Money, credit, banks
Description: The discipline is a theoretical course that continues the analysis of the economic relations of society. The course examines the basic concepts and theoretical aspects of the functioning of money, the monetary and banking system. Students will learn about the role of money in the economy and the mechanisms of its creation and regulation, the concepts and principles of the monetary system, study various types of monetary instruments, as well as mechanisms of lending and loan interest, the impact of monetary policy on the economy and inflation. In addition, they will study the structure of the banking system, the activities of central and commercial banks, the processes of attracting and providing loans, the principles of asset and liability management, banking risks and regulation of the banking sector.
Amount of credits: 5
Пререквизиты:
- Economic theory
- Человек. Общество. Право (Человек и общество)
Course Workload:
| Types of classes | hours |
|---|---|
| Lectures | 15 |
| Practical works | 30 |
| Laboratory works | |
| SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
| SAW (Student autonomous work) | 75 |
| Form of final control | Exam |
| Final assessment method |
Component: University component
Cycle: Base disciplines
Goal
- комплексное предоставление совокупности знаний по теоретическим аспектам денег и кредита, основам функционирования денежной, кредитной системы и банковской системы, международным кредитно-расчетным и валютным отношениям
Objective
- Основной задачей курса является подготовка студентов к самостоятельному проведению исследований в области денег и денежного обращения, кредита, банковской деятельности на основе публикуемой статотчетности.
Learning outcome: knowledge and understanding
- Знать и понимать содержание и важнейшие тенденции развития денежного обращения в Казахстане; основные законодательные и нормативно-инструктивные материалы по вопросам организации денежного обращения и валютного регулирования в Казахстане
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- Уметь применять полученные практические навыки для работы в банковской сфере современного Казахстана.
Learning outcome: formation of judgments
- умеет самостоятельно проводить исследований в области денег и денежного обращения, кредита, банковской деятельности на основе публикуемой статотчетности. Владеет способностями рассчитывать скорость обращения денег, денежного и банковского мультипликатора, дисконта, простых и сложных процентных выплат.
Learning outcome: communicative abilities
- способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности
Teaching methods
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
Assessment of the student's knowledge
Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.
| Period | Type of task | Total |
|---|---|---|
| 1 rating | Опрос | 0-100 |
| Опрос | ||
| Коллоквиум | ||
| Тестирование | ||
| Реферат с презентацией | ||
| Индивидуальное задание | ||
| 2 rating | Опрос | 0-100 |
| Опрос | ||
| Коллоквиум | ||
| Тестирование | ||
| Реферат с презентацией | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Total control | Exam | 0-100 |
The evaluating policy of learning outcomes by work type
| Type of task | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | Good | Satisfactory | Unsatisfactory | |
| Устный опрос | присваивается студенту, который полностью и правильно ответил на вопросы семинара. | присваивается студенту, который полностью ответил на вопросы семинара, допустил некоторые неточности. Студент не смог ответить на уточняющие, дополнительные вопросы | студент допустил ошибки и неточности при ответах на семинарские вопросы, показал, что не умеет логически построить материал ответ | присваивается студенту, если он не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы |
| Работа на практических занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок | Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов | Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
| Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
| Решение практических задач | 90-100% правильно решенных задач | 70-89% правильно решенных задач | 50-69% правильно решенных задач | 0-49% правильно решенных задач |
| Коллоквиум | обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией | обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологиейделает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем, | обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточно владеет терминологией, делает ошибки | обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета,не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры |
Evaluation form
The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:
- 40% of the examination result;
- 60% of current control result.
The final grade is calculated by the formula:
| FG = 0,6 | MT1+MT2 | +0,4E |
| 2 |
Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;
E is a digital equivalent of the exam grade.
Final alphabetical grade and its equivalent in points:
The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:
| Alphabetical grade | Numerical value | Points (%) | Traditional grade |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Excellent |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Good |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Satisfactory |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Unsatisfactory |
| F | 0 | 0-24 |
Topics of lectures
- Необходимость, сущность и функции денег
- Виды денег
- Денежная система, ее элементы и типы
- Денежный оборот общества
- Необходимость, сущность и функции кредита
- Основы создания, функционирования коммерческих банков и условия их деятельности
- Сущность банка, его функции и роль в экономике
- Национальный банк РК – центральный банк Республики Казахстан
- Понятие, структура и принципы построения кредитной системы
- Собственный капитал банка и его роль в обеспечении устойчивости банка
- Формирование и управление банковскими ресурсами
- Формы обеспечения возвратности банковских ссуд
- Банковский маркетинг
- Кредитный портфель и управление проблемными кредитами
- Понятие и классификация валют
Key reading
- Деньги и кредитные отношения : учебное пособие / А. В. Романова, Р. М. Байгулов, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/77060.html
- Деньги, кредит, банки : учебное пособие / И. Е. Дмитриева, Е. А. Ярошенко, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/95597.html
- Деньги, кредит, банки : учебное пособие / И. Б. Лейзин, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/102903.html
- Деньги, кредит, банки : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление» / Е. И. Кузнецова, Н. Д. Эриашвили, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/81764.html
- Деньги, кредит, банки : учебное пособие / Е. Г. Новоселова, Е. Н. Соболева, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/34661.html
- Электронные деньги в коммерческом банке : практическое пособие / А. В. Пухов, А. Ю. Мацкевич, А. В. Рего, П. В. Ушанов, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/86160.html
- Деньги, кредит, банки : практикум / Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/93179.html
- Деньги, кредит, банки : практикум для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» / О. М. Ермоленко, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/78372.html
- Деньги, кредит, банки : практикум / Н. С. Тян, Н. В. Анохин, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/80543.html
- Деньги, кредит, банки : научно-практическое пособие для студентов всех форм обучения / составители М. В. Березовская, Н. Ю. Феофанов, рус. яз, https://www.iprbookshop.ru/49646.html
Further reading
- 1.Официальный сайт Национального Банка РК www.nationalbank.kz
- 2.Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2022 г.)
- 3. Закон Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан" от от 30 марта 1995 года № 2155 (с изменениями и дополнениями на 12 января 2023)