Горно - проходческие машины

Есеркегенова Бекзат Жамбылқызы

Портфолио преподавателя

Описание: В рамках дисциплины студенты изучают основы конструкции, принципы работы и особенности эксплуатации горно-проходческих машин, которые используются для прокладывания шахтных выработок и тоннелей. Теоретические знания студенты совмещают с практическими навыками по проектированию, эксплуатации и обслуживанию горно-проходческих машин. Дисциплина помогает студентам понять инновационные технологии и тенденции в горном машиностроении.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Устройство горных машин

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
курсовой проект
Форма итогового контроля
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Подготовка специалистов, обладающих знаниями и навыками для проектирования, эксплуатации и обслуживания горнопроходческих машин, обеспечивая их эффективное и безопасное применение в горной промышленности.
Задача
  • Овладение основами конструкций и принципов функционирования различных типов горнопроходческих машин, таких как щитовое оборудование, проходческие комбайны и буровые установки.
Результат обучения: знание и понимание
  • Студенты смогут объяснять основные конструкции, принципы работы и назначения различных типов горнопроходческих машин, включая щитовое оборудование и буровые установки.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение разрабатывать проектные решения для горнопроходческих машин с учетом специфики горных условий и технических требований.
Результат обучения: формирование суждений
  • Умение анализировать производительность проходческих машин и делать выводы о целесообразности их использования в конкретных условиях, включая сравнительный анализ различных решений.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Осознание важности взаимодействия между различными специалистами, работающими с проходческими машинами, и умение формулировать идеи для оптимизации совместной работы
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Формирование суждений о влиянии проходческих работ на окружающую среду и разработка методов минимизации негативных последствий.
Методы преподавания

Износ, поломки и ремонт узлов проходческих машин

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг 0-100
2  рейтинг Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг 0-100
Итоговый контроль курсовой проект 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Современные тенденции и инновации в горно-проходческих машинах
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • При изучении дисциплины в качестве основных источников информации рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи и т
  • Лекционно-семинарско-зачетная система; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения
  • Индивидуализация обучения учет индивидуальных особенностей студентов (темп усвоения материала, уровень подготовки); предоставление дополнительных консультаций и разъяснений по сложным темам
  • Введение в дисциплину
  • Породоразрушающие процессы и основные принципы проходки выработок
  • Щитовые проходческие комплексы
  • Туннелепроходческие комплексы (TBM)
  • Комбайны для проходки горизонтальных и наклонных выработок
  • Машины для бурения шпуров и скважин
  • Погрузочно-транспортные машины в проходческих работах (LHD)
  • Машины для возведения крепи и крепежного оборудования
  • Проходческие комплексы цикличного действия: бурение — взрыв — погрузка
  • Гидравлические и пневматические системы проходческих машин
  • Электрооборудование и системы управления проходческих машин
  • Диагностика, мониторинг и надежность проходческих машин
Основная литература
  • Иванов А.П., Сидоров М.Л. *Проходческие машины и комплексы*. — Москва: Недра, 2015. Петров В.Н. *Горно-проходческие машины: учебник для вузов*. — Москва: Машиностроение, 2017. Фёдоров Ю.Г. *Проходческое оборудование и технологии*. — Екатеринбург: УрФУ, 2016. Ковалёв С.И. *Проектирование проходческих машин и механизмов*. — Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2018. Абдраимов К.Ж. *Подземные проходческие машины и комплексы*. — Алматы: Эверо, 2019.
Дополнительная литература
  • Гречко А.В. *Машины для разработки и проходки горных выработок*. — Москва: Горная книга, 2014. Левин Е.К. *Роторные и буровые проходческие комплексы*. — Санкт-Петербург: Машиностроение, 2018. Беленький И.И. *Автоматизация и цифровизация горнопроходческих машин*. — Москва: Инфра-М, 2020. Жумабаев А.Б. *Горно-проходческие машины в Казахстане: состояние и перспективы*. — Астана: Наука, 2021.