Атомная физика и спектроскопия

Арингожина Зарина Ержановна

Портфолио преподавателя

Описание: В содержании курса уделяется внимание основам физики микромира и невозможности описания явлений в микромире в рамках классической теории. Важное место в курсе занимает изучение основ квантовой механики, вводятся её основные понятия: операторы, волновая функция, уравнение Шредингера. В результате изучения курса обучающиеся должны знать основные законы атомной физики и спектроскопии, основные физические явления, методы их наблюдений и экспериментального исследования, уметь формулировать основные понятия, решать физические задачи.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Физическая оптика

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы 15
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью данного курса является получение студентами представлений: - о строении атомов и молекул и спектроскопии; - о физической теории как обобщении наблюдений, практических опытов и экспериментов, изложенных на соответствующем математическом уровне; - об основных методах наблюдения, измерения и экспериментирования в атомной физике.
Задача
  • Основная задача изучения дисциплины состоит в том, чтобы дать представление о фундаментальных квантово-механических закономерностях, обусловленных строением, свойствами и процессами в атомных оболочках.
Результат обучения: знание и понимание
  • Основные законы атомной физики и спектроскопии, основные физические явления, методы их наблюдений и экспериментального исследования, уметь формулировать основные понятия, решать физические задачи. Представление об основных атомных явлениях, особенностях их протекания, об основных понятиях, величинах, единицах измерения, об основных методах экспериментирования и обработки результатов измерений. Правильно соотносить содержание конкретных задач с законами атомной физики, пользоваться основными спектральными приборами, решать физические задачи и оценивать порядки физических величин. Использовать спектральные приборами, в решении конкретных задач атомной физики.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • пользоваться основными спектральными приборами, решение конкретных задач атомной физики и их соотнесении с общими законами физики.
Результат обучения: формирование суждений
  • представление о квантовых явлениях на атомно-молекулярном уровне; об экспериментальных основах квантовой физики и физических явлениях, обусловленных электронными оболочками атомов и молекул; о границах применимости физических моделей и гипотез.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • формулировать основные понятия раздела, решать физические задачи и оценивать порядки физических величин.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Коллоквиум 0-100
Рубежный контроль 2
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Эмпирические закономерности в атомных спектрах
  • Теория атома водорода по Бору
  • Корпускулярно-волновой дуализм
  • Дифракция электронов и методы ее наблюдения
  • Векторная модель электронной оболочки атома
  • Опыты Эйнштейна де Газа
  • Распределение электронов по электронным оболочкам
  • Принципы оптического усиления и генерации
  • влияние внешнего магнитного и электрического полей на атомные уровни и спектры
  • Величины, характеризующие общие свойства ядер: масса, заряд, спин, магнитный момент ядра
  • Образование молекул из атомов
  • Различные ветви молекулярных спектров и распределение интенсивностей в этих ветвях
  • Сплошные спектры двухатомных молекул
  • Совершенные представления о строении кристаллов
Основная литература
  • 1. Иродов И.Е. Атомная и ядерная физика. Сборник задач: Учебное пособие.- ,СПб: изд. Лан, 2002. – 288 с. 2. Милантьев В.П. Атомная физика: Учебное пособие. – М.: Изд. РУДН.2000,-373 с. 3. Гинзбург В.Л., Левин Л.М., Рабинович М.С., Сивухин Д.В. Сборник задач по общему курсу физики. Том 5. Атомная физика. Физика ядра и элементарных частиц. – М., Физматлит: Лань, 2006, 184 с. 4. Иродов И.Е. Задачи по общей физике. М.: Наука, 1988 с. 5. Савельев И.В. Курс общей физики. Книга 5. М.: Наука,1998.- 368с. 6. Джумагулова К.Н. и др. Лабораторный практикум по атомной физике. Курчатов,2001,-110с
Дополнительная литература
  • 1. Матвеев А.Н., Атомная физика. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1989.-439с. 2. Сивухин Д.В. Общий курс физики, т.5. Атомная и ядерная физика:ч.1, уч.пособие.-М.1986-416с. 3. Шпольский Э.В.Атомная физика: Учебное пособие в 2-х томах-М.:Наука, 1984, т.2.-483с. 4. Иродов И.Е.Сборник задачпо атомной и ядерной физике. Учебное пособие.- М.: Энергоиздат, 1984.-240с.