Физика плазмы и термоядерные реакторы

Арингожина Зарина Ержановна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс знакомит студентов с основными понятиями физики плазмы и термоядерных реакторов. Рассматриваются вопросы динамики установления равновесной функции распределения. Требования к параметрам горячей плазмы для управляемого термоядерного синтеза. Схема использования термоядерной энергии в энергетическом реакторе. Сопоставление с ядерным реактором.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Физические основы механики
  • Введение в инженерное образование

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Изучение физических основ управляемого термоядерного синтеза для приобретения знаний и навыков, требующихся в профессиональной деятельности, а также использования полученных знаний при освоении последующих профильных дисциплин.
Задача
  • Ознакомить студента с современными плазменными установками и элементами их конструкции.
Результат обучения: знание и понимание
  • - о физике плазмы как разделе физики, ее задачах и методах их решения; - об основных процессах переноса в плазме в магнитном поле и без него - о видах дрейфового движения частиц в плазме; - о цепной реакции деления ядер; - о способах нагрева и удержания плазмы; - об устройствах, с помощью которых получают и удерживают плазму; - о волновых процессах в плазме.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - рассчитывать характеристики плазмы по заданным параметрам; - делать оценки скорости дрейфового движения частиц в плазме; - объяснить влияние магнитных полей простой конфигурации на поведение плазмы.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирование физических представлений о закономерностях поведения плазмы в магнитном поле для применения этих знаний при работе в различных областях науки и техники.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Углубить у обучающихся систему понятий и представлений в области оборудования и плазменной технологий.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Изучить теоретические и практические вопросы в области оборудования и термоядерных реакторов.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Рубежный контроль 2 0-100
Коллоквиум
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Плазма, квазинейтральность плазмы, пространственный масштаб разделения зарядов, радиус Дебая, временной масштаб разделения зарядов, плазменная частота, дебаевское экранирование заряда в плазме, плазменные колебания
  • Термодинамика идеального газа, температура плазмы, тепловая и кулоновская энергия плазмы, кулоновские поправки к свободной энергии и давлению плазмы, равновесная ионизация и формула Саха
  • Функция распределения частиц плазмы в фазовом пространстве, кинетическое уравнение, уравнение Власова, уравнение Больцмана и модель Крука, функция распределения Максвелла и средние значения
  • Частота и сечение столкновений, длина свободного пробега, понятие «столкновения» для заряженных частиц, транспортное сечение
  • Дрейфовое движение, дрейф в скрещенных электромагнитных полях, дрейф в неоднородном магнитном поле, градиентный дрейф, центробежный дрейф, дрейф в переменном электрическом поле, поляризационный дрейф
  • Адиабатические инварианты движения, траектории движения частиц в пробкотроне, магнитосфера Земли, примеры нарушения условий адиабатичности, магнитная накачка плазмы, циклотронный нагрев
  • Явления переноса, две задачи теории переноса
  • Проводимость плазмы, классическая диффузия, Бомовская диффузия, амбиполярная диффузия, диффузия в замагниченной плазме конечных размеров, эффект Саймона
  • Уравнения движения, уравнение непрерывности, уравнение состояния, полная система гидродинамических уравнений для плазмы, уравнения Максвелла, приближения магнитной гидродинамики, уравнение для напряженности магнитного поля в плазме
  • Ядерные реакции синтеза, кулоновский барьер, критерий Лоусона
  • Устройства, основанные на пинч-эффекте, линейный Z-пинч и -пинч, условие равновесия пинча, механизм нагрева плазмы пинча, неустойчивости пинча и приемы их стабилизации
  • Фазовая и групповая скорости, волновое уравнение, дисперсионное уравнение, две задачи о волновом процессе, уравнение поля для электромагнитной волны в плазме
  • Период реактора
  • Влияние температуры на физические параметры реактора
  • Кинетика реактора в энергетических режимах работы
Основная литература
  • 1. Л.А. Арцимович. Управляемые термоядерные реакции. М.. ГИФМЛ. 1961. 2. Д. Роуз, М. Кларк. Физика плазмы и управляемые термоядерные реакции.М.. Госатомиздат. 1963. 3. Д.А. Франк-Каменецкий. Лекции по физике плазмы.М.. Атомиздат. 1968. 4. Н. Кролл, А. Трайвелпис. Основы физики плазмы. М.. Мир, 1975. 5. Ф. Чен. Введение в физику плазмы. М.. Мир, 1987. 6. И.А.Котельников, Г.В. Ступаков. Лекции по физике плазмы. Новосибирск,1996
Дополнительная литература
  • 1. Л.А. Арцимович. Что каждый физик должен знать о плазме. М.. Атомиздат. 1976. 2. С.Д. Коровин, В.В. Рыжов. Азбука физики плазмы. Учебное пособие, ТПУ, 2001.