Менеджмент качества
内容描述: Предполагает изучение базовых понятий и основных процессов в области менеджмента качества, знакомство с теоретическими аспектами управления качеством и их практическим применением в деятельности отечественных предприятий и организаций.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Основы менеджмента
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Формирование у студентов целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций
Задача
- - определение основных понятий, характеризующих потребительские свойства продукции; - рассмотрение показателей качества изделий и процессов; - изучение систем управления качеством продукции (услуг); - изучения факторов, влияющих на функционирование и развитие качества на предприятии; - внедрение системы менеджмента качества по МС ISO 9000; - статистические методы управления качеством; - изучение видов и особенностей контроля качества продукции; - анализ процессов стандартизации и сертификации продукции.
Результат обучения: знание и понимание
- Овладевает базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления
- Понимает многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Обладает теоретическими знаниями и практическими навыками, соответствующими требованиям управления современной экономикой Казахстана
- Обладает знаниями в области государственных и международных стандартов качества
Результат обучения: формирование суждений
- Способен использовать количественные и качественные методы для анализа и использования информации для управления бизнес-процессами
- Способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
Результат обучения: коммуникативные способности
- Использует основные и специальные методы экономического анализа информа-ции в сфере управленческой деятельности; разрабатывать и обосновывать варианты эффективных управленческих решений
- Способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности
- Владеет навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на рынке; - решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Тест | 0-100 |
Тест | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1. Теоретические основы менеджмента качества. Содержание понятия «менеджмент качества». Основные понятия и категории при изучении дисциплины «менеджмент качества». Сущность качества и управления им. Качество как экономическая категория. Качество как философская категория. Качество как объект управления. Эволюция содержания понятия «качество».
- Тема 2. Взаимосвязь управления качеством и общего менеджмента. Необходимость совершенствования качества для казахстанских предприятий. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности. Критерии конкурентоспособности товаров и услуг. Факторы конкурентоспособности товаров и услуг: производственные, рыночные, сбытовые и сервисные. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг, принципы оценки, порядок оценки. Процесс формирования качества продукции услуг. Воспринимаемое качество услуг и факторы его определяющие.
- Тема 3. Показатели качества продукции и услуг, методы их определения. Факторы, влияющие на качество продукции. Классификация и характеристика показателей качества продукции. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей.
- Тема 4. Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Сущность измерения качества в квалиметрии. Методы определения величины показателей качества
- Тема 5. Эволюция форм менеджмента качества. Зарождение и развитие основных элементов управления качеством, формирование и совершенствование инструментария по оценке качества, услуг, работ, методологии управления качеством. Основные этапы развития систем менеджмента качества.
- Тема 6. Комплексное управление качеством (ТQM) как организационная проблема. Цели, принципы, методология ТQM. Развитие систем взаимоотношений поставщик-потребитель и управление персонал в рамках ТQM. Стандарты Международной организации по стандартизации МС ISO серии 9000 и системы стандартов серии ISO 14000. Международные и национальные премии по качеству как метод оценки деятельности компаний в области качества.
- Тема 7. Система менеджмента качества по МС ИСО 9000. Динамика внедрения систем менеджмента качества в мире. Основные положения и терминология (СТ РК ИСО 9000). Правила пользования словарем. Взаимосвязь терминов. Комплекс стандартов ИСО серии 9000. Их назначение. Основные принципы менеджмента качества. Сеть и взаимодействия процессов. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе. Плоская и пространственная модели. Сеть и взаимодействия процессов. Связь с другими подсистемами. Цикл PDCA – (планирование, действия, оценивание, коррекция) – главный инструмент управления. Цикл PDCA во взаимодействии в процедурах СМК.
- Тема 8. Система менеджмента качества по МС ИСО 9000. Динамика внедрения систем менеджмента качества в мире. Основные положения и терминология (СТ РК ИСО 9000). Правила пользования словарем. Взаимосвязь терминов. Комплекс стандартов ИСО серии 9000. Их назначение. Основные принципы менеджмента качества. Сеть и взаимодействия процессов. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе. Плоская и пространственная модели. Сеть и взаимодействия процессов. Связь с другими подсистемами. Цикл PDCA – (планирование, действия, оценивание, коррекция) – главный инструмент управления. Цикл PDCA во взаимодействии в процедурах СМК. Документация СМК. Обязательная внутренняя (Цели, политика, руководство по качеству, шесть требуемых стандартом документированных процедур). Документация определяемая организацией, необходимая для управления (внутренняя и внешняя). Ответственность руководства. Обязательства. Политика. Планирование. Распределение ответственностей. Анализ функционирования СМК руководством организации. Управление ресурсами. Обеспечение, поддержание и развитие основных ресурсов: компетентности персонала, инфраструктуры (помещения, оборудовании и другие средства труда), производственной среды (условия для персонала), банков данных и другой информации и т.д. Процессы жизненного цикла продукции. Планирование процессов. Программы (планы) обеспечения качества. Процессы, связанные с потребителями. Анализ требований и взаимоотношения с потребителями. Проектирование и разработка. Входные и выходные данные. Верификация и валидация проекта и разработки. Закупки (материальное и другое обеспечение этапов жизненного цикла продукции). Выбор поставщиков. Требования к закупкам. Верификация закупленной продукции. Производство и обслуживание. Управляемые условия. Валидация специальных процессов. Собственность потребителей. Сохранение качества продукции при внутренних и внешних перемещениях, хранении. Метрологическое обеспечение процессов жизненного цикла продукции. Методики выполнения измерений, контроля и испытаний. Оценивание (измерение), анализ и улучшение. Мониторинг и оценивание (измерение). Удовлетворенность потребителей. Внутренние аудиты. Мониторинг процессов. Мониторинг и измерение характеристик продукции. Управление несоответствующей продукцией. Несоответствующие процессы. Анализ данных мониторинга. Использование результатов анализа для принятия решений. Корректирующие и предупреждающие действия. Поиск и устранение причин. Плановые предупредительные мероприятия.
- Тема 9. Управление качеством продукции на предприятии. Планирование и стимулирование качества продукции. Контроль качества. Организация и виды технического контроля качества.
- Тема 10. Статистические методы управления качеством. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Выборочный контроль при исследовании надежности. Формирование планов контроля.
- Тема 11. Специальные подсистемы управления качеством. Стандартизация в системе управления качеством. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента. Государственная система технического регулирования Республики Казахстан.
- Тема 12. Управление затратами на качество Влияние качества на прибыль. Процесс обеспечения качества продукции: сущность, этапы, содержание. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции. Классификация затрат на качество. Информационная база учета анализа на качество продукции.
- Тема 13. Методы учета и анализа затрат на качество. Учет и анализ брака и потерь от брака. Экономическая эффективность улучшения качества.
- Тема 14. Анализ качества деятельности предприятий (организаций). Матрица анализа функционирования производственных систем. Оценка качества проектов и технологии.
- Тема 15. Сравнительный анализ премий по качеству. Национальные премии по качеству. Премия Президента Республики Казахстан «За достижения в области качества» – «Алтын сапа».
Основная литература
- 1. Закон Республики Казахстан «О стандартизации» от 05.10.2018 г. №183-VI. 2.Закон Республики Казахстан "О техническом регулировании" от 09.11.2004 г. №603-II. 3. Закон Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений» от 07.06.2000 г.№53-II. 4. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 04.05.2010 г. №274-4. 5. СТ РК ИСО 9000-2007 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». 6. СТ РК ИСО 9001-2016 «Системы менеджмента качества. Требования». 7. СТ РК ИСО 19011-2011 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента».
Дополнительная литература
- 1 Адлер Ю. П. Новое направление в статистическом контроле качества – методы Тагучи. – М.: Знание, 2016. 2 Алексеев, В. Корректирующие и предупреждающие действия /В.Алексеев //Методы менеджмента качества. – 2005. – № 8. – С.40-43. 3 Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 368 с. 4 Аристов О. В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с. 5 Аудит по ИСО 9001– 2000 – вклад в бизнес /Ежеквартальное приложение к журналу «Стандарты и качество» ИСО 9000/14000. – 2005. – № 3. – С.21–24. 6 Аудит: Учебное пособие /под ред. С. М. Бычковой. – 1999. – С.20-22. 7 Аудиторская проверка аудитора /ИСО 9000/14000. – 2005. – № 3. –С.18-20. 8 Бабанский А. В. Системы непрерывного улучшения продуктов и процессов. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 237 с. 9 Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 212с. 10 Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. –ИНФРАМ, 2001. – 212 с. 11 Бейсова Р. С. Аудит качества: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 66 с. 12 Береговая И.Б. Управление качеством: практикум. – Оренбург: ОГИМ, 2014. – 94 с. 13 Богатин Ю. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия – М.: Изд-во стандартов, 2011. – 216 с. 14 Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов /О.П. Глудкин и др. : Под. ред. О. П. Глудкина . – М.: Горячая линия – Телеком, 2011. – 600 с. 15 Волчков С. А., Балахонова И. В. Инструменты совершенствования деятельности предприятия //Методы менеджмента качества. – 2002. – №3. – С.11-14. 16 Герасимов Б. И. Управление качеством: Учебное пособие /Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. – М.: КНОРУС, 2005. – 272 с. 17 Гончаров, Э. Особенности российской национальной сертификации /Э. Гончаров //Стандарты и качество. – 2004. – № 11. – С.26–29. 18 Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. – 424 с. 19 Ефимов В. В. Процессы и процессно-ориентированный подход: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2005. – 84 с. 20 Ефимов В. В. Улучшение качества проектов и процессов: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 185 с. 21 Ефимов В.В. Управление качеством: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 141 с. 22 Ефимов В. В. Спираль качества/ В. В. Ефимов, В. М. Князев. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 232 с. 23 Ефимов В. В. Экономика качества: Учебное пособие / В. В. Ефимов. Ульяновск: УлГТУ, 2017. – 123 с. 24 Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – ИД «ИНФРА-М», 2017. 25 Каланова Ш.М., Бишимбаев В.К. Тотальный менеджмент качества в высшем образовании. Учбное пособие – практикоориентированная монография. – Астана: Издательство «Фолиант», 2006. – 476 с. 26 Калиновская Т. Н. и др. Качество продукции: Экономический словарь /под. ред. Т. Н. Калиновской. – М.: Экономика, 1990. – 96 с. 27 Качалов В. А. Некоторые итоги первых аудитов по стандарту ИСО 9001–2000. / В. А. Качалов // Методы менеджмента качества. – 2003. – № 11. – С. 48–54. 28 Котлер Ф. Маркетинг. - М.: Инфра-М, 2006. – 605 с. 29 Коханенко И. К., Пищик В. И. Методы Тагути: приложения для экономических систем //Методы менеджмента качества. – 2002. – №11. – С.4-6. 30 Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. – М.: Издательство стандартов, 1992. – 140 с. 31 Лебедев О.Т. Основы менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2016– 366 с. 32 Литвинова А.В. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2015. – 100 с. 33 Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. Учебное пособие 9-е издание – М.: Высшая школа менеджмента, Изд-во «Омега-Л», 2018. 34 Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы менеджмента. 6-е издание – М-СПб-Киев.: «Вильямс», 2016. 35 Медведев А. М. Международная стандартизация: Учебное пособие. – М.: Издательство стандартов, 2018. 36 Мельн