Электричество и магнетизм

Ерболатова Гульнара Уалхановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: В соответствии с программой курса общей физики излагаются основные характеристики электрических и магнитных полей; законы, позволяющие их рассчитывать, а также явления, подтверждающие единство природы и взаимосвязь электрических и магнитных явлений. Особое внимание уделяется рассмотрению физической сущности изучаемых явлений и описывающих их понятий и законов, взаимоотношениям между классической и современной физикой, границам применимости тех или иных физических трактовок и законов.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Молекулярная физика и термодинамика
  • Молекулярная физика и термодинамика

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)* 15
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Основной целью курса является изучение теоретических основ классической и современной науки об электричестве и магнетизме, раскрытие сущности основных понятий и законов этой науки, формирование у студента современного физического и научного подхода.
Задача
  • В задачи дисциплины входит формирование у студентов умений и навыков использования законов электродинамики, обеспечивающей им возможность использовать эти принципы (законы), в тех областях они специализируются. Научить студентов работать современной электроизмерительной аппаратурой, проводить экспериментальные исследования, обрабатывать результаты измерений.
Результат обучения: знание и понимание
  • основные положения физических теорий классической и современной электродинамики и экспериментальные факты, на которых они базируются; фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной электродинамики; методы исследования и расчета электрических и магнитных систем.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять законы электродинамики для объяснения физических явлений в природе и технике, решать качественные и количественные физические задачи; решать типовые задачи по основным разделам курса, используя методы математического анализа; проводить измерения физических величин, объяснение и обработку результатов эксперимента. самостоятельно работать с учебной и справочной литературой; использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности.
Результат обучения: формирование суждений
  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • методами поиска и обмена информацией по вопросам курса; методами решения типовых физических задач; методами проведения физических измерений; методами корректной оценки погрешности при проведении физического эксперимента.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (использование следующих активных форм обучения: исполнительная (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационные (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - использование виртуальной лабораторной работы; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в учебном процессе); - решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Рубежный контроль 2 0-100
Коллоквиум
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона.
  • Электрическое поле. Напряженность поля
  • Потенциал электростатического поля.
  • Связь между напряженностью электрического поля и потенциалом
  • Силовые линии. Поток вектора напряженности. Работа в электрическом поле.
  • Теорема Остроградского -Гаусса для поля в вакууме. Диэлектрики в электростатическом поле.
  • Проводники в электростатическом поле. Электроемкость уединенного проводника. Емкость неуединенного проводника. Взаимная электроемкость двух проводников. Конденсаторы. Соединение конденсаторов.
  • Энергия системы неподвижных точечных зарядов. Энергия уединенного заряженного проводника и конденсатора. Энергия элетростатического поля.
  • Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции. Закон Био-Савара-Лапласа. Расчет магнитных полей простейших систем. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Эффект Холла.
  • Постоянный электрический ток. Закон Ома. Сопротивление проводников. Закон Ома для неоднородного участка цепи.
  • Работа и мощность постоянного тока. Мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила Кирхгофа.
  • Магнитное поле и его свойства. Закон Био-Савара-Лапласа. Магнитное поле прямолинейного проводника с током.
  • Закон Ампера. Рамка с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Закон полного тока для магнитного поля в вакууме.
  • Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Первое уравнение Максвелла. Ток смещения. Второе уравнение Максвелла. Полная система уравнений Максвелла.
  • Колебательный контур. Свободные и непроизвольные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный электрический ток. Закон Ома для переменного тока.
Основная литература
  • 1. Иродов И.Е. Электромагнетизм. Основные законы. –М.: Физматлит, 2000. 2. Иродов И.В. Задачи по общему курсу физики. –М.: Физматлит, 2001. 3. Плотников А.Л. Телелекции по физике. – ВКГТУ, 2010 4. Трофимова Т.И. Курс физики. –М.: Высшая школа, 2003. 4. Методические указания к лабораторным работам по физике. –Усть-Каменогорск: УКСДИ, 1989-2005. 5. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по фи-зике во втузе. –М.: Высшая школа, 1981. 6. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. –М.: Высшая школа, 2003. Примечание: указанные списки основной и дополнительной литературы имеются в фонде библиотеки университета.
Дополнительная литература
  • 7. Геворкян Р.Г., Шеппель В.В. Курс общей физики. –М.: Высшая школа, 1992. 8. Калашников С.Г. Электричество. –М.: Наука, 1985. 9. Чертов А.Г., Воробьев А.А. Задачник по физике. –М.: Высшая школа, 1982. 10. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. –М.: Высшая школа, 2003. 11. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по физике во вузе. –М.: Высшая школа, 1981.