Физика полупроводников и диэлектриков
内容描述: В данном курсе студенты рассмотрят статистику электронов и дефектов в полупроводниках, неравновесные носители заряда, а также физику кинетических явлений и p-n-переходов в полупроводниках, оптические и фотоэлектрические явления проходящие в них и ряд вопросов физики неоднородных и хаотичных структур.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Физические основы механики
- Физические основы механики
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 15 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель дисциплины заключается в получении студентами базовых знаний по физике диэлектриков и полупроводников, необходимые для понимания физических процессов, протекающих в полупроводниках, и для понимания явлений, изучаемых в других курсах направления.
Задача
- Задачами дисциплины являются: ознакомление с методами определения основных параметров полупроводников и полупроводниковых структур; освоение основ зонной теории твердых тел; изучение физических явлений в полупроводниках и диэлектриках; ознакомление с технологиями создания и физическими принципами работы полупроводниковых приборов.
Результат обучения: знание и понимание
- Основные физические явления и законы полупроводников и диэлектриков, методы физического исследования; иметь навыки проведения физического эксперимента, работы с полупроводниковыми приборами, расчета и обработки полученных данных; понимание границ применимости различных физических понятий, законов, теорий.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Использовать основные понятия, законы и модели физики полупроводников и диэлектриков в своей профессиональной деятельности; уметь использовать новые физические принципы в профессиональной деятельности.
Результат обучения: формирование суждений
- Разбираться в современном представлении о физической картине окружающего мира и состоянии научно-технического прогресса; использовать знания физических законов и явлений для компетентного суждения о техногенных процессах, происходящих в природе и обществе.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Умение работать в коллективе, способность ориентироваться в потоке новой научно-технической информации, осваивать новые передовые технологии и участвовать в создании их, быть готовым к географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Иметь навыки проведения физического эксперимента, работы с измерительными приборами, расчета и обработки полученных данных; находить индивидуальные способы самообразования в дальнейшем.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Коллоквиум | 0-100 |
Индивидуальные задания | ||
Выполнение и защита лабораторных работ | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Рубежный контроль 2 | 0-100 |
Коллоквиум | ||
Индивидуальные задания | ||
Выполнение и защита лабораторных работ | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Рекомбинация электронов. Энергетический спектр: энергетические уровни, энергетические зоны.
- Диаграммы энергетических спектров валентных электронов в диэлектриках и полупроводниках. Ширина запрещенной зоны.
- Энергетические уровни электронов примесей с полупроводниках: с донорными примесями, в полупроводниках с акцепторными примесями.
- Электронный, дырочный и смешанный механизмы электропроводности. Температурная зависимость концентрации носителей в примесных полупроводниках. Дрейфовый ток, диффузионныйц ток, ток проводимости.
- Энергия активации и энергия диссоциации. Зависимость удельной электроводности от температуры в примесных полупроводниках.
- Температурная зависимость энергии диссоциации. Роль поляризации среды и ее диэлектрических свойств.
- Температурная зависимость энергии диссоциации. Роль поляризации среды и ее диэлектрических свойств.
- Подвижность дырок. Подвижность электронов. Рассеяние электронов в реальных полупроводниках. Механизмы рассеяния носителей тока. Измерение подвижности электронов на практике.
- Движение электрона в периодическом электрическом поле кристалла. Понятие эффективной массы. Волновой характер движения электрона. Групповая скорость электрона.Энергия электрона. .
- Движение электронов вблизи дна зоны проводимости. Динамика движения электронов, находящихся вблизи верхнего края валентной зоны.
- Плотность квантовых состояний. Функция распределения Ферми-Дирака. Концентрация электронов и дырок. Уравнение электронейтральности. Заполнение электронами примесных центров.
- Термоэлектронная эмиссия. Работа выхода. Причины возникновения электронной эмиссии полупроводника.
- Зависимость эффективности работы электронных приборов от работы выхода.
- Закон Пауля для электропроводности полупроводников. Термоэлектронная ионизация. Ударная ионизация.
- Коэффициент теплопровдности. Механизм электронной теплопроводности. Фононы и квазичастицы. Температура Дебая.
Основная литература
- 1. Ансельм, А.И. Введение в теорию полупроводников [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2016. — 624 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/71742. 2. Шалимова, К.В. Физика полупроводников [Электронный ресурс] : учеб. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2010. — 384 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/648.
Дополнительная литература
- 1. Физика твердого тела [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Корнилович [и др.].– Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012. – 71 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/45187. – ЭБС «IPRbooks». 2. Сорокин, В.С. Материалы и элементы электронной техники. Проводники, полупроводники, диэлектрики [Электронный ресурс]: учеб. / В.С. Сорокин, Б.Л. Антипов, Н.П. Лазарева. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2015. — 448 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/67462