Физические основы механики

Баятанова Ляйла Болаткановна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс состоит из разделов посвященных современному изложению основ классической механики - кинематика, динамика материальной точки и твердого тела. Изложение этого раздела является развитием и углублением соответствующего раздела курса физики средней школы. Используется математический аппарат векторной алгебры и дифференциального исчисления. Рассматриваются кинематические и динамические характеристики движения, их взаимные связи.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Физика. Школьный курс

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Развитие естественнонаучного мировоззрения, создание фундаментальной базы для дальнейшего изучения общетехнических и специальных дисциплин и для успешной последующей профессиональной деятельности.
Задача
  • изучение основных физических явлений, овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики, а также методами физического исследования; - овладение приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики как основы умения решать профессиональные задачи в выбранной отрасли; - ознакомление с современной научной аппаратурой, формирование навыков проведения физического эксперимента, умения выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей деятельности - знать связь физики с другими науками и ее роль в решении научно- технических проблем специальности
Результат обучения: знание и понимание
  • основные физические явления и законы классической и современной физики, методы физического исследования; иметь навыки проведения физического эксперимента, работы с измерительными приборами, расчета и обработки полученных данных; понимание границ применимости различных физических понятий, законов, теорий.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Использовать основные понятия, законы и модели физики в своей профессиональной деятельности; уметь использовать новые физические принципы в профессиональной деятельности.
Результат обучения: формирование суждений
  • разбираться в современном представлении о физической картине окружающего мира и состоянии научно-технического прогресса; использовать знания физических законов и явлений для компетентного суждения о техногенных процессах, происходящих в природе и обществе.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • умение работать в коллективе, способность ориентироваться в потоке новой научно-технической информации, осваивать новые передовые технологии и участвовать в создании их, быть готовым к географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • иметь навыки проведения физического эксперимента, работы с измерительными приборами, расчета и обработки полученных данных; находить индивидуальные способы самообразования в дальнейшем.
Методы преподавания

1. Лекционно-семинарско-зачетная система 2. Исследовательские методы 3. Информационно-коммуникационные технологии

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Рубежный контроль 2 0-100
Коллоквиум
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Кинематика материальной точки
  • Динамика материальной точки
  • Силы
  • Законы сохранения
  • Соударение тел
  • Момент силы
  • Механика твердого тела
  • Момент инерции
  • Неинерциальные системы отсчета
  • Механика жидкостей
  • Гравитация
  • Элементы специальной теории относительности
  • Релятивистский импульс
  • Общие характеристики гармонических колебаний
  • Распределение волн в упругой среде
Основная литература
  • 11 Байпакбаев Т.С., Майлина Х.Р. Жалпы физика курсының есептер жинағы. Механика, статистикалық физика және термодинамика, Алматы, 2003 12 Майлина Х.Р. Кинематика есептерінің жинағы. Шешімдері мен тәсілдері. Алматы, 2001 13 Kumekov S.E. General Physics (Crash Course). 64 pg., Kazakh National Technical University. Department of the General and Theoretical Physics. Almaty 2006
Дополнительная литература
  • 1 Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фецнмановские лекции по физике. Т.1. Современная наука о природе. Законы механики. Мир., М. 1967 2 Киттель Ч., Найт У. Рудерман М. Механика. Берклеевский курс по физики. Т.1, пер. С анг., Изд. Наука, физ.мат.лит.,1997 3 Иордов И.Е. Основные законы механики. М., Высшая школа, 2001 4 Паркер Б. Мечта Эйнштейна. В поисках единой геории строения Вселенной, Эврика, СПб: Амфора, 2001 5 R.A. Serway, J.W. Jewett, Physics for Scientists and Engineers, 6 Edition. Thomas Brooks/Cole, 2004. P.1382