Основы технологии машиностроения
内容描述: В ходе изучения дисциплины обучающиеся знакомятся со структурой и этапами образовательного процесса, видами и формами занятий, практик, организацией промежуточного и итогового контроля. Изучаются основы технологии машиностроения и ее историческом развитии, формируется общее представление об инженерии и инженерном образовании, влияние мехобработки на поверхность и эксплуатационные качества деталей машин. Понятие базы в машиностроении, базирование заготовок, конструкторские и технологические размерные цепи и их расчет, припуски на мехобработку, производство изделий, основы проектирования техпроцессов.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Устройство горных машин
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
| *TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
|---|---|
| *Lectures(zh-CN)* | 15 |
| *PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
| *LaboratoryWork(zh-CN)* | |
| *srop(zh-CN)* | 30 |
| *sro(zh-CN)* | 75 |
| *FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
| *FinalAssessment(zh-CN)* | Экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Дисциплина призвана наделить студентов знаниями по понятиям: - Изделие, его качество, типы производства, подготовка производства изделия; - Погрешности мехобработки, обеспечение ее точности; - Система СПИД, ее жесткость и податливость; - Влияние мехобработки на состояние поверхности деталей и на их эксплуатационные свойства; - Припуски на мехобработку, нормирование расхода материала; - Базы и базирование деталей при мехобработке; - Нормы времени операций мехобработки, трудоемкость изделия, пути снижения трудоемкости; - Технологичность деталей и изделий; - Правила разработки технологических процессов.
Задача
- Задача дисциплины – наделить студентов практическими навыками по выбору и обоснованию технологических баз, по расчету погрешностей обработки, по расчету припусков на мехобработку и размеров заготовки, по расчету нормы расхода материалов и норм времени на операции мехобработки.
Результат обучения: знание и понимание
- Усвоение студентами общеотраслевых понятий о производстве машин, о точности и погрешностях обработки, о базировании деталей при мехобработке, о влиянии мехобработки на качество деталей, о припусках для обработки, о производительности и экономичности техпроцессов изготовления деталей и машин в целом, об основах проектирования техпроцессов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Задачей обучения является практическое применение основ технологии машиностроения при разработке техпроцессов изготовления деталей и машин в целом.
Результат обучения: формирование суждений
- Курс позволяет студентам приобрести теоретические знания и практические навыки по разработке технологических процессов изготовления деталей и сборки изделий общего машиностроения в соответствии с задаваемой производственной программой с обеспечением качества изделий и экономичности их производства с использованием современных достижений науки и техники.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Ключевыми компетенциями являются: – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения; – способность находить организационно-управленческие решения в производственных ситуациях.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- В результате изучения курса студенты должны знать: системы построения конструкторских и технологических размерных цепей и их расчет, припуски на мехобработку, расчет размеров заготовки, межоперационных припусков, НРМ и КИМ, основы проектирования техпроцессов (ТП) изготовления деталей, классификация ТП, технологичность конструкции, порядок проектирования ТП, построение технологических операций, производительность и экономичность ТП.
*TeachingMethods(zh-CN)*
Изучение, умение и решение основных машиностроительных задач и расчетов
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| *Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
|---|---|---|
| 1 *Rating(zh-CN)* | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| 2 *Rating(zh-CN)* | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| *TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
| *TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
| Лекция и практические работы | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность процессов, делает аргументированные выводы, приводит примеры, способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность процессов, делает аргументированные выводы, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа процессов, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Ознакомление обучающихся со структурой и этапами образовательного процесса, видами и формами занятий, практик, организацией промежуточного и итогового контроля. Введение. Место машиностроения в развитии страны и ее отраслей производства. Понятие «технология машиностроения» и ее историческое развитие. Состав дисциплин технологии машиностроения, их задачи и место в образовательном процессе. Направления трудоустройства.
- Влияние мехобработки на поверхность и эксплуатационные качества деталей машин. Методы повышения эксплуатационных свойств. Наклеп, остаточные напряжения, шероховатость и волнистость поверхности, изменение структуры и фазового состояния металла; влияние на них процессов резания; их влияние на эксплуатационные свойства деталей
- Влияние технологической системы на точность и производительность. Жесткость и податливость системы, определение жесткости статическим и производственным методами. Влияние износа режущего инструмента, твердости, величины припуска,конструкции приспособления на упругие деформации, влияние жесткости на производительность, меры повышения жесткости, автоколебания и вынужденные колебания (вибрации), причины их возникновения и меры их предотвращения.
- Погрешности мехобработки и методы их расчета. Точность в машиностроении, методы ее достижения, их сущность, их недостатки и преимущества. Разновидности систематических погрешностей обработки и случайных погрешностей. Законы рассеяния размеров, их применение на практике. Расчет погрешности обработки.
- Базы в машиностроении, базирование заготовок. Конструкторские, технологические и измерительные базы, их определение.Разновидности технологических баз по количеству лишаемых степеней свободы в зависимости от технологической задачи и по способу базирования. Контактные, скрытые,настроечные, проверочные, искусственные технологические базы и их определение. Базирующая роль направленных зажимов. Правила выбора черновой базы, принципы базирования в машиностроении.
- Припуски на мехобработку. Расчет размеров заготовки, межоперационных припусков, НРМ и КИМ. Понятие о припусках и их назначение. Схемы расположения припусков и межоперационных допусков, формулы расчета размеров заготовки и межоперационных размеров, порядок расчета общего припуска. Понятие нормы расхода материала, нормы запаса, структура норм расхода материала в зависимости от вида заготовки. Отходы и потери материала. Виды норм расхода материалов и методы их расчета. Направления по экономии материалов в машиностроении.
- Обеспечение точности мехобработки.Направления по управлению точностью обработки. Методы настройки станков, их сущность, характеристика и область применения.Расчет режимов резания, обеспечивающих достижение требуемой точности и производительности. Поднастройка станков
- Производство изделий. Объекты производства: изделия, машина, деталь, сборочная единица, комплект, комплекс; их разновидности и характеристика. Показатели эксплуатационного и производственно-технологического качества изделий, их смысл. Содержание производственного процесса и состав технической подготовки производства.
Основная литература
- 1 Филонов, И. П. Инновации в технологии машиностроения : учебное пособие / И. П. Филонов, И. Л. Баршай. — Минск : Вышэйшая школа, 2009. — 110 c. — ISBN 978-985-06-1684-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/20075.html (дата обращения: 11.05.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей 2 Мычко В.С. Основы технологии машиностроения : учебное пособие / Мычко В.С.. — Минск : Вышэйшая школа, 2011. — 382 c. — ISBN 978-985-06-2014-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/20244.html (дата обращения: 18.09.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей 3 Ғабдысалық Р. Основы технологии машиностроения. Методические указания по выполнению практических работ. – ВКГТУ, 2021.
Дополнительная литература
- Суслов А.Г. Технология машиностроения. Основы технологии машиностроения. - 1-ая книга. – М.: Высшая школа, 2013. 2 Справочник технолога-машиностроителя - /Под ред. Дальского А.М., Косиловой А.Г., Мещерякова Р.К., Суслова А.Г. в 2-х томах. - М.: Машиностроение, 2008. 3 Махаринский Е.И., Горохов В.А. Основы технологии машиностроения. – Минск.: Высшая школа, 1997. 4 Лебедев Л.В. Технология машиностроения. – М.: Академия, 2006. 6 Суслов А.Г. Технология машиностроения. – М.: Машиностроение, 2007.