Физика конденсированного состояния

Баятанова Ляйла Болаткановна

Портфолио преподавателя

Описание: В данном курсе студентами изучаются фундаментальные основы физики твердого тела, которые включают механические, тепловые, электрические и магнитные свойства твердых тел и различные силы действующие на них, которые приводит к структурным изменениям. При изложении материала основное внимание уделено выяснению физической сущности рассматриваемого явления и также количественное описание этого материала.

Количество кредитов: 8

Пререквизиты:

  • Электричество и магнетизм
  • Молекулярная физика и термодинамика

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы 30
СРОП 45
СРО 120
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Писменный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Обладать знаниями в области физики конденсированного состояния, позволяющей ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающей им возможность использовать новые физические принципы в тех областях техники, в которых они специализируются. Формирование научного мышления и диалектического мировоззрения, правильного понимания границ применимости различных физических понятий, законов, теорий и умения оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или математических методов исследования.
Задача
  • Ознакомление с измерительной аппаратурой, выработка умения проводить экспериментальные исследования, обрабатывать результаты эксперимента и анализировать их. Развитие творческого мышления, навыков самостоятельной познавательной деятельности, умения моделировать физические ситуации с использованием компьютера.
Результат обучения: знание и понимание
  • Основные закономерности формирования конденсированы сред, основные методы изучения кристаллических структур; методы теоретических подходов в описании и изучении явлений в физике конденсированного состояния.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Описывать и качественно объяснять основные состояния в твердом теле; применять методы описание кристаллических структур, моделировать физические процессы.
Результат обучения: формирование суждений
  • Научное мышление и диалектическое мировоззрение.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • самостоятельно изучать и понимать специальную научную и методическую литературу, связанную с проблемами физики конденсированного состояния вещества.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (использование следующих активных форм обучения: исполнительная (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационные (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в учебном процессе);

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Рубежный контроль 2 0-100
Коллоквиум
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе. 90-100 70-89 50-69 1-49
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Силы связи и внутренняя структура твердых тел
  • Несовершенства и дефекты кристаллического строения
  • Способы описания состояния макроскопической системы
  • Электронные состояния в кристаллах
  • Рассеяние электронов, время релаксации
  • Энергетические зоны в модели "пустой" решетки
  • Зонная структура полупроводников
  • Уровень Ферми, концентрация электронов и дырок
  • Колебания кристаллической решетки
  • Кинетические явления в металлах и полупроводниках, движение свободных носителей заряда в электрическом и магнитном полях
  • Основные механизмы рассеяния
  • Конденсация бозонов
  • Методы исследования внутреннего строения твердых тел
  • Заполнение зон электронами
  • Статистика электронов и дырок в полупроводниках
Основная литература
  • Павлов П. В., Хохлов А.Ф. Физика твердого тела. - М.: Высшая школа, 2000.
  • Киттель Ч. Введение в физику твердого тела. - М.: Наука, 1978.
  • Подкладнев В.М. Физика твердого тела. Методические указания к лабораторному практикуму. КазНТУ, Алматы, 2002.
  • Байков Ю.А., Кузнецов В.М. Физика конденсированного состояния. -М.: БИНОМ. Лаборатория знания, 2015, С. 294.
  • Гросберг А.Ю., Хохлов А.Р. Физика в мире полимеров. -М.: Наука, 1989, С. 209
  • Шмидт В.В. Введение в физику сверхпроводников. Современнные лекционные курсы, 2000, С. 398
  • Бонч-Бруевич В.Л. , Калашников С.Г. Физика полупроводников. 1977, С. 679
  • Займан Дж. Принципы теории твердого тела. 1971, С. 478
  • Миронова Г.А. Конденсированное состояние вещества: от структурных единиц до живой материи. Т.1 - М: Физический факультет МГУ, 2004, С. 532
  • Ашкрофт Н., Мермин Н., Физика твердого тела. Т.1-2. 1975, С. 422