Электричество и магнетизм
内容描述: В соответствии с программой курса общей физики излагаются основные характеристики электрических и магнитных полей; законы, позволяющие их рассчитывать, а также явления, подтверждающие единство природы и взаимосвязь электрических и магнитных явлений. Особое внимание уделяется рассмотрению физической сущности изучаемых явлений и описывающих их понятий и законов, взаимоотношениям между классической и современной физикой, границам применимости тех или иных физических трактовок и законов.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Молекулярная физика и термодинамика
- Молекулярная физика и термодинамика
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 15 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Основной целью курса является изучение теоретических основ классической и современной науки об электричестве и магнетизме, раскрытие сущности основных понятий и законов этой науки, формирование у студента современного физического и научного подхода.
Задача
- В задачи дисциплины входит формирование у студентов умений и навыков использования законов электродинамики, обеспечивающей им возможность использовать эти принципы (законы), в тех областях они специализируются. Научить студентов работать современной электроизмерительной аппаратурой, проводить экспериментальные исследования, обрабатывать результаты измерений.
Результат обучения: знание и понимание
- основные положения физических теорий классической и современной электродинамики и экспериментальные факты, на которых они базируются; фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной электродинамики; методы исследования и расчета электрических и магнитных систем.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применять законы электродинамики для объяснения физических явлений в природе и технике, решать качественные и количественные физические задачи; решать типовые задачи по основным разделам курса, используя методы математического анализа; проводить измерения физических величин, объяснение и обработку результатов эксперимента. самостоятельно работать с учебной и справочной литературой; использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности.
Результат обучения: формирование суждений
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Результат обучения: коммуникативные способности
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- методами поиска и обмена информацией по вопросам курса; методами решения типовых физических задач; методами проведения физических измерений; методами корректной оценки погрешности при проведении физического эксперимента.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (использование следующих активных форм обучения: исполнительная (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационные (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - использование виртуальной лабораторной работы; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в учебном процессе); - решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Коллоквиум | 0-100 |
Индивидуальные задания | ||
Выполнение и защита лабораторных работ | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Рубежный контроль 2 | 0-100 |
Коллоквиум | ||
Индивидуальные задания | ||
Выполнение и защита лабораторных работ | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона.
- Электрическое поле. Напряженность поля
- Потенциал электростатического поля.
- Связь между напряженностью электрического поля и потенциалом
- Силовые линии. Поток вектора напряженности. Работа в электрическом поле.
- Теорема Остроградского -Гаусса для поля в вакууме. Диэлектрики в электростатическом поле.
- Проводники в электростатическом поле. Электроемкость уединенного проводника. Емкость неуединенного проводника. Взаимная электроемкость двух проводников. Конденсаторы. Соединение конденсаторов.
- Энергия системы неподвижных точечных зарядов. Энергия уединенного заряженного проводника и конденсатора. Энергия элетростатического поля.
- Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции. Закон Био-Савара-Лапласа. Расчет магнитных полей простейших систем. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Эффект Холла.
- Постоянный электрический ток. Закон Ома. Сопротивление проводников. Закон Ома для неоднородного участка цепи.
- Работа и мощность постоянного тока. Мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила Кирхгофа.
- Магнитное поле и его свойства. Закон Био-Савара-Лапласа. Магнитное поле прямолинейного проводника с током.
- Закон Ампера. Рамка с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Закон полного тока для магнитного поля в вакууме.
- Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Первое уравнение Максвелла. Ток смещения. Второе уравнение Максвелла. Полная система уравнений Максвелла.
- Колебательный контур. Свободные и непроизвольные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный электрический ток. Закон Ома для переменного тока.
Основная литература
- 1. Иродов И.Е. Электромагнетизм. Основные законы. –М.: Физматлит, 2000. 2. Иродов И.В. Задачи по общему курсу физики. –М.: Физматлит, 2001. 3. Плотников А.Л. Телелекции по физике. – ВКГТУ, 2010 4. Трофимова Т.И. Курс физики. –М.: Высшая школа, 2003. 4. Методические указания к лабораторным работам по физике. –Усть-Каменогорск: УКСДИ, 1989-2005. 5. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по фи-зике во втузе. –М.: Высшая школа, 1981. 6. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. –М.: Высшая школа, 2003. Примечание: указанные списки основной и дополнительной литературы имеются в фонде библиотеки университета.
Дополнительная литература
- 7. Геворкян Р.Г., Шеппель В.В. Курс общей физики. –М.: Высшая школа, 1992. 8. Калашников С.Г. Электричество. –М.: Наука, 1985. 9. Чертов А.Г., Воробьев А.А. Задачник по физике. –М.: Высшая школа, 1982. 10. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. –М.: Высшая школа, 2003. 11. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по физике во вузе. –М.: Высшая школа, 1981.