Горно - проходческие машины
Описание: В рамках дисциплины студенты изучают основы конструкции, принципы работы и особенности эксплуатации горно-проходческих машин, которые используются для прокладывания шахтных выработок и тоннелей. Теоретические знания студенты совмещают с практическими навыками по проектированию, эксплуатации и обслуживанию горно-проходческих машин. Дисциплина помогает студентам понять инновационные технологии и тенденции в горном машиностроении.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Устройство горных машин
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 30 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 90 |
| курсовой проект | |
| Форма итогового контроля | |
| Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Подготовка специалистов, обладающих знаниями и навыками для проектирования, эксплуатации и обслуживания горнопроходческих машин, обеспечивая их эффективное и безопасное применение в горной промышленности.
Задача
- Овладение основами конструкций и принципов функционирования различных типов горнопроходческих машин, таких как щитовое оборудование, проходческие комбайны и буровые установки.
Результат обучения: знание и понимание
- Студенты смогут объяснять основные конструкции, принципы работы и назначения различных типов горнопроходческих машин, включая щитовое оборудование и буровые установки.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение разрабатывать проектные решения для горнопроходческих машин с учетом специфики горных условий и технических требований.
Результат обучения: формирование суждений
- Умение анализировать производительность проходческих машин и делать выводы о целесообразности их использования в конкретных условиях, включая сравнительный анализ различных решений.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Осознание важности взаимодействия между различными специалистами, работающими с проходческими машинами, и умение формулировать идеи для оптимизации совместной работы
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Формирование суждений о влиянии проходческих работ на окружающую среду и разработка методов минимизации негативных последствий.
Методы преподавания
Износ, поломки и ремонт узлов проходческих машин
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| 2 рейтинг | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| Итоговый контроль | курсовой проект | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Современные тенденции и инновации в горно-проходческих машинах |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- При изучении дисциплины в качестве основных источников информации рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи и т
- Лекционно-семинарско-зачетная система; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения
- Индивидуализация обучения учет индивидуальных особенностей студентов (темп усвоения материала, уровень подготовки); предоставление дополнительных консультаций и разъяснений по сложным темам
- Введение в дисциплину
- Породоразрушающие процессы и основные принципы проходки выработок
- Щитовые проходческие комплексы
- Туннелепроходческие комплексы (TBM)
- Комбайны для проходки горизонтальных и наклонных выработок
- Машины для бурения шпуров и скважин
- Погрузочно-транспортные машины в проходческих работах (LHD)
- Машины для возведения крепи и крепежного оборудования
- Проходческие комплексы цикличного действия: бурение — взрыв — погрузка
- Гидравлические и пневматические системы проходческих машин
- Электрооборудование и системы управления проходческих машин
- Диагностика, мониторинг и надежность проходческих машин
Основная литература
- Иванов А.П., Сидоров М.Л. *Проходческие машины и комплексы*. — Москва: Недра, 2015. Петров В.Н. *Горно-проходческие машины: учебник для вузов*. — Москва: Машиностроение, 2017. Фёдоров Ю.Г. *Проходческое оборудование и технологии*. — Екатеринбург: УрФУ, 2016. Ковалёв С.И. *Проектирование проходческих машин и механизмов*. — Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2018. Абдраимов К.Ж. *Подземные проходческие машины и комплексы*. — Алматы: Эверо, 2019.
Дополнительная литература
- Гречко А.В. *Машины для разработки и проходки горных выработок*. — Москва: Горная книга, 2014. Левин Е.К. *Роторные и буровые проходческие комплексы*. — Санкт-Петербург: Машиностроение, 2018. Беленький И.И. *Автоматизация и цифровизация горнопроходческих машин*. — Москва: Инфра-М, 2020. Жумабаев А.Б. *Горно-проходческие машины в Казахстане: состояние и перспективы*. — Астана: Наука, 2021.