Системы передачи энергии жидкостями и газами

Есеркегенова Бекзат Жамбылқызы

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина изучает принципы работы, устройство и расчёт систем, передающих и преобразующих энергию при помощи жидких и газообразных рабочих сред. Основное внимание уделяется гидравлическим и пневматическим системам, используемым в промышленности, транспорте, строительстве и других отраслях.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Физика

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 45
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование теоретических знаний и практических навыков по принципам работы, расчету, проектированию, эксплуатации и диагностике гидравлических и пневматических систем передачи энергии, используемых в технических, производственных и транспортно-машиностроительных комплексах, а также развитие у обучающихся компетенций по выбору оборудования, анализу рабочих процессов и обеспечению надежной, безопасной и энергоэффективной работы таких систем.
Задача
  • Изучить физические основы передачи энергии жидкостями и газами, включая законы гидро- и пневмодинамики, давление, расход, характеристики потока и потери энергии. Освоить классификацию, конструкцию, принцип действия и назначение элементов гидравлических и пневматических систем, таких как насосы, компрессоры, приводные цилиндры, гидро- и пневмораспределители, регулирующие и предохранительные устройства. Сформировать навыки расчета параметров гидравлических и пневматических систем, включая давление, расход, мощность, КПД, подбор магистралей и рабочих жидкостей/газов. Изучить методы проектирования и компоновки гидравлических и пневматических схем с учетом требований надежности, безопасности, энергоэффективности и стандартизации.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать физические основы передачи энергии жидкостями и газами, включая фундаментальные законы гидродинамики, термодинамики и пневмодинамики. Понимать принципы работы и назначения основных элементов гидравлических и пневматических систем, таких как насосы, компрессоры, гидроцилиндры, пневмодвигатели, распределители, клапаны, фильтры и резервуары. Знать классификацию, характеристики и области применения различных систем передачи энергии, используемых в промышленном, транспортном, мобильном и автоматизированном оборудовании.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять законы гидро- и пневмодинамики при расчёте параметров систем: давления, расхода, скорости потока, потерь напора, мощности и КПД. Использовать профессиональные методы и нормативно-технические документы при подборе оборудования (насосов, компрессоров, фильтров, распределителей, дросселей, трубопроводов и рабочих жидкостей/газов). Выполнять инженерные расчёты и анализ режимов работы гидравлических и пневматических приводов в технологических системах различного назначения.
Результат обучения: формирование суждений
  • Критически оценивать конструктивные решения, схемы, элементы и параметры гидро- и пневмосистем с точки зрения эффективности, ресурса, надежности, безопасности и энергопотребления. Сопоставлять различные варианты оборудования и технических решений, анализируя преимущества, ограничения, экономические и эксплуатационные факторы. Делать аргументированные выводы и рекомендации по выбору компонентов системы (насосы, компрессоры, распределители, клапаны, фильтры, трубопроводы, рабочие жидкости и газы) в зависимости от условий применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Грамотно и технически корректно излагать информацию устно и письменно, применяя профессиональную терминологию, обозначения, международные и национальные стандарты. Обосновывать свои инженерные решения, включая выбор оборудования, расчётные параметры, схемные решения и рекомендации по эксплуатации, модернизации и диагностике. Участвовать в командной работе и технических обсуждениях, в том числе при выполнении лабораторных, практических и проектных заданий, демонстрируя навыки слушания, аргументации и конструктивного диалога.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Находить, анализировать и критически оценивать научно-техническую информацию из учебных пособий, нормативных материалов, справочников, каталожных и цифровых источников, включая базы данных производителей гидравлического и пневматического оборудования. Использовать современные программные и цифровые инструменты (инженерное моделирование, симуляторы, виртуальные лаборатории, мультимедийные источники) для самостоятельного освоения параметров и принципов работы систем. Самостоятельно определять собственные учебные потребности, формулировать цели профессионального развития и планировать индивидуальные траектории обучения.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Диагностика, техническое обслуживание и типовые неисправности

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг 0-100
2  *Rating(zh-CN)* Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг 0-100
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
В соответствии с 8 разделом "Политика оценивания учебных достижений обучающихся" АП НАО «ВКТУ» 029-III-2022 Академическая политика НАО «ВКТУ имени Д. Серикбаева» «Отлично» (90–100%) — студент владеет полным объемом знаний, умеет применять теорию для решения практических задач, выполняет расчеты без ошибок, проявляет самостоятельность и инициативу. «Хорошо» (70–89%) — материал усвоен в достаточном объеме, допущены незначительные ошибки в расчетах и выводах, студент способен к самостоятельной работе. «Удовлетворительно» (50–69%) — знания ограничены, допускаются ошибки при решении расчетных задач, требуется помощь преподавателя. "Satisfactory" (50-69%) — knowledge is limited, mistakes are made when solving computational problems, and the help of a teacher is required.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1. Лекционно-семинарско-зачетная система; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения.
  • 1. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
  • Введение в дисциплину. Области применения гидравлических и пневматических систем
  • Физические основы гидро- и пневмодинамики
  • Рабочие среды в системах передачи энергии
  • Гидравлические насосы и их классификация
  • Компрессоры и источники сжатого воздуха
  • Гидравлические и пневматические цилиндры (исполнительные механизмы)
  • Распределители, клапаны, регуляторы и дроссели
  • Трубопроводные системы и элементы соединений
  • Системы герметизации и фильтрации
  • Пневматические и гидравлические приводы
  • Системы автоматизации, датчики и контрольно-измерительные приборы
  • Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии
  • Особенности проектирования гидравлических и пневматических схем
Основная литература
  • Introduction to Hydraulics and Pneumatics — авторы S. Ilango и V. Soundararajan; ISBN 9788120344068; PHI Learning, 2011.
  • Лепешкин А.В., Михайлин А.А. «Гидравлические и пневматические системы» — Учебник, Изд-во ИНФРА-М, 2023.
  • Артемьева Т.В. «Гидравлика, гидромашины и гидропневмопривод»: Учебное пособие. М.: Академия, 2007.
  • Fluid Power: Hydraulics and Pneumatics — 4-е издание; учебник вводного уровня по гидравлике и пневматике.
Дополнительная литература
  • Hydraulics and Pneumatics: A Technician's and Engineer's Guide (Andrew Parr) — изд-во Elsevier, 3-е издание.
  • Introduction to Hydraulics and Pneumatics (S. Ilango, V. Soundararajan) — PHI Learning, 2011.
  • Hydraulics and Pneumatics Systems Operations and Troubleshooting — практическое руководство.