Квалиметрия и технические измерения

Комбаев Куат Курганович

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина изучает квалиметрию и технические измерения. Обучающиеся анализируют геометрические параметры деталей и характеристики их поверхностей как физические величины, квалитеты точности, посадки в соединениях деталей, их взаимозаменяемость. Обучающиеся изучают методы их измерений, оценивают пригодность средств измерений по квалиметрическим характеристикам, точности результатов измерений

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Введение в инженерное образование

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Освоение методов квалиметрии и метрологии, приобретение знаний в области оценки и управления качеством продукции и процессов, а также развитие умений проводить технические измерения с использованием современных средств измерительной техники и методик, обеспечивая достоверность и точность получаемых результатов.
Задача
  • Формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых для проведения количественной и качественной оценки продукции, процессов и услуг с применением методов квалиметрии и технических измерений, а также развитие навыков анализа, интерпретации и использования результатов измерений для принятия управленческих решений в области качества.
Результат обучения: знание и понимание
  • Студент обладает знаниями и понимает основные принципы, методы и средства квалиметрии и технических измерений. Ориентируется в классификации и свойствах измерительных систем, умеет анализировать точность и достоверность измерений, применять методы оценки качества продукции и процессов на основе количественных показателей.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Студент способен применять полученные знания и понимание принципов, методов и средств квалиметрии и технических измерений для решения практических задач, связанных с оценкой качества продукции и технологических процессов, выбором и использованием измерительных систем, а также анализом точности и достоверности измерительных данных.
Результат обучения: формирование суждений
  • В результате освоения дисциплины сформированы суждения, отражающие понимание принципов количественной оценки качества продукции, методов технических измерений и анализа метрологических характеристик средств измерений. Обучающийся способен обоснованно оценивать точность, достоверность и объективность измерительной информации, а также применять методы квалиметрии для принятия инженерно-технических решений в профессиональной деятельности
Результат обучения: коммуникативные способности
  • В результате освоения дисциплины обучающийся обладает коммуникативными навыками, необходимыми для аргументированного представления результатов измерений и оценки качества, способен эффективно взаимодействовать с коллегами при обсуждении методик измерений, интерпретации данных и принятий технических решений, а также ясно и точно формулировать выводы в устной и письменной форме
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Способен самостоятельно изучать и применять методы квалиметрической оценки качества продукции, процессов и систем на основе нормативной документации и научной литературы.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить:  технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения;  технологии учебно-исследовательской деятельности;  коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);  метод кейсов (анализ ситуации);  игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх;  информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Текущий опрос по лекциям. Тестовые задания по раздаточному материалу. Посещаемость. 0-100
Измерение цилиндрических деталей штангенциркулем, заключение о годности по размерам и отклонениям формы.
Измерение микрометрическим инструментом с анализом результатов.
Измерение индикаторным нутромером. Заключение о годности по размерам и отклонениям формы.
2  рейтинг Текущий опрос по лекциям. Тестовые задания по раздаточному материалу. Посещаемость. 0-100
Выбор посадок гладких сопряжений. Виды нагружения и выбор посадок для колец подшипника
Выбор посадок резьбовых соединений. Определить поля допусков, назначить посадки и выписать величину допусков и отклонений резьбы.
Выбор посадок шлицевых соединений. Назначить посадки на центрирующий диаметр и ширину шлицевых соединении
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Практические задания Отличное понимание материала, всесторонние знания, отличные умения и владения Достаточно полное понимание материала, хорошие знания, умения и владения Приемлемое понимание материала, удовлетворительные знания, умения и владения не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отказ студента от ответа.
Рейтинговый тест 1, 2 Отличное понимание материала, всесторонние знания, отличные умения и владения Достаточно полное понимание материала, хорошие знания, умения и владения Приемлемое понимание материала, удовлетворительные знания, умения и владения не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Изучение принципов и методов оценки качества и технических измерений, применяемых в сфере транспортной техники, транспортных систем и обслуживания, с целью их последующего использования при проектировании, эксплуатации и контроле технического состояния транспортных средств и инфраструктуры
  • Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов
  • Взаимозаменяемость гладких цилиндрических соединений
  • Неуказанные предельные размеры, классы точности и квалитеты, обозначения на чертежах
  • Калибры для гладких цилиндрических сопряжений
  • Расчет и выбор посадок
  • Система допусков и посадок подшипников качения
  • Система допусков и посадок подшипников качения
  • Размерные цепи
  • Нормирование отклонений формы, расположения, шероховатости и волнистости поверхности
  • Взаимозаменяемость, методы и средства контроля резьбовых соединений
  • Взаимозаменяемость, методы и средства контроля конических соединений
  • Взаимозаменяемость, методы и средства контроля зубчатых и червячных передач
  • Метрологическое обеспечение точности
  • Факторы и условия, влияющие на качество
Основная литература
  • 1) Комбаев К.К. «Метрология стандартизация и сертификация» — учебник для технических специальностей. Алматы, «Эверо», 2015. 2) Дудкин М.В., Комбаев К.К. «Сызықтық өлшеулер» — Өскемен қаласы, ШҚМТУ, 2012. 3) Якушев А.И. «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения». — М.: Машиностроение, 2007. 4) Комбаев К.К. «Метрология, стандарттау және сертификаттау» (2-е издание, обновленное). Алматы «Эверо», 2018. (Учебное пособие).
Дополнительная литература
  • 5) Жетесова Г. С., Жунусова А. Ш., Бийжанов С. К. «Квалиметрия»: учебник / 3-е изд. — Караганда : КарТУ, 2023. — 195 с. elib.kstu.kz. 6) В. Ю. Шишмарёв «Технические измерения и приборы» — учебник, 3-е изд., переработанное и дополненное, УМО. library.atu.edu.kz. 7) Е. С. Аскаров «Метрология и технические измерения»: Учебное пособие — Алматы: Экономика, 2016. lib.ineu.edu.kz. 8) К. Е. Қаржаубаев «Квалиметрия и статистические методы управления качеством»: учебное пособие — Алматы : Нур‑Принт, 2015. iprbookshop.ru. 9)Н. С. Козловский, В. М. Ключников «Сборник примеров и задач по курсу “Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения”» — М.: Машиностроение, 1983. lib.ineu.edu.kz. 10) И. М. Лифиц «Стандартизация, метрология и сертификация» (8‑е изд., перераб. и доп.) — М.: Юрайт, 2008.