Инновационные материалы и сплавы в конструкции горных машин
内容描述: Дисциплина изучает свойства, преимущества, технологии получения и обработки инновационных материалов, таких как высокопрочные стали, композиционные материалы, жаропрочные и коррозионностойкие сплавы. Целью дисциплины является развитие у студентов компетенций в выборе и обосновании применения материалов с учётом условий эксплуатации, надёжности и ресурса техники. В ходе изучения формируются профессиональные компетенции в области анализа материаловедения, подбора конструкционных материалов и оценки их влияния на технические и эксплуатационные характеристики горных машин. В результате освоения дисциплины студент способен применять современные материалы в проектных решениях, учитывать их свойства при расчёте и выборе узлов машин, а также использовать нормативно-техническую документацию.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Физика
- Химия. Школьный курс
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
| *TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
|---|---|
| *Lectures(zh-CN)* | 15 |
| *PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
| *LaboratoryWork(zh-CN)* | |
| *srop(zh-CN)* | 30 |
| *sro(zh-CN)* | 75 |
| *FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
| *FinalAssessment(zh-CN)* | письменный экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Развитие у студентов компетенций в выборе и обосновании применения материалов с учётом условий эксплуатации, надёжности и ресурса техники.
Задача
- Изучение свойств инновационных конструкционных материалов и сплавов, применяемых в горном машиностроении, их преимуществ по сравнению с традиционными материалами (стали, чугуны и др.).
- Формирование знаний о современных технологиях получения и обработки материалов, включая порошковую металлургию, аддитивные технологии, упрочняющие методы, наноструктурирование и термомеханическую обработку.
- Анализ факторов эксплуатационных нагрузок на элементы горных машин, таких как абразивный износ, коррозия, динамические и ударные нагрузки, температура, агрессивные среды.
- Оценка и подбор рациональных материалов и сплавов для отдельных узлов и деталей (рабочие органы дробилок, буровые коронки, ковши, конвейерные элементы, гидроцилиндры и т.д.) с учётом экономических и ресурсосберегающих критериев.
- Формирование навыков сравнения, выбора и обоснования применения инновационных материалов на основе свойств, условий работы и технологических возможностей производства.
- Приобретение опыта анализа мировых и отечественных тенденций в области материаловедения, включая использование композитов, сверхтвёрдых покрытий, керамико-металлических систем и высокопрочных сплавов.
- Развитие инженерного мышления и компетенций в проектировании конструкций горных машин с применением материалов нового поколения, ориентированных на повышение надёжности, ресурса и энергоэффективности техники.
Результат обучения: знание и понимание
- По завершении освоения дисциплины обучающийся должен знать и понимать: Классификацию современных конструкционных и инновационных материалов, применяемых в горном машиностроении (металлические сплавы, композиционные материалы, наноструктурированные материалы, сверхтвёрдые материалы, полимерные и керамические материалы). Физико-механические, химические и эксплуатационные свойства материалов, важные для работы горных машин в сложных условиях (износ, вибрации, ударная нагрузка, абразивная и коррозионная среда, высокие температуры). Основы металлургии и материаловедения, включая процессы получения, легирования, модифицирования структуры и упрочнения материалов для деталей горных машин. Технологии обработки, упрочнения и нанесения покрытий (термо- и термомеханическая обработка, поверхностное упрочнение, ионно-плазменные покрытия, аддитивные технологии, порошковая металлургия). Принципы выбора материалов и сплавов применительно к конкретным узлам и деталям горных машин с учётом требований прочности, надёжности, ресурса и экономической целесообразности. Основные тенденции инновационного развития материалов и технологий в машиностроении, включая отечественные и мировые достижения, стандарты и современные направления развития отрасли.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- По завершении изучения дисциплины обучающийся должен уметь применять полученные знания и понимание для решения инженерных задач, а именно: Определять требования к материалам и сплавам деталей и узлов горных машин исходя из условий эксплуатации (нагрузки, температура, коррозия, абразивность, вибрация, ударные нагрузки и др.). Осуществлять технически обоснованный выбор материалов и типов упрочняющих технологий для ключевых элементов горного оборудования, сравнивать альтернативные варианты по эксплуатационным, экономическим и технологическим критериям. Анализировать и интерпретировать результаты испытаний материалов, включая прочностные, коррозионные, трибологические и термостойкие характеристики, и использовать их при проектировании. Применять современные методы обработки, модификации и нанесения покрытий на детали горных машин с целью увеличения ресурса, надёжности и износостойкости. Разрабатывать предложения по модернизации и улучшению конструкций машин путем внедрения инновационных материалов и технологий, в том числе в рамках проектных и исследовательских работ. Использовать нормативно-техническую, справочную и научную документацию, включая стандарты, ГОСТы, ТУ, каталоги и научные публикации, при обосновании инженерных решений.
Результат обучения: формирование суждений
- По завершении дисциплины обучающийся должен быть способен формировать аргументированные инженерные суждения и выводы, опираясь на полученные знания, анализ и технологическую логику, а именно: Оценивать целесообразность применения различных материалов и сплавов для конструкций горных машин с учётом эксплуатационных условий, технологичности изготовления, стоимости и ресурса деталей. Обоснованно сравнивать альтернативные инженерные решения, выявлять их сильные и слабые стороны, а также предлагать оптимальные варианты на основе объективных критериев и данных испытаний. Формулировать профессиональные заключения и рекомендации, использующие научные и нормативные источники, результаты расчётов, моделирования и анализа литературы. Оценивать риски и ограничения, связанные с внедрением инновационных материалов, включая производственные, эксплуатационные, экологические и экономические аспекты. Проявлять критическое мышление при анализе современных материалов и технологий, не ограничиваясь авторитетными мнениями и рекламными утверждениями, а опираясь на доказательность и технические аргументы.
Результат обучения: коммуникативные способности
- По завершении дисциплины обучающийся должен демонстрировать навыки профессионального общения и сотрудничества в инженерной среде, в том числе: Грамотно и технически корректно излагать информацию, связанную с выбором, свойствами и применением инновационных материалов и сплавов в конструкциях горных машин — как в устной, так и письменной форме. Использовать профессиональную терминологию, стандарты и фактические данные при подготовке отчетов, презентаций, докладов и защиты проектных решений. Эффективно взаимодействовать в рабочей и учебно-исследовательской группе, проявляя уважение к профессиональным мнениям коллег и распределяя задачи в рамках совместных проектов. Осуществлять аргументированное обсуждение инженерных вопросов, давать и принимать конструктивную критику, вести диалог для поиска рационального решения. Презентовать результаты проектных, лабораторных и аналитических работ, используя современные средства визуализации, техническую документацию и цифровые инструменты.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- По завершении дисциплины обучающийся должен демонстрировать способность к самостоятельному обучению, развитию профессиональных знаний и адаптации к новым технологическим решениям, а именно: Самостоятельно искать, анализировать и отбирать научно-техническую информацию из академических, нормативных, патентных и цифровых источников, включая базы данных, каталоги материалов и результаты научных исследований. Планировать собственную образовательную траекторию, определять цели, сроки, необходимые ресурсы и методы изучения нового материала в области современных конструкционных и инновационных материалов. Критически оценивать новые методы, материалы и технологии, развивать способность к постоянному обновлению знаний в условиях быстро меняющихся инженерных и производственных требований. Использовать современные цифровые инструменты, симуляторы и программы инженерного анализа (например: CAE, CAD, базы материалов, лабораторные тренажёры) для самостоятельного изучения и закрепления материала. Проявлять инициативу в исследовательской и проектной деятельности, формулировать вопросы, гипотезы, запросы, а также оценивать собственный прогресс и результаты.
*TeachingMethods(zh-CN)*
Проблемно-ориентированное обучение (PBL) — решение инженерных задач и производственных кейсов, связанных с выбором материалов и технологий. Проектное обучение — разработка мини-проекта или технологического решения для конкретного узла горной машины. Интерактивные методы — дискуссии, деловые игры, мозговой штурм, ситуационный анализ. Цифровые образовательные технологии — использование CAD/CAE, цифровых библиотек, симуляторов, онлайн-платформ, видео-лабораторий. Исследовательский метод — выполнение мини-исследований, анализ научных статей и патентов, сравнительные таблицы материалов. Практико-ориентированное обучение — работа с реальными образцами материалов, промышленными кейсами, посещение предприятий или лабораторий. Флиппед-класс (перевёрнутое обучение) — изучение теории самостоятельно, обсуждение и применение на занятии. Тьюторское и наставническое сопровождение — индивидуальные консультации, маршруты и траектории развития.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| *Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
|---|---|---|
| 1 *Rating(zh-CN)* | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| 2 *Rating(zh-CN)* | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| *TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
| *TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
| В соответствии с 8 разделом "Политика оценивания учебных достижений обучающихся" АП НАО «ВКТУ» 029-III-2022 Академическая политика НАО «ВКТУ имени Д. Серикбаева» | «Отлично» (90–100%) — студент владеет полным объемом знаний, умеет применять теорию для решения практических задач, проявляет самостоятельность и инициативу. | «Хорошо» (70–89%) — материал усвоен в достаточном объеме, допущены незначительные ошибки в расчетах и выводах, студент способен к самостоятельной работе. | «Удовлетворительно» (50–69%) — знания ограничены, допускаются ошибки при решении расчетных задач, требуется помощь преподавателя. | «Неудовлетворительно» (менее 50%) — материал не усвоен, задания не выполнены, студент не способен к самостоятельному применению знаний. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в дисциплину. Роль инновационных материалов в развитии горного машиностроения.
- Классификация современных конструкционных материалов и сплавов. Основные требования к материалам горных машин.
- Условия эксплуатации узлов и деталей горных машин: нагрузки, среда, изнашивание, температурные и динамические воздействия.
- Стали нового поколения: высокопрочные, низколегированные, коррозионностойкие, износостойкие стали.
- Чугуны и модифицированные чугуны: высокопрочные и жаростойкие разновидности.
- Легирование и термическая обработка металлов: влияние на структуру и свойства.
- Порошковые и композиционные материалы: методы получения и применение в горной технике.
- Полимерные и полимерно-композитные материалы: механические и химические характеристики, области применения.
- Керамические, металлокерамические и сверхтвёрдые материалы: особенности и перспективы использования.
- Поверхностные покрытия и методы упрочнения: плазменные, ионно-лучевые, лазерные, термохимические методы.
- Аддитивные технологии (3D-печать) в изготовлении деталей горных машин: возможности и ограничения.
- Наноматериалы и наноструктурированные сплавы: характеристики, технологичность и применение.
- Методики испытаний инновационных материалов: прочностные, трибологические, коррозионные и ударные испытания.
- Примеры применения инновационных материалов в реальных узлах горных машин: рабочие органы, ходовые системы, редукторы, буровые инструменты.
- Инновации и тенденции развития материалов для горного оборудования.
Основная литература
- Современные конструкционные материалы для машиностроения: учебное пособие — Москва: Изд-во «Лань», 2020, 3-е изд., 268 стр. ISBN 978-5-8114-4864-7.
- Учебник «Основы материаловедения» (под ред. И. И. Сидорина) — Москва: Машиностроение, 1976; 2-е изд. 1986.
- Учебное пособие «Новые материалы в машиностроении» (В. А. Рогов) — Москва: …, 2008.
- Materials Science and Engineering: An Introduction (W. D. Callister Jr., D. G. Rethwisch) — зарубежное издание, охватывающее основы материаловедения.
Дополнительная литература
- Innovative Materials and Technologies — издательство: Scientific & Academic Publishing; печатное ISBN 978-3-03835-671-4.
- Aerospace Alloys (Topics in Mining, Metallurgy and Materials) — обзор сплавов, применяемых в авиации, может быть полезен для понимания высоко-нагруженных сплавов
- Materials Science in Construction: An Introduction — A. Ahmed и др. — объясняет выбор материалов в конструкциях, что можно адаптировать для горных машин.