Электрооборудование горных машин
内容描述: Дисциплина формирует понятие электропривода, механика электропривода, особенности эксплуатации электроприводов горных машин (для подземных и открытых разработок); электрооборудование горных машин; конструкции, принцип действия, механические и регулировочные характеристики, тормозные режимы работы электрических двигателей, некоторые вопросы систем управления электроприводами. Конструкции, принцип действия, механические и регулировочные характеристики, тормозные режимы работы асинхронных двигателей, а также примеры асинхронных двигателей, применяемых в электроприводах горных машин
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Физика
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
| *TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
|---|---|
| *Lectures(zh-CN)* | 15 |
| *PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
| *LaboratoryWork(zh-CN)* | |
| *srop(zh-CN)* | 30 |
| *sro(zh-CN)* | 75 |
| *FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
| *FinalAssessment(zh-CN)* | письменный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Обеспечение студентов глубокими знаниями о принципах работы, устройстве и классификации электрооборудования, используемого в горных машинах.
Задача
- Изучение принципов проектирования и работы электрических систем горных машин, включая силовые установки, системы управления и автоматизации.
Результат обучения: знание и понимание
- Понимание основ работы электрооборудования, используемого в горных машинах, включая системы управления, автоматизации и электроприводы.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Практические навыки установки, настройки и технического обслуживания электрооборудования, включая диагностику неисправностей.
Результат обучения: формирование суждений
- Осознание важности соблюдения правил электробезопасности и ответственности при работе с электрооборудованием, что позволяет минимизировать риски на производстве.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность обсуждать и объяснять сложные технические концепции и решения с коллегами и специалистами, что важно для командной работы.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Способность активно слушать и воспринимать информацию от других, что помогает в коллективной работе и улучшает процесс обучения.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При изучении дисциплины в качестве основных источников информации рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи и т.п. Студенты должны иметь конспекты лекций и выполнить запланированный объем практических работ. Получить текущую аттестацию после каждого раздела дисциплины, получить два рейтинга рубежного контроля согласно академическому календарю и получить положительную оценку на экзамене.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| *Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
|---|---|---|
| 1 *Rating(zh-CN)* | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| 2 *Rating(zh-CN)* | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| *TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
| *TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
| 1. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в дисциплину. Роль электрооборудования в горном производстве. Классификация и особенности горных машин. Требования к электрооборудованию (надежность, взрывобезопасность, пылевлагозащита).
- Электрический привод горных машин. Общие сведения, типы электроприводов (постоянного и переменного тока). Режимы работы и механические характеристики.
- Электрические двигатели для горных машин. Асинхронные двигатели (АД) с короткозамкнутым и фазным ротором. Двигатели постоянного тока (ДПТ). Конструктивное исполнение для шахт и карьеров.
- Пусковая и коммутационная аппаратура. Контакторы, пускатели, автоматические выключатели (автоматы). Устройства для реверсирования и торможения.
- Защита электрооборудования. Виды повреждений и аварийные режимы (токовые перегрузки, короткие замыкания, снижение напряжения). Устройства релейной защиты.
- Управление и автоматизация. Принципы построения схем управления. Контроллеры, реле времени, датчики. Основы автоматизации технологических процессов.
- Электрооборудование очистных и проходческих комбайнов. Особенности электропривода исполнительного органа, хода, системы пылеподавления. Схемы управления и защиты.
- Электрооборудование подземного транспорта. Электровозы (тяговые двигатели, управление). Ленточные конвейеры (пусковые и тормозные режимы).
- Электрооборудование насосных и вентиляторных установок. Регулирование производительности. Требования к взрывобезопасности и контролю метана.
- Обеспечение взрывобезопасности. Искробезопасные цепи (ИБЦ), взрывозащищенное исполнение (Ex-d, Ex-e, Ex-i). Маркировка взрывозащиты.
- Электрооборудование карьерных экскаваторов. Система электропривода рабочего оборудования (ковш, напор, подъем). Использование преобразователей частоты (ПЧ) и системы Г-Д (генератор-двигатель).
- Электроснабжение карьерного транспорта. Троллейвозный транспорт. Особенности электропитания буровых станков.
- Гибкие кабели и кабельные линии. Конструкция, выбор сечения, способы прокладки и защита гибких кабелей, питающих подвижные машины.
- Диагностика и контроль состояния. Методы контроля изоляции, вибрационная диагностика, тепловизионный контроль. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования.
- Энергосбережение и качество электроэнергии. Мероприятия по снижению потерь. Влияние нелинейной нагрузки (ПЧ) на качество электроэнергии в горной сети.
Основная литература
- Чеботаев Н. И. Электрооборудование и электроснабжение открытых горных работ: учебник. 2006 г., Горная книга, Москва
- Пичуев А. В., Петуров В. И., Чеботаев Н. И. Электрификация горного производства в задачах и примерах: учеб. пособие. 2012 г., Горная книга, Москва
- Марков С. И. Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий: учебное пособие в 3-х частях. 2011 г., ЕКИТИ, Экибастуз
- Назаров А. И Электрооборудование для подземных работ. 2010 г. ХТК, Кировск
Дополнительная литература
- Герасимов А. И. и др. Электроснабжение и электрооборудование горных предприятий. 2021 г. СФУ.
- Абзалов Р. Ф., Заслов А. Я., Лисовик Л. К. Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий. 1977 г. Недра, Москва
- Медведев Г. Д. Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий. 1980 г.