Экспериментальные методы физических исследований материалов

Арингожина Зарина Ержановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: При изучении данного курса рассматриваются основы следующих методов исследований материалов: Люминесцентные методы исследования. Резонансные методы исследования. Электронно-зондовые методы исследования. Ионно-зондовые методы исследования. Метод рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС). Методы исследования поверхности.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Физика конденсированного состояния

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся теоретических и практических знаний о современных методах исследования материалов, развитие навыков применения полученных знаний при выборе методов исследования, необходимых и достаточных для диагностики структуры и свойств изделий, а также при разработке современных наукоемких технологий.
Задача
  • 1) изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся различных общеобразовательных и профильных образовательных учреждений, среднего профессионального образования и проектирование на основе полученных результатов планов решения учащимися индивидуальных экспериментальных задач по физике с целью глубокого изучения предмета; 2) организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям студентов и отражающих специфику предметной области; 3) способствовать реализации принципа диалектического единства теории и практики при изучении физики; 4) использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования на основе индивидуального решения экспериментальных задач; 5) осуществление профессионального самообразования и личностного роста при участии в опытно-экспериментальной работе.
Результат обучения: знание и понимание
  • - структуру и основное содержание курса, а также взаимосвязь частей курса между собой; - теоретические принципы, положенные в основу методов исследования структуры и свойств материалов, достоинства и ограничения методов; - требования, предъявляемые к объектам исследования, технику отбора и приготовления проб для анализа; - устройство и принцип работы приборов; - методику проведения анализа.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - всесторонне оценивать и выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие методы, исходя из задач конкретного исследования; - осуществлять сбор, обработку и анализ данных, полученных в ходе экспериментальных исследований; - оценивать достоверность результатов, полученных экспериментально; - представлять итоги научно-исследовательской работы в виде отчетов, докладов на семинарах, с использованием компьютерных презентаций.
Результат обучения: формирование суждений
  • - получение организационно-управленческих навыков при работе в научных группах, критическое переосмысление накопленного опыта, изменение при необходимости профиля своей профессиональной деятельности, ответственность за последствия своей инженерной деятельности; - проведение научных теоретических и экспериментальных исследований в областях: материаловедения, атомной и ядерной физики, водородной энергетики, физики плазмы с помощью современной приборной базы с использованием специализированных знаний физики и освоенных профильных дисциплин.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - работать в команде исследователей, выполняющих междисциплинарные исследования; - участвовать в обработке полученных результатов научных исследований на современном уровне.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - практическим опытом выполнения самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности; - навыками ведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий, а также пользоваться рекомендованной литературой и рекомендованными источниками для решения аналитических задач в экспериментальных исследованиях; - навыками и опытом самостоятельной эксплуатации современного лабораторного и аналитического оборудования и приборов, предназначенных для тестирования материалов.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Рубежный контроль 2 0-100
Коллоквиум
Индивидуальные задания
Выполнение и защита лабораторных работ
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Методы исследования взаимодействия элементарных частиц. Адронный коллайдер. Связь структуры твердых тел с их эксплуатационными характеристиками.
  • Просвечивающая электронная микроскопия. Принцип получения изображений. Формирование дифракционной картины и изображений в сканирующем электронном микроскопе.
  • Принцип получения картин дифракции обратно рассеянных электронов. Линии Кикучи. Возможности метода EBSD.
  • Рентгеноструктурный анализ. Принцип рентгеновской дифракции. Принцип генерирования рентгеновского излучения. Условие Вульфа-Брэгга.
  • ВИМС, ОЖЕ-спектрометрия. Десорбционные методы анализа. Термодесорбция, электронностимулированная десорбция, фотодесорбция, десорбция ионным ударом, полевая десорбция. Современные масс-спектрометры.
  • Ультразвуковая дефектоскопия. Основные закономерности распространения ультразвуковых волн в кристалле. Влияние дефектов кристаллической решетки на скорость звука.
  • Синхротронное излучение. Теория синхротронного излучения. Источники синхротронного излучения. Спектроскопия на источниках СИ.
  • Сканирующая зондовая микроскопия. Принцип получения изображений. СТМ - измерения в режимах постоянного тока и постоянной высоты. Контактный, бесконтактный и полуконтактный режимы работы АСМ.
  • Сканирующая электронная микроскопия. Принцип получения изображений. Преимущества и недостатки.
  • Принцип действия, увеличение и разрешающая способность оптического микроскопа. Оптическая профилометрия. Металлографические исследования. Определение ориентации кристаллов. Аттестация зеренной структуры.
  • Виды деформации твердых тел. Упругая и пластическая деформация. Виды статического и динамического нагружения. Растяжение, сжатие, трех и четырех точечный изгиб, знакопеременный изгиб, ударная вязкость, ползучесть материалов.
  • Трение и износ. Измерение коэффициента трения. Методы оценки износостойкости материалов.
  • Кривая «напряжениедеформация». Упругие константы, пределы текучести и прочности, пластичность материалов. Хрупкое и вязкое разрушение твердых тел. Фрактография.
  • Анализ твердости материалов. Методы измерения твердости. Твердость по Бринеллю, Роквеллу и Виккерсу. Измерение микротвердости. Физические основы микротвердости.
  • Наноиндентирование. Принцип работы прибора. Влияние твердости подложки на механические характеристики тонких пленок, определяемых методом наноиндентирования.
Основная литература
  • 1. В.Н. Варюхин, Е.Г. Пашинская, А.В. Завдовеев, В.В. Бурховецкий. Возможности метода дифракции обратнорассеянных электронов для анализа структуры деформированных материалов. Киев: Наукова думка, 2014.- 104 с. 2. Просвечивающая электронная микроскопия и дифрактометрия материалов : пер. с англ. / Б. Фульц, Дж. Хау. — Москва: Техносфера, 2011.- 904 с. 3. Методы исследования твердости поверхности материалов : учебное пособие / Н. Н. Никитенков [и др.]; Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). — 2-е изд. — Томск: Изд-во ТПУ, 2014. — 132 с.: ил. — Библиогр.: с. 75. 4. Д. Брандон, У. Каплан. Микроструктура материалов. Методы исследования и контроля. М.: Техносфера, 2004.- 377 с.
Дополнительная литература
  • 1. Растровая электронная микроскопия для нанотехнологий. Методы и применение: пер. с англ. / под ред. Уэйли Жу, Жонг Лин Уанга. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 582 с. 2. Трехмерная электронная микроскопия в реальном времени: учебное пособие: пер. с англ. / А. Зевайль, Дж. Томас. - Долгопрудный: Интеллект, 2013. - 328 с. 3. Головин Ю.И. Наноиндентирование и его возможности. М.: Машиностроение, 2009, 312 с. 4. Физические основы методов исследования наноструктур и поверхности твердого тела / Под ред. В.Д. Бормана: Учебное пособие. – М.: МИФИ, 2008. – 260 с. 5. Ультразвуковой контроль: учебное пособие для вузов/ Н.П. Алешин [и др.]; Российское общество по неразрушающему контролю и технической диагностике (РОНКТД); под ред. В.В. Клюева. — Москва: Спектр, 2011. — 224 с. 6. Металловедение: учебник для вузов / А.П. Гуляев, А.А. Гуляев. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Альянс, 2011. — 644 с. 7. Кузнецов М.В. Современные методы исследования поверхности твердых тел: Фотоэлектронная спектроскопия и дифракция, СТМмикроскопия // Екатеринбург: Ин-т химии твердого тела УрО РАН, 2010. – 43 с.