Финансовый контроль и аудит
Описание: Дисциплина рассматривает основные вопросы теории и практики финансового контроля и аудита, его функции и принципы, методы и приемы в организации контрольной деятельности. Особое внимание уделяется изучению функций субъектов контроля, видов и форм финансового контроля, порядка организации и проведения контроля (ревизий), нормативно-правовых и информационных основ финансового контроля. Дисциплина формирует у студентов комплекс знаний аудиторской деятельности, вырабатывает практические навыки в области финансового контроля и учета.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Введение в финансы
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Дать студентам знание основ финансового контроля и аудита в финансовых и бюджетных организациях, усвоение которых поможет им овладеть приемами контроля.
Задача
- получить навыки и технику его ведения в организациях в соответствии с действующим законодательством, стандартами, принципами аудита, нормативно-правовыми документами
- получить четкое представление о роли финансового контроля в системе управления экономикой, о назначении и месте контроля в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
- знать организационно-правовую базу бухгалтерского учета, финансовой отчетности, финансового контроля и аудита в Республике Казахстан
- знать стандарты бухгалтерского учета, международные стандарты аудита, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
- уметь практически применять полученные знания в области учета, контроля, аудита
- уметь разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению финансового состояния финансовых и бюджетных организаций
Результат обучения: знание и понимание
- иметь представление о роли финансового контроля в системе управления экономикой, о назначении и месте контроля в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
- изучить основы финансового контроля и аудита в финансовых и бюджетных организациях
- знать организационно-правовую базу бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудита в Республике Казахстан
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- уметь пользоваться международными стандартами бухгалтерского учета и аудита, приемами и методами финансового контроля
- уметь практически применять полученные знания в области учета, контроля, аудита
- уметь осуществлять экспертизу и анализ бухгалтерской отчетности в финансовых и бюджетных организаций, разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению финансового состояния финансовых и бюджетных организаций
Результат обучения: формирование суждений
- способен осуществить контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов
- уметь применять данные финансового контроля для улучшения финансового состояния организаций
Результат обучения: коммуникативные способности
- способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности
Методы преподавания
технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде.
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения.
коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
| Устный опрос | ||
| Рубежное тестирование | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Защита презентации | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| 2 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Устный опрос | ||
| Устный опрос | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями: | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Сущность, функции и значение финансового контроля
- Виды и формы контроля
- Организация проведения контроля (ревизий)
- Органы и субъекты контроля
- Нормативно-правовые и информационные основы финансового контроля
- Контроль и ревизия кассово-банковских операций
- Контроль и ревизия запасов
- Контроль и ревизия расчетов с дебиторами и кредиторами
- Контроль и ревизия расчетов с персоналом по оплате труда
- Контроль и ревизия долгосрочных активов
- Контроль и ревизия собственного капитала
Основная литература
- Внутренний аудит : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», для магистерских программ «Внутренний контроль и аудит», «Экономическая безопасность» / Ж. А. Кеворкова, Т. П. Карпова, А. А. Савин, Г. А. Ахтамова ; под редакцией Ж. А. Кеворковой. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 319 c. — ISBN 978-5-238-02333-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81674.html
- Козлова, Ж. В. Проверка и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации. Сборник тестовых заданий и ситуационных задач : учебное пособие / Ж. В. Козлова. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2024. — 180 c. — ISBN 978-985-895-173-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/143040.html
- Борисова, Н. М. Финансовый контроль деятельности экономического субъекта : учебное пособие для СПО / Н. М. Борисова, Г. В. Цветова. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2023. — 118 c. — ISBN 978-5-4488-1642-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131422.html
- Организация государственного и муниципального финансового контроля : учебное пособие / Р. И. Сафиуллаева, И. И. Глотова, Л. В. Агаркова [и др.]. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2022. — 60 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/129590.html
- Шохин, С. О. Международные стандарты государственного финансового контроля: особенности правового регулирования : учебное пособие / С. О. Шохин. — Москва : Прометей, 2020. — 294 c. — ISBN 978-5-907244-81-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125667.html
- Государственный и муниципальный финансовый контроль : учебное пособие / С. А. Андреев, И. М. Ванькович, М. Л. Васюнина [и др.] ; под редакцией Е. А. Федченко. — Москва : Прометей, 2020. — 360 c. — ISBN 978-5-907244-84-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125663.html
- Контроль и ревизия : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Е. А. Федорова, О. В. Ахалкаци, М. В. Вахорина, Н. Д. Эриашвили ; под редакцией Е. А. Федоровой. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 239 c. — ISBN 978-5-238-02083-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/142693.html
- Бобошко, В. И. Контроль и ревизия : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономическая безопасность», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» / В. И. Бобошко. — 2-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 311 c. — ISBN 978-5-238-03109-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109191.html
- Аудит : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова [и др.] ; под редакцией А. Л. Савина, Л. В. Сотниковой. — 7-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 695 c. — ISBN 978-5-238-03149-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141771.html
- Крышкин, О. Настольная книга по внутреннему аудиту: риски и бизнес-процессы / О. Крышкин ; под редакцией В. Ионова. — Москва : Альпина Паблишер, 2024. — 477 c. — ISBN 978-5-9614-4449-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/137879.html
- Осташенко, Е. Г. Организация внутреннего аудита : учебное пособие / Е. Г. Осташенко. — Омск : Издательство Омского государственного университета, 2022. — 94 c. — ISBN 978-5-7779-2586-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/128909.html
- Внутренний аудит : учебное пособие / Т. Ю. Бездольная, И. Ю. Скляров, А. В. Нестеренко, Т. А. Нещадимова. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2021. — 124 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/121747.html
- Белозерцева, И. Б. Учет и аудит в организациях различных видов экономической деятельности : учебное пособие / И. Б. Белозерцева. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 319 c. — ISBN 978-5-4497-1196-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108254.html
- Земсков, В. В. Внутренний контроль и аудит в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта : учебное пособие / В. В. Земсков. — Москва : Прометей, 2019. — 158 c. — ISBN 978-5-907100-58-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94413.html
- Абдыкерова, Г. Ж. Аудит : учебное пособие / Г. Ж. Абдыкерова, Б. И. Тукенова, П. Р. Акылова. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2016. — 145 c. — ISBN 978-9957-681-35-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127632.html
Дополнительная литература
- О государственном аудите и финансовом контроле. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК.
- Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 392.
- Международные стандарты аудита
- Абленов Д.О. Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2007. – 608 с.
- Абленов Д.О. Профессиональный аудит: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2008. – 557 с.
- Нурсеитов Э.О. Аудит: краткое руководство. - Алматы , TОО «Издательство LEM», 2007. – 220 с.
- Контроль и ревизия: учеб. пособие для студентов вузов / В.И Бобошко, Ю.В. Гнездова, Е.Е. Маьвеева, Г.Е. Каратаева; под. ред. В.И. Бобошко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 335 с.