Макроэкономический анализ и регулирование банковской сферы
内容描述: В процессе изучения дисциплины «Макроэкономический анализ и регулирование банковской сферы» магистранты приобретают экономические знания в области, связанной с функционированием банковской сферы, овладевают методами и современными приемами анализа в банковской сфере и использования полученных знаний в работе с кредитными организациями.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Финансовый менеджмент
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
| *TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
|---|---|
| *Lectures(zh-CN)* | 15 |
| *PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
| *LaboratoryWork(zh-CN)* | |
| *srop(zh-CN)* | 30 |
| *sro(zh-CN)* | 75 |
| *FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
| *FinalAssessment(zh-CN)* | письменный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Дисциплина "Макроэкономический анализ и регулирование банковской сферы" преследует следующие цели: -сформировать у магистрантов целостную систему знаний о регулировании и надзоре за деятельностью банков второго уровня в РК; -дать понятийно-терминологический аппарат, характеризующий сущность и содержание банковского надзора; -раскрыть взаимосвязь всех понятий, их внутреннюю логику и модель регулирования банковской деятельности в РК.
Задача
- Задачи дисциплины – изучение особенностей банковского законодательства, специфики правового регулирования деятельности банковской системы в целом и отдельных ее сфер, раскрытие роли и значения регулирования банковской деятельности.
Результат обучения: знание и понимание
- В процессе изучения дисциплины магистранты должны знать и понимать: -основные теоретические вопросы, связанные с функционированием кредитных организаций, их продуктов и услуг; -нормативные и законодательные акты в области регулирования банковской сферы.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь: -анализировать и давать оценку современным банковским продуктам и услугам; -анализировать и интерпретировать данные статистики о развитии банковской сферы, выявлять тенденции развития; - проводить расчеты основных макроэкономических показателей банковской сферы, составлять графики,диаграммы, гистограммы для макроэкономического анализа.
Результат обучения: формирование суждений
- В процессе изучения дисциплины магистрант овладеет навыками систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в банковской сфере экономики.
Результат обучения: коммуникативные способности
- способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| *Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
|---|---|---|
| 1 *Rating(zh-CN)* | Индивидуальное задание | 0-100 |
| Индивидуальное задание | ||
| Аналитическая письменная работа | ||
| Аналитическая письменная работа | ||
| Аналитическая письменная работа | ||
| Рубежное тестирование 1 | ||
| 2 *Rating(zh-CN)* | Аналитическая письменная работа | 0-100 |
| Опрос, конспект | ||
| Опрос, конспект | ||
| Аналитическая письменная работа | ||
| Рубежное тестирование 2 | ||
| *TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
| *TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
| Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 5 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в макроэкономический анализ банковской сферы. Информационное обеспечение макроэкономического анализа банковской сферы. Понятие банковской сферы как части национальной экономики. Макроэкономический анализ банковской сферы: необходимость, содержание, принципы организации. Информационная среда макроэкономического анализа банковской сферы, ее сегментация и классы. Содержание информационной среды.
- Анализ институциональной структуры банковской сферы. Кредитная и банковская системы как функциональная и институциональная основа банковской сферы национальной экономики. Институциональная структура банковской сферы: понятие и элементы. Факторы, определяющие институциональную структуру банковской системы как части банковской сферы. Тенденции развития институциональной структуры банковской сферы.
- Анализ и институциональные особенности современной банковской сферы Казахстана. Коммерческие банки в банковской системе. Небанковские кредитные организации в банковской системе. Национальная платежная система как часть банковской и финансовой сферы. Институты банковской инфраструктуры и их роль в развитии банковской системы.
- Анализ кредитно-инвестиционного потенциала банковской сферы. Кредитно-инвестиционный потенциал банковской сферы: понятие и факторы. Капитализация как основа кредитно-инвестиционного потенциала и фактор устойчивого развития банковской сферы.
- Основные направления реализации кредитно-инвестиционного потенциала банковской сферы. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства как приоритетное направление реализации потенциала банковской сферы. Кредитование населения как существенное направление реализации потенциала банковской сферы. Межбанковское кредитование и его роль в реализации кредитно-инвестиционного потенциала банковской сферы.
- Стабильность, устойчивость, надежность и равновесие банковской сферы. Факторы, оказывающие влияние на банковскую сферу. Критерии и показатели устойчивости, стабильности, равновесия и надежности банковской сферы.
- Макроэкономическая эффективность и безопасность банковской сферы. Эффективность банковской сферы: понятие и элементы. Экономическая безопасность банковской сферы и ее обеспечение.
- Нормативное регулирование коммерческих банков в Республике Казахстан. Основания и условия создания и деятельности банков в РК. Лицензирование банковской деятельности. Государственная регистрация банков.
- Регулирование деятельности банков и защита интересов депозиторов. Меры, применяемые к банкам и их должностным лицам. Способы банковского регулирования. Пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты. Провизии (резервы).
- Консервация коммерческих банков в Республике Казахстан Понятие консервации банка. Временная администрация по управлению банком (временный управляющий банком). Постановление о проведении консервации банка. Полномочия временной администрации по управлению банком. Контроль за деятельностью временной администрации по управлению банком. Прекращение консервации
- Ликвидация и принудительная реорганизация банков Виды и основания ликвидации банков. Добровольная ликвидация. Виды принудительной ликвидации банков. Признание банка банкротом. Ликвидация банка по иным основаниям.
Основная литература
- Соколова А.А. Банковский анализ : учебное пособие (практикум) / Соколова А.А.. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. — 140 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
- Колесникова А.В. Основные аспекты банковского кредитования и розничный бизнес : учебное пособие / Колесникова А.В., Самойлова Я.В.. — Санкт-Петербург : Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, 2023. — 112 c. — ISBN 978-5-4228-0149-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
- Состина Е.В. Математический анализ для экономистов : учебное пособие / Состина Е.В.. — Санкт-Петербург : Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, 2020. — 168 c. — ISBN 978-5-4228-0115-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
- Синиченко О.А. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка : учебное пособие / Синиченко О.А.. — Таганрог : Таганрогский институт управления и экономики, 2018. — 156 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
- Бочкарева, Е. А. Регулирование банковской деятельности, денежного обращения и валютных операций : конспект лекций / Е. А. Бочкарева, И. В. Сурина. — 2-е изд. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2024. — 124 c. — ISBN 978-5-00209-101-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
- Управление банковскими рисками : учебник / Е.В. Бережная [и др.].. — Москва : Дашков и К, 2020. — 180 c. — ISBN 978-5-394-03808-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
Дополнительная литература
- Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" от 31 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2025 г.)
- Закон "О национальном банке Республики Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.08.2024 г.)
- Официальный сайт Национального Банка РК www.nationalbank.kz
- Колесникова А.В. Банковский менеджмент в зарубежных странах : учебное пособие для студентов, осваивающих основные образовательные программы подготовки бакалавров / Колесникова А.В., Самойлова Я.В.. — Санкт-Петербург : Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, 2022. — 152 c. — ISBN 978-5-4228-0135-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/