Деньги, кредит, банки

Варавин Евгений Владимирович

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества. В курсе рассматриваются базовые понятия и теоретические аспекты функционирования денег, денежно-кредитной и банковской системы. Студенты узнают о роли денег в экономике и о механизмах их создания и регулирования, концепциями и принципами денежно-кредитной системы, изучат различные виды денежных инструментов, а также механизмы кредитования и ссудного процента, влияние денежно-кредитной политики на экономику и инфляцию. Кроме того, они изучат структуру банковской системы, деятельность центрального и коммерческих банков, процессы привлечения и предоставления кредитов, принципы управления активами и пассивами, банковскими рисками и регулирования банковского сектора.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Экономическая теория
  • Основы экономики. Школьный курс

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен, диф.зачет

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • комплексное предоставление совокупности знаний по теоретическим аспектам денег и кредита, основам функционирования денежной, кредитной системы и банковской системы, международным кредитно-расчетным и валютным отношениям
Задача
  • Основной задачей курса является подготовка студентов к самостоятельному проведению исследований в области денег и денежного обращения, кредита, банковской деятельности на основе публикуемой статотчетности.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать и понимать содержание и важнейшие тенденции развития денежного обращения в Казахстане; основные законодательные и нормативно-инструктивные материалы по вопросам организации денежного обращения и валютного регулирования в Казахстане
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь применять полученные практические навыки для работы в банковской сфере современного Казахстана.
Результат обучения: формирование суждений
  • умеет самостоятельно проводить исследований в области денег и денежного обращения, кредита, банковской деятельности на основе публикуемой статотчетности. Владеет способностями рассчитывать скорость обращения денег, денежного и банковского мультипликатора, дисконта, простых и сложных процентных выплат.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Опрос 0-100
Опрос
Коллоквиум
Тестирование
Реферат с презентацией
Индивидуальное задание
2  рейтинг Опрос 0-100
Опрос
Коллоквиум
Тестирование
Реферат с презентацией
Индивидуальное задание
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Устный опрос присваивается студенту, который полностью и правильно ответил на вопросы семинара. присваивается студенту, который полностью ответил на вопросы семинара, допустил некоторые неточности. Студент не смог ответить на уточняющие, дополнительные вопросы студент допустил ошибки и неточности при ответах на семинарские вопросы, показал, что не умеет логически построить материал ответ присваивается студенту, если он не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы
Работа на практических занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Решение практических задач 90-100% правильно решенных задач 70-89% правильно решенных задач 50-69% правильно решенных задач 0-49% правильно решенных задач
Коллоквиум обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологиейделает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем, обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточно владеет терминологией, делает ошибки обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета,не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Необходимость, сущность и функции денег
  • Виды денег
  • Денежная система, ее элементы и типы
  • Денежный оборот общества
  • Необходимость, сущность и функции кредита
  • Основы создания, функционирования коммерческих банков и условия их деятельности
  • Сущность банка, его функции и роль в экономике
  • Национальный банк РК – центральный банк Республики Казахстан
  • Понятие, структура и принципы построения кредитной системы
  • Собственный капитал банка и его роль в обеспечении устойчивости банка
  • Формирование и управление банковскими ресурсами
  • Формы обеспечения возвратности банковских ссуд
  • Банковский маркетинг
  • Кредитный портфель и управление проблемными кредитами
  • Понятие и классификация валют
Основная литература
  • Деньги и кредитные отношения : учебное пособие / А. В. Романова, Р. М. Байгулов, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/77060.html
  • Деньги, кредит, банки : учебное пособие / И. Е. Дмитриева, Е. А. Ярошенко, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/95597.html
  • Деньги, кредит, банки : учебное пособие / И. Б. Лейзин, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/102903.html
  • Деньги, кредит, банки : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление» / Е. И. Кузнецова, Н. Д. Эриашвили, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/81764.html
  • Деньги, кредит, банки : учебное пособие / Е. Г. Новоселова, Е. Н. Соболева, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/34661.html
  • Электронные деньги в коммерческом банке : практическое пособие / А. В. Пухов, А. Ю. Мацкевич, А. В. Рего, П. В. Ушанов, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/86160.html
  • Деньги, кредит, банки : практикум / Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/93179.html
  • Деньги, кредит, банки : практикум для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» / О. М. Ермоленко, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/78372.html
  • Деньги, кредит, банки : практикум / Н. С. Тян, Н. В. Анохин, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/80543.html
  • Деньги, кредит, банки : научно-практическое пособие для студентов всех форм обучения / составители М. В. Березовская, Н. Ю. Феофанов, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/49646.html
Дополнительная литература
  • 1.Официальный сайт Национального Банка РК www.nationalbank.kz
  • 2.Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2022 г.)
  • 3. Закон Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан" от от 30 марта 1995 года № 2155 (с изменениями и дополнениями на 12 января 2023)