Практический аудит
Beschreibung: Дисциплина раскрывает основные вопросы практики аудита, его функции и принципы, методы и приемы в организации аудиторской деятельности. Особое внимание уделяется обучению навыкам и технике ведения аудита в организациях в соответствии с действующими международными стандартами, принципами аудита, нормативно-правовыми документами. Дисциплина вырабатывает практические навыки применения современного инструментария аудита для решения конкретных хозяйственных ситуаций, возникающих в процессе осуществления тематических и полных аудиторских проверок.
Betrag der Credits: 8
Пререквизиты:
- Бухгалтерский финансовый учет
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 30 |
| Praktische Arbeiten | 45 |
| Laborarbeiten | |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 45 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 120 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle | экзамен |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Формирование у студентов профессиональных знаний на основе использования и соблюдения методов и принципов аудита, изучения методологических основ проведения аудита, формирования аудиторского мнения о достоверности финансовой отчетности по результатам проведенного аудита
Задача
- получить навыки и технику ведения в организациях в соответствии с действующими стандартами, принципами аудита, нормативно-правовыми документами
- получить четкое представление о роли аудита в системе управления экономикой, о назначении и месте аудита в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
- приобрести знания и практические навыки для использования их в практике работы на предприятии
Результат обучения: знание и понимание
- иметь представление о роли практического аудита в системе управления экономикой, о назначении и месте аудита в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
- знать международные стандарты финансовой отчетности, международные стандарты аудита, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- уметь пользоваться стандартами бухгалтерского учета и аудита, приемами и методами аудита
- уметь осуществлять экспертизу и анализ бухгалтерской отчетности предприятий любых форм собственности, разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению состояния организаций
Результат обучения: формирование суждений
- способен осуществить аудит финансовой деятельностью всех экономических субъектов
- уметь применять данные аудита для улучшения состояния организаций
Результат обучения: коммуникативные способности
- способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности
Lehrmethoden
технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать про-блемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поис-ка решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения
коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем)
Bewertung des Wissens der Studierenden
| Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
|---|---|---|
| 1 Bewertung | Устный опрос | 0-100 |
| Устный опрос | ||
| Устный опрос | ||
| Рубежное тестирование | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| 2 Bewertung | Устный опрос | 0-100 |
| Рубежное тестирование | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
| Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
| Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Аудиторская деятельность и ее нормативно-правовое регулирование. Аудиторская деятельность: цели, задачи, классификация. Аудиторская деятельность и ее нормативно-правовое регулирование в РК. Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность аудита в РК (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Закон об аудиторской деятельности). Функции государственных органов и общественных организаций, регулирующих аудиторскую деятельность.
- Стандарты аудита и профессиональная этика аудиторов. Стандарты аудита и профессиональное поведение. Аудит как профессия. Кодекс профессиональной этики. Концепции профессионализма, независимости и конфиденциальности аудитора
- Ошибки и мошенничество, оценка их существенности. Понятие существенности. Ошибки и мошенничество действия. Действия аудитора при выявлении искажений. Определение уровня существенности в мировой практике. Оценка существенности искажений.
- Аудит цикла закупок. Циклы хозяйственных операций. Этапы и источники информации при аудите цикла закупок. Практика аудита цикла закупок. Критерии правильности счетов цикла закупок финансовой отчетности и основные утверждения, подлежащие проверке в ходе аудита. Аудит расчетов с подотчетными лицами
- Аудит цикла производства. Взаимосвязь счетов цикла производства и направления аудиторской проверки. Источники информации при аудите цикла производства. Критерии правильности счетов цикла производства финансовой отчетности и основные утверждения, подлежащие проверке в ходе аудита. Тесты средств контроля.
- Аудит цикла реализации и формирования финансовых результатов. Взаимосвязь счетов цикла реализации (продаж) и направления аудиторского контроля. Источники информации при аудите цикла реализации и формирования финансового результата. Критерии правильности счетов цикла реализации и финансовых результатов финансовой отчетности. Основные утверждения, подлежащие проверке в ходе аудита. Аудит расчетов с бюджетом по налогам
- Аудит денежных средств. Аудит кассовых операций. Аудит безналичных расчетов. Анализ движения денежных средств организации
- Аудит долгосрочных активов. Задачи и последовательность аудита основных средств. Аудит операции по приобретению основных средств. Аудит реальности оценки основных средств. Аудит выбытия основных средств. Аудит износа и амортизации основных средств. Аудит операции по ремонту основных средств. Аудит операции с арендованными и сданными в аренду основными средствами. Анализ состояния основных средств и использование их результатов при аудите. Аудит нематериальных активов
- Аудит цикла инвестирования. Аудит цикла инвестирования и направления аудиторского контроля. Источники информации при аудите цикла инвестирования. Основные утверждения, подлежащие проверке в ходе аудита инвестиций
- Аудит капитала и обязательств. Аудит долгосрочных обязательств. Аудит текущих обязательств. Аудит кредиторской задолженности. Аудит расчетов по оплате труда. Аудит уставного капитала. Аудит резервного, дополнительного оплаченного и неоплаченного капитала. Аудит дополнительно оплаченного и дополнительно неоплаченного капитала. Аудит нераспределенного дохода (непокрытого убытка)
- Заключительный этап аудита. Процедуры, осуществляемые на заключительном этапе аудита. Рекомендации клиенту. Оценка итогов аудиторской проверки. Последующие события.
Основная литература
- Абдыкерова, Г. Ж. Аудит : учебное пособие / Г. Ж. Абдыкерова, Б. И. Тукенова, П. Р. Акылова. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2016. — 145 c. — ISBN 978-9957-681-35-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127632.html
- Шаукерова, З. М. Международные стандарты аудита : учебное пособие / З. М. Шаукерова. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2016. — 90 c. — ISBN 978-9965-570-86-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127610.html
- Кириченко, Е. А. Практический аудит : учебное пособие / Е. А. Кириченко, М. Н. Смагина. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. — 81 c. — ISBN 978-5-8265-2092-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/99779.html
- Азарская, М. А. Аудит : практикум / М. А. Азарская, Е. В. Веркеева, Т. Л. Леухина. — Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2015. — 80 c. — ISBN 978-5-8158-1537-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75432.html
- Кучеренко, С. А. Аудит с использованием информационных технологий: практика применения : учебное пособие / С. А. Кучеренко, В. П. Попов. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 111 c. — ISBN 978-5-4487-0664-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90200.html
- Белозерцева, И. Б. Учет и аудит в организациях различных видов экономической деятельности : учебное пособие / И. Б. Белозерцева. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 319 c. — ISBN 978-5-4497-1196-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108254.html
- Аудит : учебник для бакалавров / А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин [и др.] ; под редакцией А. Е. Суглобова. — 6-е изд. — Москва : Дашков и К, 2024. — 373 c. — ISBN 978-5-394-05593-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144178.html
- Аудит : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова [и др.] ; под редакцией А. Л. Савина, Л. В. Сотниковой. — 7-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 695 c. — ISBN 978-5-238-03149-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141771.html
- Аудит : учебник для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и для подготовки бакалавров по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» / Р. П. Булыга, А. Н. Амерсланова, Н. Д. Бровкина [и др.] ; под редакцией Р. П. Булыги. — 5-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 455 c. — ISBN 978-5-238-03259-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/123368.html
- Ендовицкий, Д. А. Международные стандарты аудиторской деятельности : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / Д. А. Ендовицкий, И. В. Панина. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 272 c. — ISBN 5-238-01103-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/142655.html
Дополнительная литература
- Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.07.2022 г.)
- Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.)
- Международные стандарты финансовой отчетности в редакции 2022 года.
- Аудит и контроллинг персонала организации: учеб. пособие / П. Э. Шлендер [и др.] ; под ред. П. Э. Шлендера. - М. : Вузововский учебник - ВЗФЭИ, 2007. - 223 с.
- Абленов Д.О. Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2007. – 608 с.
- Абленов Д.О. Профессиональный аудит: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2008. – 557 с.
- Нурсеитов Э.О. Аудит: краткое руководство. - Алматы , TОО «Издательство LEM», 2007. – 220 с.
- Международные стандарты аудита в редакции 2024 года.
- Рогуленко Т.М. Аудит+ еПриложение: тесты: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономорева, А.В. Бодяко, В.М. Мироненко. - М.: КНОРУС, 2020. - 382 с.
- Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т., Савин В. Аудит. Учебник для бакалавров. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2020. — 373 c.
- Савин А. А. Практический аудит: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Савин, И. А. Савин, А. А. Савин. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 446 с.
- Кеворкова, Ж. А. Практический аудит: (таблицы, схемы, комментарии) : учебное пособие / Ж. А. Кеворкова, В. И. Бережной, Г. Н. Мамаева – М. : Проспект, 2017. – 430 с.