Квалиметрия и технические измерения
Описание: Дисциплина изучает квалиметрию и технические измерения. Обучающиеся анализируют геометрические параметры деталей и характеристики их поверхностей как физические величины, квалитеты точности, посадки в соединениях деталей, их взаимозаменяемость. Обучающиеся изучают методы их измерений, оценивают пригодность средств измерений по квалиметрическим характеристикам, точности результатов измерений
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Введение в инженерное образование
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Освоение методов квалиметрии и метрологии, приобретение знаний в области оценки и управления качеством продукции и процессов, а также развитие умений проводить технические измерения с использованием современных средств измерительной техники и методик, обеспечивая достоверность и точность получаемых результатов.
Задача
- Формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых для проведения количественной и качественной оценки продукции, процессов и услуг с применением методов квалиметрии и технических измерений, а также развитие навыков анализа, интерпретации и использования результатов измерений для принятия управленческих решений в области качества.
Результат обучения: знание и понимание
- Студент обладает знаниями и понимает основные принципы, методы и средства квалиметрии и технических измерений. Ориентируется в классификации и свойствах измерительных систем, умеет анализировать точность и достоверность измерений, применять методы оценки качества продукции и процессов на основе количественных показателей.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Студент способен применять полученные знания и понимание принципов, методов и средств квалиметрии и технических измерений для решения практических задач, связанных с оценкой качества продукции и технологических процессов, выбором и использованием измерительных систем, а также анализом точности и достоверности измерительных данных.
Результат обучения: формирование суждений
- В результате освоения дисциплины сформированы суждения, отражающие понимание принципов количественной оценки качества продукции, методов технических измерений и анализа метрологических характеристик средств измерений. Обучающийся способен обоснованно оценивать точность, достоверность и объективность измерительной информации, а также применять методы квалиметрии для принятия инженерно-технических решений в профессиональной деятельности
Результат обучения: коммуникативные способности
- В результате освоения дисциплины обучающийся обладает коммуникативными навыками, необходимыми для аргументированного представления результатов измерений и оценки качества, способен эффективно взаимодействовать с коллегами при обсуждении методик измерений, интерпретации данных и принятий технических решений, а также ясно и точно формулировать выводы в устной и письменной форме
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Способен самостоятельно изучать и применять методы квалиметрической оценки качества продукции, процессов и систем на основе нормативной документации и научной литературы.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; технологии учебно-исследовательской деятельности; коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); метод кейсов (анализ ситуации); игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Текущий опрос по лекциям. Тестовые задания по раздаточному материалу. Посещаемость. | 0-100 |
| Измерение цилиндрических деталей штангенциркулем, заключение о годности по размерам и отклонениям формы. | ||
| Измерение микрометрическим инструментом с анализом результатов. | ||
| Измерение индикаторным нутромером. Заключение о годности по размерам и отклонениям формы. | ||
| 2 рейтинг | Текущий опрос по лекциям. Тестовые задания по раздаточному материалу. Посещаемость. | 0-100 |
| Выбор посадок гладких сопряжений. Виды нагружения и выбор посадок для колец подшипника | ||
| Выбор посадок резьбовых соединений. Определить поля допусков, назначить посадки и выписать величину допусков и отклонений резьбы. | ||
| Выбор посадок шлицевых соединений. Назначить посадки на центрирующий диаметр и ширину шлицевых соединении | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Практические задания | Отличное понимание материала, всесторонние знания, отличные умения и владения | Достаточно полное понимание материала, хорошие знания, умения и владения | Приемлемое понимание материала, удовлетворительные знания, умения и владения | не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отказ студента от ответа. |
| Рейтинговый тест 1, 2 | Отличное понимание материала, всесторонние знания, отличные умения и владения | Достаточно полное понимание материала, хорошие знания, умения и владения | Приемлемое понимание материала, удовлетворительные знания, умения и владения | не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Изучение принципов и методов оценки качества и технических измерений, применяемых в сфере транспортной техники, транспортных систем и обслуживания, с целью их последующего использования при проектировании, эксплуатации и контроле технического состояния транспортных средств и инфраструктуры
- Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов
- Взаимозаменяемость гладких цилиндрических соединений
- Неуказанные предельные размеры, классы точности и квалитеты, обозначения на чертежах
- Калибры для гладких цилиндрических сопряжений
- Расчет и выбор посадок
- Система допусков и посадок подшипников качения
- Система допусков и посадок подшипников качения
- Размерные цепи
- Нормирование отклонений формы, расположения, шероховатости и волнистости поверхности
- Взаимозаменяемость, методы и средства контроля резьбовых соединений
- Взаимозаменяемость, методы и средства контроля конических соединений
- Взаимозаменяемость, методы и средства контроля зубчатых и червячных передач
- Метрологическое обеспечение точности
- Факторы и условия, влияющие на качество
Основная литература
- 1) Комбаев К.К. «Метрология стандартизация и сертификация» — учебник для технических специальностей. Алматы, «Эверо», 2015. 2) Дудкин М.В., Комбаев К.К. «Сызықтық өлшеулер» — Өскемен қаласы, ШҚМТУ, 2012. 3) Якушев А.И. «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения». — М.: Машиностроение, 2007. 4) Комбаев К.К. «Метрология, стандарттау және сертификаттау» (2-е издание, обновленное). Алматы «Эверо», 2018. (Учебное пособие).
Дополнительная литература
- 5) Жетесова Г. С., Жунусова А. Ш., Бийжанов С. К. «Квалиметрия»: учебник / 3-е изд. — Караганда : КарТУ, 2023. — 195 с. elib.kstu.kz. 6) В. Ю. Шишмарёв «Технические измерения и приборы» — учебник, 3-е изд., переработанное и дополненное, УМО. library.atu.edu.kz. 7) Е. С. Аскаров «Метрология и технические измерения»: Учебное пособие — Алматы: Экономика, 2016. lib.ineu.edu.kz. 8) К. Е. Қаржаубаев «Квалиметрия и статистические методы управления качеством»: учебное пособие — Алматы : Нур‑Принт, 2015. iprbookshop.ru. 9)Н. С. Козловский, В. М. Ключников «Сборник примеров и задач по курсу “Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения”» — М.: Машиностроение, 1983. lib.ineu.edu.kz. 10) И. М. Лифиц «Стандартизация, метрология и сертификация» (8‑е изд., перераб. и доп.) — М.: Юрайт, 2008.