Цифровизация аграрных процессов

Есеркегенова Бекзат Жамбылқызы

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина направлена на изучение цифровых технологий и решений, применяемых в сельском хозяйстве для автоматизации, мониторинга и управления агропроизводством. В рамках курса рассматриваются системы точного земледелия, облачные сервисы и цифровые платформы, позволяющие повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность аграрного сектора.

贷款数: 5

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Цель цифровизации аграрных процессов — повышение эффективности, производительности и устойчивости сельскохозяйственного производства за счёт внедрения цифровых технологий, автоматизации, аналитики данных и интеллектуальных систем управления.
Задача
  • Создание цифровой информационной среды – внедрение систем сбора, хранения и анализа данных; – использование датчиков, IoT-устройств, беспилотных летательных аппаратов. Повышение точности управления производственными процессами – применение технологий точного земледелия; – оптимизация использования ресурсов (семян, удобрений, воды). Автоматизация и роботизация операций – внедрение автоматизированной техники, роботизированных механизмов, GPS-навигации; – снижение трудозатрат и человеческого фактора. Мониторинг состояния сельхозугодий и животных – спутниковый и аэрофотомониторинг; – интеллектуальные системы контроля состояния почвы, растений, поголовья. Повышение прозрачности и управляемости производственного цикла – цифровые платформы для планирования, учета и контроля; – использование систем ERP, CRM, цифровых карт полей.
Результат обучения: знание и понимание
  • основных принципов цифровизации аграрного сектора, включая роль информационных технологий, автоматизации и систем принятия решений; современных цифровых платформ и инструментов (ГИС, GPS/GNSS, IoT, Big Data, AI) и их применимости в растениеводстве и животноводстве; технологий точного земледелия, методов цифрового мониторинга полей, состояния почвы, растений и сельскохозяйственной техники; методов сбора, обработки и анализа аграрных данных, включая спутниковую и аэрофотосъёмку, сенсорные системы и базы данных; моделей и алгоритмов прогнозирования, используемых для оценки урожайности, рисков и эффективности производственных процессов; основ цифровых карт и пространственного анализа, особенностей применения геоинформационных систем в агротехнологиях; структуры и логики функционирования смарт-ферм, цифровых двойников, автоматизированных и роботизированных систем; нормативной базы и стандартов цифровизации в агропромышленном комплексе, включая международные стандарты ISO, FAO и OECD; влияния цифровых технологий на устойчивое развитие, ресурсосбережение и экологическую эффективность аграрного производства; основных проблем, ограничений и перспектив цифровизации в аграрной отрасли.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • решения практических задач цифровизации аграрных процессов, включая выбор оптимальных цифровых инструментов и технологий; использования ГИС-платформ, GPS/GNSS-оборудования, IoT-датчиков и систем мониторинга для анализа состояния полей, почвы, посевов и сельскохозяйственных объектов; применения технологий точного земледелия для оптимизации норм высева, удобрений, полива и других ресурсов; сбора, обработки и визуализации аграрных данных с использованием специализированного программного обеспечения и цифровых систем; проведения анализа спутниковых и аэрофотоданных, построения цифровых карт и выполнения пространственного анализа; использования алгоритмов моделирования и прогнозирования для оценки урожайности, выявления рисков и планирования производственных процессов; работы с цифровыми платформами и управленческими системами (ERP, FMIS, traceability-платформами) при организации и контроле производственных операций; внедрения элементов автоматизации и роботизации в аграрные процессы, настройки и анализа работы соответствующего оборудования; оценки эффективности цифровых решений с точки зрения экономии ресурсов, повышения производительности и снижения экологической нагрузки; решения типовых профессиональных задач с использованием цифровых инструментов, аналитики данных и современных методов цифрового управления.
Результат обучения: формирование суждений
  • критически оценивать цифровые технологии и решения, применяемые в аграрном секторе, с точки зрения их эффективности, целесообразности и экономической выгоды; анализировать качество и достоверность аграрных данных, определять источники ошибок и факторов, влияющих на результаты измерений и мониторинга; делать обоснованные выводы по результатам пространственного анализа, моделирования, прогнозирования и цифрового мониторинга аграрных процессов; оценивать преимущества и риски внедрения цифровых технологий, включая технологические, экономические, экологические и организационные аспекты; сопоставлять различные цифровые платформы, инструменты и методы и принимать взвешенные решения по их выбору для конкретных производственных задач; определять стратегические направления развития цифровизации в аграрном производстве на основе анализа текущих тенденций и проблем отрасли;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • ясно и профессионально излагать информацию о цифровых технологиях и аграрных процессах в устной и письменной форме; представлять результаты анализа аграрных данных, цифрового мониторинга, моделирования и прогнозирования с использованием графиков, карт, таблиц и цифровых визуализаций; объяснять принципы работы цифровых инструментов (ГИС, IoT, GPS/GNSS, Big Data, AI) специалистам и неспециалистам, адаптируя уровень сложности информации; вести профессиональную коммуникацию с агрономами, инженерами, разработчиками, операторами техники и руководителями хозяйств по вопросам цифровизации; работать в междисциплинарных командах, эффективно взаимодействуя с IT-специалистами, аналитиками данных и экспертами АПК; аргументированно обосновывать свои решения, предложенные цифровые методы или технологические подходы;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • самостоятельно изучать новые цифровые технологии, платформы и программные решения, применимые в аграрной сфере; быстро адаптироваться к обновлениям цифровых инструментов, программного обеспечения, сенсорных систем и аналитических платформ; обновлять собственные знания на основе современных научных публикаций, отраслевых отчётов, стандартов и инноваций в сфере цифровизации АПК; критически анализировать информацию из различных источников и выбирать наиболее достоверные и актуальные данные для решения профессиональных задач; планировать и организовывать собственную образовательную траекторию, включая самообучение, участие в тренингах, вебинарах и профессиональных курсах; осваивать междисциплинарные знания, интегрируя агрономию, инженерию, ИТ, аналитические методы и цифровые технологии;
*TeachingMethods(zh-CN)*

Современные образовательные технологии направлены на повышение качества обучения, развитие компетенций студентов и создание интерактивной, гибкой и доступной образовательной среды. Они обеспечивают активное участие обучающихся в учебном процессе, углублённое освоение материала и расширение возможностей самостоятельной работы. В рамках обучения используются цифровые ресурсы, мультимедийные материалы, онлайн-платформы, симуляторы, виртуальные лаборатории и интерактивные методы, позволяющие формировать практические навыки и развивать критическое мышление. Применение современных образовательных технологий способствует адаптации образовательного процесса к индивидуальным особенностям студентов, повышает мотивацию к учебе, развивает навыки коммуникации, сотрудничества и самостоятельного принятия решений.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
2  *Rating(zh-CN)* Лекция 1 Практическая работа 1 0-100
Лекция 2 Практическая работа 2
Лекция 3 Практическая работа 3
Лекция 4 Практическая работа 4
Лекция 5 Практическая работа 5
Лекция 6 Практическая работа 6
Лекция 7 Практическая работа 7
Лекция 8 Практическая работа 8
Лекция 9 Практическая работа 9
Лекция 10 Практическая работа 10
Лекция 11 Практическая работа 11
Лекция 12 Практическая работа 12
Лекция 13 Практическая работа 13
Лекция 14 Практическая работа 14
Защита курсовой работы для тех групп обучающихся, у которых выполнение курсовой работы/проекта значится в учебных планах.
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Выполнение всех заданий. Глубокое знание всего материала; самостоятельное решение нетиповых задач ТММ; безупречный расчет в практических заданиях, а также расчет и конструирование в курсовой работе; аргументированная защита (сдано своевременно). Твердое знание основного материала; успешное решение типовых задач ТММ и ДМ; все задания и курсовая работа выполнены качественно и защищены с небольшими замечаниями. Базовое знание материала, необходимое для понимания. Решены минимально необходимые расчетные задачи. Курсовая работа и/или практические задания содержат основные разделы и защищены после устранения всех замечаний. Отсутствие понимания ключевых разделов. Неспособность решить типовые задачи и/или невыполнение курсовой работы.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в цифровизацию аграрного сектора: сущность, цели, задачи, мировые тренды.
  • Информационные технологии в сельском хозяйстве: цифровые платформы, облачные сервисы, базы данных.
  • Геоинформационные системы (ГИС): принципы работы, пространственные данные, применение в АПК.
  • GPS/GNSS-навигация и системы позиционирования в агротехнологиях.
  • Интернет вещей (IoT) в сельском хозяйстве: датчики, узлы мониторинга, системы связи.
  • Технологии точного земледелия: дифференцированный посев, внесение удобрений, управление водными ресурсами.
  • Спутниковый и аэрофотомониторинг сельхозугодий: методы, оборудование, анализ данных.
  • Цифровые карты полей и пространственный анализ: построение, интерпретация, применение.
  • Big Data в аграрном секторе: источники данных, методы обработки, применение.
  • Искусственный интеллект и машинное обучение в агротехнологиях.
  • Моделирование и прогнозирование в сельском хозяйстве: урожайность, риски, эффективность.
  • Автоматизация и роботизация аграрных процессов: роботы, автопилоты, беспилотные тракторы.
  • Цифровые платформы управления хозяйством (FMIS, ERP, CRM) и системы traceability.
  • Цифровые двойники и смарт-фермы (Smart Farming): концепция, структура, примеры.
  • Экономическая эффективность и экологическая устойчивость цифровых технологий в АПК.
Основная литература
  • Курдюмов В. М., Жученко А. А. Цифровые технологии в сельском хозяйстве. — Москва: Колос, 2021. Гусев А. В., Назаренко И. И. Информационные технологии в агробизнесе. — Москва: Инфра-М, 2020. Qin Zhang (Ed.). Precision Agriculture Technology for Crop Farming. — CRC Press, 2015. David Clay, Sharon Clay. Practical Mathematics for Precision Farming. — Springer, 2017. Shibusawa S., Ninomiya S. Handbook of Precision Agriculture. — Springer, 2022. Basso B., Antle J. Digital Agriculture: Markets, Technologies, and Impacts. — Springer, 2023. Pierce F. J., Nowak P. Advancing Digital Agriculture & Smart Farming. — Elsevier, 2021. Тагаров Б. Ж., Дмитриева Т. М. Геоинформационные системы в агротехнологиях. — Алматы: Эверо, 2019. Sørensen C. G., Fountas S. Smart Farming Technologies. — Academic Press, 2020. Редькин А. И. Современные цифровые платформы в АПК: теория и практика. — Москва: РГАУ-МСХА, 2022.
Дополнительная литература
  • Gebbers R., Adamchuk V. I. Precision Agriculture and Food Security. — Science, 2010. Lindblom J., Lundström C. Smart Farming: Digitalization in Agriculture. — Springer, 2019. Evans L., Williams C. Digital Twins in Agriculture. — Elsevier, 2022. Wolfert S., Ge L., Verdouw C. Big Data in Smart Farming. — Springer, 2021. Aubert B., Schroeder A. Digital Transformation in Agri-food Sector. — Palgrave Macmillan, 2021. Srinivasan A. (Ed.) Handbook of Agricultural Informatics. — CRC Press, 2012. Adamchuk V., Hummel J. Sensors for Precision Agriculture. — Springer, 2016. Веденяпин А. В. Геоинформационные системы в сельском хозяйстве. — Москва: Лань, 2020.