Деньги, кредит, банки

Варавин Евгений Владимирович

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества. В курсе рассматриваются базовые понятия и теоретические аспекты функционирования денег, денежно-кредитной и банковской системы. Студенты узнают о роли денег в экономике и о механизмах их создания и регулирования, концепциями и принципами денежно-кредитной системы, изучат различные виды денежных инструментов, а также механизмы кредитования и ссудного процента, влияние денежно-кредитной политики на экономику и инфляцию. Кроме того, они изучат структуру банковской системы, деятельность центрального и коммерческих банков, процессы привлечения и предоставления кредитов, принципы управления активами и пассивами, банковскими рисками и регулирования банковского сектора.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Экономическая теория
  • Основы экономики. Школьный курс

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Критерии выведения итоговой оценки за компоненты компетенций при проведении промежуточной аттестации в виде зачета: - интегральная оценка за знание выставляется студенту по результатам текущего и рубежного контроля в форме теоретических опросов, докладов, тестов и других контрольных мероприятий, запланированных в рабочей программе дисциплины; - интегральная оценка за умение выставляется студенту по результатам текущего и рубежного контроля в форме выполнения практических заданий, контрольных работ и других контрольных мероприятий, запланированных в рабочей программе дисциплины; - интегральная оценка за владение выставляется студенту по результатам текущего и рубежного контроля в форме выполнения индивидуальных заданий, защиты других контрольных мероприятий, запланированных в рабочей программе дисциплины

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • комплексное предоставление совокупности знаний по теоретическим аспектам денег и кредита, основам функционирования денежной, кредитной системы и банковской системы, международным кредитно-расчетным и валютным отношениям
Задача
  • Основной задачей курса является подготовка студентов к самостоятельному проведению исследований в области денег и денежного обращения, кредита, банковской деятельности на основе публикуемой статотчетности.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать и понимать содержание и важнейшие тенденции развития денежного обращения в Казахстане; основные законодательные и нормативно-инструктивные материалы по вопросам организации денежного обращения и валютного регулирования в Казахстане
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь применять полученные практические навыки для работы в банковской сфере современного Казахстана.
Результат обучения: формирование суждений
  • умеет самостоятельно проводить исследований в области денег и денежного обращения, кредита, банковской деятельности на основе публикуемой статотчетности. Владеет способностями рассчитывать скорость обращения денег, денежного и банковского мультипликатора, дисконта, простых и сложных процентных выплат.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности
Lehrmethoden

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Опрос 0-100
Опрос
Коллоквиум
Тестирование
Реферат с презентацией
Индивидуальное задание
2  Bewertung Опрос 0-100
Опрос
Коллоквиум
Тестирование
Реферат с презентацией
Индивидуальное задание
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Необходимость, сущность и функции денег. Необходимость денег. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги. История и эволюция развития денег.
  • Виды денег. Металлические деньги. Бумажные деньги. Кредитные деньги.
  • Денежная система, ее элементы и типы. Система металлического обращения. Биметаллизм, монометаллизм. Элементы денежной системы.
  • Денежный оборот общества. Денежный оборот и его структура. Денежное обращение. Платежный оборот.
  • Необходимость, сущность и функции кредита. Принципы кредитования. Формы и виды кредита. Классификация кредита. Функции кредита.
  • Основы создания, функционирования коммерческих банков и условия их деятельности. Законодательная основа функционирования банков в РК. Порядок выдачи разрешения на открытие банка. Государственная регистрация банка.
  • Сущность банка, его функции и роль в экономике. Коммерческий банк и его функции. Принципы деятельности банков. Структура аппарата управления банка. Ассоциации и союзы баков. Структура банковской системы Казахстана
  • Национальный банк РК – центральный банк Республики Казахстан. Цели и задачи Национального Банка Республики Казахстан. Функции и основные направления деятельности. Денежно-кредитная политика Национального Банка.
  • Понятие, структура и принципы построения кредитной системы. Кредитная система и ее структура. Классификация банков. Принципы построения кредитной системы.
  • Собственный капитал банка и его роль в обеспечении устойчивости банка. Собственный капитал банка и его функции. Состав и структура собственного капитала.
  • Формирование и управление банковскими ресурсами.Структура ресурсов банка. Источники банковских ресурсов. Собственные средства банка. Привлеченные банковские средства. Депозит и его основные виды.
  • Формы обеспечения возвратности банковских ссуд. Залог, гарантия, поручительство, цессия и страхование кредитов.
  • Банковский маркетинг. Необходимость и сущность банковского маркетинга.
  • Кредитный портфель и управление проблемными кредитами. Правила классификации активов и порядок начисления провизий (резервов) по ним в банках второго уровня РК.
  • Понятие и классификация валют. Валютный курс. Понятие и классификация валют. Валютный курс. Рыночное и государственное регулирование валютного курса.
Основная литература
  • Абрамова М. А. Деньги, кредит, банки и денежно-кредитная система. Тесты, задания, кейсы. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2021.
  • Ермоленко О.М. Деньги. Кредит. Банки : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» / Ермоленко О.М.. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 94 c. — ISBN 978-5-93926-314-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
  • Гумар Н.А. Несие тәуекелділігі пайда болуы және төмендету жолдары : монография / Гумар Н.А.. — Алматы : Альманах, 2016. — 153 c. — ISBN 978-601-80598-7-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
  • Халықаралық валюталық, қаржы - несиелік қатынастар : оқу құралы / А.Ш. Молдабекова [и др.].. — Тараз : Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати, 2019. — 185 c. — ISBN 978-9965-37-196-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/
  • Деньги. Кредит. Банки. Учебник под редакцией Искакова У.М. заслуженного деятеля РК. д.э.н. профессора. – Алматы: - Тоо Издательство «Фортуна Полиграф». – 2022. – 344 стр.
  • Авагян, Г.Л. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Г.Л. Авагян, Т.М. Ханина, Т.П. Носова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 416 c.
  • Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И., Валенцева Н.И.. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
  • Кредитное дело. Учебное пособие для студентов специальности 5В050900 - Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / О.И. Лаврушин. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.Финансы - Костанай, 2017. – 121с.
  • Баликоев, В. З. История и методология науки о деньгах, кредите и банках : учебное пособие / В. З. Баликоев, Н. Г. Протас ; под редакцией В. З. Баликоева. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2020. — 215 c. — ISBN 978-5-7014-0971-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106146.html
  • Садвокасова, К. Ж. Деньги, кредит, банки : учебник / К. Ж. Садвокасова. — Алматы, Москва : EDP Hub (Идипи Хаб), Ай Пи Ар Медиа, 2025. — 212 c. — ISBN 978-5-4497-3923-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/145542.html
  • Садвокасова, К. Ж. Деньги, кредит, банки : учебно-методическое пособие / К. Ж. Садвокасова, Р. К. Садвокасов. — Алматы, Москва : EDP Hub (Идипи Хаб), Ай Пи Ар Медиа, 2025. — 137 c. — ISBN 978-5-4497-3929-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/145541.html
  • Дмитриева, И. Е. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / И. Е. Дмитриева, Е. А. Ярошенко. — 2-е изд. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2025. — 208 c. — ISBN 978-5-4497-3764-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/143929.html
Дополнительная литература
  • 1.Официальный сайт Национального Банка РК www.nationalbank.kz
  • 2.Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2022 г.)
  • 3. Закон Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан" от от 30 марта 1995 года № 2155 (с изменениями и дополнениями на 12 января 2023)