Электричество и магнетизм

Баятанова Ляйла Болаткановна

Портфолио преподавателя

Описание: В соответствии с программой курса общей физики излагаются основные характеристики электрических и магнитных полей; законы, позволяющие их рассчитывать, а также явления, подтверждающие единство природы и взаимосвязь электрических и магнитных явлений. Особое внимание уделяется рассмотрению физической сущности изучаемых явлений и описывающих их понятий и законов, взаимоотношениям между классической и современной физикой, границам применимости тех или иных физических трактовок и законов.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Молекулярная физика и термодинамика
  • Молекулярная физика и термодинамика

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы 15
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Основной целью курса является изучение теоретических основ классической и современной науки об электричестве и магнетизме, раскрытие сущности основных понятий и законов этой науки, формирование у студента современного физического и научного подхода.
Задача
  • В задачи дисциплины входит формирование у студентов умений и навыков использования законов электродинамики, обеспечивающей им возможность использовать эти принципы (законы), в тех областях они специализируются. Научить студентов работать современной электроизмерительной аппаратурой, проводить экспериментальные исследования, обрабатывать результаты измерений.
Результат обучения: знание и понимание
  • основные положения физических теорий классической и современной электродинамики и экспериментальные факты, на которых они базируются; фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной электродинамики; методы исследования и расчета электрических и магнитных систем.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять законы электродинамики для объяснения физических явлений в природе и технике, решать качественные и количественные физические задачи; решать типовые задачи по основным разделам курса, используя методы математического анализа; проводить измерения физических величин, объяснение и обработку результатов эксперимента. самостоятельно работать с учебной и справочной литературой; использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности.
Результат обучения: формирование суждений
  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • методами поиска и обмена информацией по вопросам курса; методами решения типовых физических задач; методами проведения физических измерений; методами корректной оценки погрешности при проведении физического эксперимента.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (использование следующих активных форм обучения: исполнительная (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационные (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - использование виртуальной лабораторной работы; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в учебном процессе); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Рубежный контроль 2 0-100
Коллоквиум
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Индивидуальные задания Хорошее понимание материала, всесторонние знания, отличные навыки и знания Полное понимание наличия материалов, хороших знаний, навыков и образования Разумное понимание материала, удовлетворительные знания, навыки и умения Основное содержание материала не усвоено и не раскрыто; студент отказывается отвечать.
Рубежный котроль 1,2 Хорошее понимание материала, всесторонние знания, отличные навыки и мастерство Полное понимание материала, хорошие знания, умения и мастерство Адекватное понимание материала, удовлетворительные знания, умения и навыки Основное содержание материала не усвоено и не раскрыто; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; значительное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе ответа; отказ
Коллоквиум Полностью понимать смысл рассматриваемых понятий, явлений и законов, теорий и взаимосвязей; уметь формулировать полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять основные правила, самостоятельно подкреплять ответ конкретными примерами и фактами Полный и правильный ответ, основанный на изученных теориях; допускаются незначительные ошибки и упущения в воспроизведении изученного материала, неточности в определении понятий, использовании научных терминов или выводов и обобщений. Обучающийся не отвечает на поставленный вопрос полностью, не может полностью объяснить смысл темы или основные правила. Не может ответить на дополнительные вопросы. Обучающийся отвечает очень плохо, не понимает смысла вопроса. Не может ответить на дополнительные вопросы. Ученик отвечает очень плохо, не понимает смысла вопроса. Не может ответить на дополнительные вопросы.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Взаимодействие электрических зарядов
  • Электрическое поле
  • Потенциал электростатического поля
  • Связь между напряженностью электрического поля и потенциалом
  • Силовые линии
  • Теорема Остроградского -Гаусса для поля в вакууме
  • Проводники в электростатическом поле
  • Энергия системы неподвижных точечных зарядов
  • Вектор магнитной индукции
  • Постоянный электрический ток
  • Работа и мощность постоянного тока
  • Магнитное поле и его свойства
  • Закон Ампера
  • Магнитный поток
  • Колебательный контур
Основная литература
  • 1. Иродов И.Е. Электромагнетизм. Основные законы. –М.: Физматлит, 2000. 2. Иродов И.В. Задачи по общему курсу физики. –М.: Физматлит, 2001. 3. Плотников А.Л. Телелекции по физике. – ВКГТУ, 2010 4. Трофимова Т.И. Курс физики. –М.: Высшая школа, 2003. 4. Методические указания к лабораторным работам по физике. –Усть-Каменогорск: УКСДИ, 1989-2005. 5. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по фи-зике во втузе. –М.: Высшая школа, 1981. 6. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. –М.: Высшая школа, 2003. Примечание: указанные списки основной и дополнительной литературы имеются в фонде библиотеки университета.
Дополнительная литература
  • 7. Геворкян Р.Г., Шеппель В.В. Курс общей физики. –М.: Высшая школа, 1992. 8. Калашников С.Г. Электричество. –М.: Наука, 1985. 9. Чертов А.Г., Воробьев А.А. Задачник по физике. –М.: Высшая школа, 1982. 10. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. –М.: Высшая школа, 2003. 11. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по физике во вузе. –М.: Высшая школа, 1981.