Системы передачи энергии жидкостями и газами
内容描述: Дисциплина изучает принципы работы, устройство и расчёт систем, передающих и преобразующих энергию при помощи жидких и газообразных рабочих сред. Основное внимание уделяется гидравлическим и пневматическим системам, используемым в промышленности, транспорте, строительстве и других отраслях.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Физика
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
| *TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
|---|---|
| *Lectures(zh-CN)* | 45 |
| *PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
| *LaboratoryWork(zh-CN)* | |
| *srop(zh-CN)* | 30 |
| *sro(zh-CN)* | 90 |
| *FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
| *FinalAssessment(zh-CN)* | письменный экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- формирование теоретических знаний и практических навыков по принципам работы, расчету, проектированию, эксплуатации и диагностике гидравлических и пневматических систем передачи энергии, используемых в технических, производственных и транспортно-машиностроительных комплексах, а также развитие у обучающихся компетенций по выбору оборудования, анализу рабочих процессов и обеспечению надежной, безопасной и энергоэффективной работы таких систем.
Задача
- Изучить физические основы передачи энергии жидкостями и газами, включая законы гидро- и пневмодинамики, давление, расход, характеристики потока и потери энергии. Освоить классификацию, конструкцию, принцип действия и назначение элементов гидравлических и пневматических систем, таких как насосы, компрессоры, приводные цилиндры, гидро- и пневмораспределители, регулирующие и предохранительные устройства. Сформировать навыки расчета параметров гидравлических и пневматических систем, включая давление, расход, мощность, КПД, подбор магистралей и рабочих жидкостей/газов. Изучить методы проектирования и компоновки гидравлических и пневматических схем с учетом требований надежности, безопасности, энергоэффективности и стандартизации.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать физические основы передачи энергии жидкостями и газами, включая фундаментальные законы гидродинамики, термодинамики и пневмодинамики. Понимать принципы работы и назначения основных элементов гидравлических и пневматических систем, таких как насосы, компрессоры, гидроцилиндры, пневмодвигатели, распределители, клапаны, фильтры и резервуары. Знать классификацию, характеристики и области применения различных систем передачи энергии, используемых в промышленном, транспортном, мобильном и автоматизированном оборудовании.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применять законы гидро- и пневмодинамики при расчёте параметров систем: давления, расхода, скорости потока, потерь напора, мощности и КПД. Использовать профессиональные методы и нормативно-технические документы при подборе оборудования (насосов, компрессоров, фильтров, распределителей, дросселей, трубопроводов и рабочих жидкостей/газов). Выполнять инженерные расчёты и анализ режимов работы гидравлических и пневматических приводов в технологических системах различного назначения.
Результат обучения: формирование суждений
- Критически оценивать конструктивные решения, схемы, элементы и параметры гидро- и пневмосистем с точки зрения эффективности, ресурса, надежности, безопасности и энергопотребления. Сопоставлять различные варианты оборудования и технических решений, анализируя преимущества, ограничения, экономические и эксплуатационные факторы. Делать аргументированные выводы и рекомендации по выбору компонентов системы (насосы, компрессоры, распределители, клапаны, фильтры, трубопроводы, рабочие жидкости и газы) в зависимости от условий применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Грамотно и технически корректно излагать информацию устно и письменно, применяя профессиональную терминологию, обозначения, международные и национальные стандарты. Обосновывать свои инженерные решения, включая выбор оборудования, расчётные параметры, схемные решения и рекомендации по эксплуатации, модернизации и диагностике. Участвовать в командной работе и технических обсуждениях, в том числе при выполнении лабораторных, практических и проектных заданий, демонстрируя навыки слушания, аргументации и конструктивного диалога.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Находить, анализировать и критически оценивать научно-техническую информацию из учебных пособий, нормативных материалов, справочников, каталожных и цифровых источников, включая базы данных производителей гидравлического и пневматического оборудования. Использовать современные программные и цифровые инструменты (инженерное моделирование, симуляторы, виртуальные лаборатории, мультимедийные источники) для самостоятельного освоения параметров и принципов работы систем. Самостоятельно определять собственные учебные потребности, формулировать цели профессионального развития и планировать индивидуальные траектории обучения.
*TeachingMethods(zh-CN)*
Диагностика, техническое обслуживание и типовые неисправности
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| *Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
|---|---|---|
| 1 *Rating(zh-CN)* | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| 2 *Rating(zh-CN)* | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| *TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
| *TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
| В соответствии с 8 разделом "Политика оценивания учебных достижений обучающихся" АП НАО «ВКТУ» 029-III-2022 Академическая политика НАО «ВКТУ имени Д. Серикбаева» | «Отлично» (90–100%) — студент владеет полным объемом знаний, умеет применять теорию для решения практических задач, выполняет расчеты без ошибок, проявляет самостоятельность и инициативу. | «Хорошо» (70–89%) — материал усвоен в достаточном объеме, допущены незначительные ошибки в расчетах и выводах, студент способен к самостоятельной работе. | «Удовлетворительно» (50–69%) — знания ограничены, допускаются ошибки при решении расчетных задач, требуется помощь преподавателя. | "Satisfactory" (50-69%) — knowledge is limited, mistakes are made when solving computational problems, and the help of a teacher is required. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- 1. Лекционно-семинарско-зачетная система; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения.
- 1. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
- Введение в дисциплину. Области применения гидравлических и пневматических систем
- Физические основы гидро- и пневмодинамики
- Рабочие среды в системах передачи энергии
- Гидравлические насосы и их классификация
- Компрессоры и источники сжатого воздуха
- Гидравлические и пневматические цилиндры (исполнительные механизмы)
- Распределители, клапаны, регуляторы и дроссели
- Трубопроводные системы и элементы соединений
- Системы герметизации и фильтрации
- Пневматические и гидравлические приводы
- Системы автоматизации, датчики и контрольно-измерительные приборы
- Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии
- Особенности проектирования гидравлических и пневматических схем
Основная литература
- Introduction to Hydraulics and Pneumatics — авторы S. Ilango и V. Soundararajan; ISBN 9788120344068; PHI Learning, 2011.
- Лепешкин А.В., Михайлин А.А. «Гидравлические и пневматические системы» — Учебник, Изд-во ИНФРА-М, 2023.
- Артемьева Т.В. «Гидравлика, гидромашины и гидропневмопривод»: Учебное пособие. М.: Академия, 2007.
- Fluid Power: Hydraulics and Pneumatics — 4-е издание; учебник вводного уровня по гидравлике и пневматике.
Дополнительная литература
- Hydraulics and Pneumatics: A Technician's and Engineer's Guide (Andrew Parr) — изд-во Elsevier, 3-е издание.
- Introduction to Hydraulics and Pneumatics (S. Ilango, V. Soundararajan) — PHI Learning, 2011.
- Hydraulics and Pneumatics Systems Operations and Troubleshooting — практическое руководство.