература
  • Гуревич И. М., Соколов В. М. Машины и оборудование для животноводства. — М.: Колос, 2020. Баранов В. Г., Гавриш В. А. Технологическое оборудование животноводческих ферм. — М.: Инфра-М, 2019. Сивухин А. М., Нестеров А. И. Механизация и автоматизация животноводства. — М.: Лань, 2021. Liu D., Zhao X. Livestock Machinery and Automation. — Springer, 2018. Banhazi T., Black J., Bartussek H. Engineering for Animal Agriculture. — Elsevier, 2019.
Дополнительная литература
  • Сидоренко В. П., Маркелов А. Н. Оборудование ферм и комплексов животноводства. — М.: Агропромиздат, 2021. Peugeot L., Verdonk E. Modern Dairy Farm Equipment and Automation. — CRC Press, 2020. Машины и оборудование для животноводства: учебное пособие / Под ред. Т. П. Морозова. — СПб.: Профи, 2022. Saha H., Dutta P. IoT and Robotics in Animal Farming. — Springer, 2021. (цифровизация, датчики, автоматизация) Olsen J., Jorgensen H. Smart Farming Technologies in Livestock Production. — Academic Press, 2023. Степаненко А. А. Автоматизация технологических процессов в животноводстве. — Минск: Новое знание, 2018. FAO Report Livestock Production Systems and Machinery Development. — FAO, 2020.