Теоретические основы электротехники
Описание: Изучение дисциплины направлено на формирование у студентов базовых знаний о законах и принципах электрических цепей постоянного и переменного тока. Дисциплина охватывает ключевые темы, такие как электрические цепи, основные элементы системы, законы Ома и Кирхгофа, а также методы анализа линейных электрических цепей. Особое внимание уделяется практическим аспектам расчёта и моделирования электрических схем, необходимых для инженерной деятельности. В результате освоения дисциплины студент сможет анализировать электрические цепи различной сложности и применить различные методы расчета.
Количество кредитов: 5
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 15 |
Лабораторные работы | 15 |
СРОП | 15 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Устный экзамен по билетам. 1 вопрос по теории - 30 б 2 вопрос по теории - 30 б 3 вопрос задача - 40 б |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- изучение как с качественной, так и с количественной стороны установившихся процессов в линейных электрических цепях однофазного синусоидального и трехфазного тока. Этот курс, базирующийся на курсах физики и высшей математики, содержит общую теорию цепей и инженерные методы их расчета, анализа и синтеза. Он имеет исключительное значение для формирования научного кругозора специалистов по электроэнергетике, и на нем основываются все электроэнергетические дисциплины.
Задача
- состоит в усвоении современных методов анализа и расчета электрических цепей, знание которых необходимо для понимания и творческого решения инженерных проблем изучаемой специальности, в развитии представлений о методах применения теории и методологии курса в специальных дисциплинах.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать электрические законы и методы анализа электрических и магнитных цепей, электрическую терминологию и символику
- Должны знать конструкцию, принцип действия, свойства, область применения основных элементов электрических цепей.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь проводить расчеты по типовым методикам и уметь организовать включения электротехнических приборов, аппаратов, управления ими и контроля за их безопасной работой, практической работы
Результат обучения: формирование суждений
- Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Результат обучения: коммуникативные способности
- Иметь способность оперативно адаптировать основные законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять современные информационные технологии, методы математического анализа и моделирования при выполнении лабораторных и экспериментальных исследований; – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в электротехнике; – способность находить организационно-управленческие решения в производственных ситуациях
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Усвоении современных методов анализа и расчета электрических цепей, знание которых необходимо для понимания и творческого решения инженерных проблем изучаемой специальности
Методы преподавания
В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | доклад- великие ученые электротехники | 0-100 |
Расчетно-графическая работа (РГР 1) - Расчет разветвленной линейной электрической цепи постоянного тока с несколькими источниками электрической энергии. | ||
Расчетно-графическая работа (РГР 2) - Расчет неразветвленной цепи синусоидального тока | ||
Задачи СРСП – 4 шт – на разные методики расчета цепей | ||
Рейтинг - тест | ||
2 рейтинг | Расчетно-графическая работа (РГР 3) - Расчет разветвленной цепи синусоидального тока. | 0-100 |
Задачи СРСП – 4 шт – на разные методики расчета цепей | ||
Расчетно-графическая работа (РГР 4) - Расчет трехфазной цепи. | ||
Контрольная работа | ||
Рейтинг- тест | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Задания в тестовой форме для рубеж-ного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение
- Основные понятия и законы теории цепей
- Электрические цепи постоянного тока
- Потенциальная диаграмма
- Электрические цепи однофазного синусоидального тока
- Установившийся синусоидальный ток в резисторе
- Комплексный метод расчета электрических цепей при установившихся синусоидальных токах
- Параллельное соединение элементов R, L, C; законы Кирхгофа в комплексной форме
- Резонанс и частотные характеристики
- Краткие исторические сведения о развитии трехфазных цепей
- Расчет трехфазных несимметричных цепей при соединении звезда (с нулевым проводом: Z= 0)
- Расчет трехфазных несимметричных цепей при соединении треугольником
- Индуктивно-связанные цепи
Основная литература
- Гурина, И. А. Инженерные расчеты в электротехнике : учебно-методическое пособие для выполнения контрольных работ по дисциплине «Инженерные расчеты в электротехнике» для студентов направления подготовки 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника» / И. А. Гурина. — Черкесск : Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, 2014. — 30 c.
- Широбокова, О. Е. Теоретические основы электротехники : учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения курса «Теоретические основы электротехники» / О. Е. Широбокова. — Брянск : Брянский государственный аграрный университет, 2022. — 51 c.
- Сильвашко, С. А. Основы электротехники : учебное пособие / С. А. Сильвашко. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2009. — 209 c.
- Горбунова, Л. Н. Теоретические основы электротехники / Л. Н. Горбунова, С. А. Гусева. — Благовещенск : Дальневосточный государственный аграрный университет, 2015. — 117 c. — ISBN 978-5-9642-0269-1.
- Крутов, А. В. Теоретические основы электротехники : учебное пособие / А. В. Крутов, Э. Л. Кочетова, Т. Ф. Гузанова. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. — 376 c. — ISBN 978-985-503-580-1.
- Бондаренко, А. В. Электротехника. Часть 1 : учебное пособие / А. В. Бондаренко, А. А. Лебедева. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 410 c. — ISBN 978-5-9227-0696-4.
Дополнительная литература
- Батура, Михаил Павлович Теория электрических цепей: учебник / М.П. Батура, А.П. Кузнецов, А.П.Курулев; под ред. А.П.Курулева. - 2-е изд., испр. - Минск: Вышэйш. шк., 2007. - 606 с
- Козлова И. С. Электротехника : конспект лекций / И.С.Козлова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 159 с.
- Забора, И. Г. Электротехника. Часть 1. Общие сведения. Электрические цепи и измерения : учебное пособие / И. Г. Забора, П. Д. Челышков. — Москва : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 214 c. — ISBN 978-5-7264-1809-4.
- Дудченко, О. Л. Теоретические основы электротехники : учебно-методическое пособие / О. Л. Дудченко. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2017. — 60 c.