Электрооборудование горных машин

Есеркегенова Бекзат Жамбылқызы

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина формирует понятие электропривода, механика электропривода, особенности эксплуатации электроприводов горных машин (для подземных и открытых разработок); электрооборудование горных машин; конструкции, принцип действия, механические и регулировочные характеристики, тормозные режимы работы электрических двигателей, некоторые вопросы систем управления электроприводами. Конструкции, принцип действия, механические и регулировочные характеристики, тормозные режимы работы асинхронных двигателей, а также примеры асинхронных двигателей, применяемых в электроприводах горных машин

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Физика

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* письменный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Обеспечение студентов глубокими знаниями о принципах работы, устройстве и классификации электрооборудования, используемого в горных машинах.
Задача
  • Изучение принципов проектирования и работы электрических систем горных машин, включая силовые установки, системы управления и автоматизации.
Результат обучения: знание и понимание
  • Понимание основ работы электрооборудования, используемого в горных машинах, включая системы управления, автоматизации и электроприводы.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Практические навыки установки, настройки и технического обслуживания электрооборудования, включая диагностику неисправностей.
Результат обучения: формирование суждений
  • Осознание важности соблюдения правил электробезопасности и ответственности при работе с электрооборудованием, что позволяет минимизировать риски на производстве.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность обсуждать и объяснять сложные технические концепции и решения с коллегами и специалистами, что важно для командной работы.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Способность активно слушать и воспринимать информацию от других, что помогает в коллективной работе и улучшает процесс обучения.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При изучении дисциплины в качестве основных источников информации рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи и т.п. Студенты должны иметь конспекты лекций и выполнить запланированный объем практических работ. Получить текущую аттестацию после каждого раздела дисциплины, получить два рейтинга рубежного контроля согласно академическому календарю и получить положительную оценку на экзамене.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг 0-100
2  *Rating(zh-CN)* Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг 0-100
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
1. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в дисциплину. Роль электрооборудования в горном производстве. Классификация и особенности горных машин. Требования к электрооборудованию (надежность, взрывобезопасность, пылевлагозащита).
  • Электрический привод горных машин. Общие сведения, типы электроприводов (постоянного и переменного тока). Режимы работы и механические характеристики.
  • Электрические двигатели для горных машин. Асинхронные двигатели (АД) с короткозамкнутым и фазным ротором. Двигатели постоянного тока (ДПТ). Конструктивное исполнение для шахт и карьеров.
  • Пусковая и коммутационная аппаратура. Контакторы, пускатели, автоматические выключатели (автоматы). Устройства для реверсирования и торможения.
  • Защита электрооборудования. Виды повреждений и аварийные режимы (токовые перегрузки, короткие замыкания, снижение напряжения). Устройства релейной защиты.
  • Управление и автоматизация. Принципы построения схем управления. Контроллеры, реле времени, датчики. Основы автоматизации технологических процессов.
  • Электрооборудование очистных и проходческих комбайнов. Особенности электропривода исполнительного органа, хода, системы пылеподавления. Схемы управления и защиты.
  • Электрооборудование подземного транспорта. Электровозы (тяговые двигатели, управление). Ленточные конвейеры (пусковые и тормозные режимы).
  • Электрооборудование насосных и вентиляторных установок. Регулирование производительности. Требования к взрывобезопасности и контролю метана.
  • Обеспечение взрывобезопасности. Искробезопасные цепи (ИБЦ), взрывозащищенное исполнение (Ex-d, Ex-e, Ex-i). Маркировка взрывозащиты.
  • Электрооборудование карьерных экскаваторов. Система электропривода рабочего оборудования (ковш, напор, подъем). Использование преобразователей частоты (ПЧ) и системы Г-Д (генератор-двигатель).
  • Электроснабжение карьерного транспорта. Троллейвозный транспорт. Особенности электропитания буровых станков.
  • Гибкие кабели и кабельные линии. Конструкция, выбор сечения, способы прокладки и защита гибких кабелей, питающих подвижные машины.
  • Диагностика и контроль состояния. Методы контроля изоляции, вибрационная диагностика, тепловизионный контроль. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования.
  • Энергосбережение и качество электроэнергии. Мероприятия по снижению потерь. Влияние нелинейной нагрузки (ПЧ) на качество электроэнергии в горной сети.
Основная литература
  • Чеботаев Н. И. Электрооборудование и электроснабжение открытых горных работ: учебник. 2006 г., Горная книга, Москва
  • Пичуев А. В., Петуров В. И., Чеботаев Н. И. Электрификация горного производства в задачах и примерах: учеб. пособие. 2012 г., Горная книга, Москва
  • Марков С. И. Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий: учебное пособие в 3-х частях. 2011 г., ЕКИТИ, Экибастуз
  • Назаров А. И Электрооборудование для подземных работ. 2010 г. ХТК, Кировск
Дополнительная литература
  • Герасимов А. И. и др. Электроснабжение и электрооборудование горных предприятий. 2021 г. СФУ.
  • Абзалов Р. Ф., Заслов А. Я., Лисовик Л. К. Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий. 1977 г. Недра, Москва
  • Медведев Г. Д. Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий. 1980 г.