Технические основы машиностроения

Гурьянов Георгий Александрович

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина дает знания для всех инженерных специальностей о технической и, частично, творческой стороне процессов решения инженерных задач при создании машин, о приемах и инструментах этих процессов, вооружает технического специалиста знаниями, умениями и средствами для профессиональной деятельности по созданию новой техники на основе эффективных технических решений и служит основой профилирующих инженерных дисциплин.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Устройство горных машин

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование у обучающихся комплекса глубоких системных профессиональных знаний, умений и навыков для осуществления инженерной деятельности, решения технических задач, самостоятельного поиска технических решений при разработке, создании и совершенствовании машин и оборудования, развитие инженерного мышления, обеспечение практической деятельности по специальности.
Задача
  •  овладеть теоретическими знаниями в области технических инструментов создания машин, сформировать целостное представление о данной области знаний и добиться их понимания;  приобрести и развить умения и навыки практического применения полученных знаний и решения прикладных технических и проектно-конструкторских задач в области создания машин с использованием технических инструментов для осуществления практической инженерной деятельности по специальности;  сформировать системные профессиональные знания, умения и навыки, необходимые как в области создания машин, так и за ее пределами для самостоятельного поиска решений, развития и совершенствования инженерного мышления и практической деятельности по специальности.
Результат обучения: знание и понимание
  • узнавать, припоминать, воспроизводить и демонстрировать понимание информации курса технических основ создания машин, уметь ее получать, обобщать, преобразовывать, интерпретировать, перефразировать и объяснять на примерах
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • уметь разбираться в сути прикладных проблем и задач создания машин и уметь их исследовать и решать, практически применяя полученные знания, умения и навыки для различных случаев, в знакомых и в новых сферах и ситуациях для осуществления практической инженерной деятельности по специальности
Результат обучения: формирование суждений
  • уметь объяснять процессы, явления, общие принципы и логические взаимосвязи в области создания машин, разбивать на части и соединять информацию, логически ее выстраивать, осмысливать, обобщать, сравнивать, оценивать, критиковать, проверять, объяснять, устанавливать связи, выносить суждения, делать и защищать умозаключения и выводы, видеть главное
Результат обучения: коммуникативные способности
  • уметь передавать ясно и непротиворечиво информацию, идеи, проблемы и решения по вопросам создания машин и их применения в профессиональной деятельности аудитории, состоящей как из специалистов, так и неспециалистов в режиме монолога и диалога
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • иметь навыки, необходимые, чтобы применять знания и умения в области создания машин и осуществлять дальнейшее обучение по специальности с высокой степенью самостоятельности
*TeachingMethods(zh-CN)*

 вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями;  самостоятельное решение разнообразных задач;  проблемно- и проектно-ориентированное обучение;  учебно-исследовательская деятельность;  коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм, учебные дебаты и др.);  метод кейсов (анализ ситуации);  информационно-коммуникационные технологии.

Темы лекционных занятий
  • Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Тема 2. Требования, предъявляемые к машине. Социальная приспособленность машин. Состав машины, как изделия и системы. Общая структурная схема машины. Тема 3. Оценка технического уровня создаваемых машин. Изделия, виды изделий и их структура. Тема 4. Процесс создания машины. Этапы создания машины. Тема 5. Задачи и экономические основы конструирования. Общая методика конструирования. Тема 6. Основные принципы конструирования механизмов и машин. Конструирование узлов и деталей машин. Масса и металлоемкость машин. Тема 7. Понятие о технологичности конструкции. Удобство изготовления и эксплуатации. Отработка конструкции изделия на технологичность по стадиям проектирования. Тема 8. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Классификация и обозначение стандартов ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов. Тема 9. Общие требования к текстовым и графическим конструкторским документам. Контроль качества конструкторской документации. Тема 10. Стандартизация и ее роль в машиностроении, в повышении эффективности производства и качества продукции. Государственная система стандартизации. Категории и виды стандартов Тема 11. Системы предпочтительных чисел и методика их установления. Тема 12. Параметры изделий. Параметрические и размерные ряды и методика их установления. Примеры параметрических и размерных рядов в машиностроении. Тема 13. Научно-технические принципы стандартизации Тема 14. Унификация машин, ее сущность и основные задачи. Тема 15. Агрегатирование машин и механизмов. Тема 16. Комплексная стандартизация. Тема 17. Художественное конструирование и дизайн. Основные направления развития дизайна. Требования технической эстетики. Тема 18. Разновидности дизайна. Место художника-конструктора в общем процессе создания машин. Тема 19. Основы формообразования в технике. Общие принципы композиции промышленных изделий. Тема 20. Средства гармонизации технической формы. Некоторые особенности восприятия композиции. Тема 21. Эргономические основы художественного конструирования. Основные понятия и задачи эргономики. Базовые эргономические требования при конструировании изделий машиностроения. Тема 22. Антропометрические, гигиенические и физиологические требования к конструкции машины и рабочего места оператора. Тема 23. Психофизиологические и психологические требования к конструкции машины и рабочего места оператора. Эргономическая оценка машин. Принципы компонования пульта управления. Тема 24. Требования безопасности к конструкции машин и оборудования. Активная, пассивная и послеаварийная безопасность. Стандарты безопасности труда (ССБТ). Тема 25. Роль и значение изобретательства и рационализации в ускорении научно-технического прогресса. Выявление изобретений и полезных моделей в технической разработке. Изобретение и полезная модель и их правовая охрана. Виды охранных документов. Тема 26. Оформление заявки на изобретение и полезную модель. Приоритет изобретения, полезной модели. Экспертиза заявки на изобретение и полезную модель. Тема 27. Рационализаторские предложения, порядок подачи и рассмотрения. Тема 28. Патентование изобретений за границей. Лицензионные соглашения. Патентная документация и ее особенности. Тема 29. Методы поиска новых идей и решений. Тема 30. Роль и организация научных исследований в инженерной деятельности. Методы научных исследований. Этапы научного исследования.
Основная литература
  • 1. Алгоритмы оптимизации проектных решений. Под ред. А.П. Половинкина. М., «Энергия», 2016. 2. Бакатин Ю.П. Основы инженерного творчества. (Практика поиска и защиты новых инженерных решений): Учебное пособие М.: ООО «Техполиграфцентр», 2015. - 113 с. 3. Белокрылов В.Г. Стандартизация и унификация строительных и дорожных машин. Учебное пособие. / В.Г. Белокрылов, Омск, СибАДИ, 2018. 4. Богомолов А.А. Технические основы создания машин: Конспект лекций. – Белгород, изд. БТИСМ, 2012. – 123 с. 5. Болдин А.П., Максимов В.А. Основы научных исследований и УНИРС: Учебное пособие. - МАДИ. – М., 2012. - 76 с. 6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 2017. 7. Воинов Б.С. Принципы поискового конструирования: Учебн. Пособие. Горький: ГГУ, 2018. 8. Гасанов А.И, Кокин С.М. Методы инженерного творчества. Учебное пособие для студентов технических специальностей. Части 1-4. – М.: МИИТ, 2014. 9. Гжиров Р.И. Краткий справочник конструктора: Справочник – Л.: Машиностроение, Ленинград. отд-ние, 2013. – 464 с. 10. Гурьянов Г.А., Дудкин М.В., Макенов А.А. Основы творческой деятельности при конструировании и создании машин и оборудования. Учебное пособие. - ВКГТУ. – Усть-Каменогорск. – 2013. – 206 с. 11. Гурьянов Г.А., Дудкин М.В., Макенов А.А. Развитие творческих способностей студентов в процессе обучения в ВУЗе. - LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, Germany, 2011. - 163 с. 12. Гурьянов Г.А., Дудкин М.В., Макенов А.А., Арпабеков М.И. Основы конструирования и творчества при создании машин и оборудования: Учебник. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ. – 2017. – 346 с. 13. Гурьянов Г.А., Дудкин М.В., Макенов А.А. Изобретательство как решение педагогической задачи развития творческих способностей студентов технического вуза. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2018. – 140 с. 14. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное проектирование / Пер. с англ. – М.: Мир, 2016. 15. Джонс Дж.К. Методы проектирования / Пер. с англ. – М.: Мир, 2016. 16. Дидрих Я. Проектирование и конструирование. Системный подход. М.: Мир, 2011. 17. Заблонский К.И. Основы проектирования машин. Киев: Вища школа, 2011. – 311 с. 18. Завьялов А.Б., Борисовский В.В., Госиков А.З., Сетуха В.В., Голобев С.С. Закономерности развития технических систем. Учебно-методическое пособие (Главный научно-методический центр по повышению квалификации и подготовке кадров, ИПК). - Красногорск, 2011. - 44 с. 19. Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии). Московский государственный индустриальный ун-т. - М., 2016. 20. Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. – М.: Наука, 2017. 21. Инженеру об изобретении / Под ред. Е.Л. Макеева, М.: Атомиздат, 2014. 22. Кабашев Р.А., Гельцер А.К. Технические основы конструирования строительных машин. – Алматы, 2014. – 197 с., ил. 23. Карпов Л.И., Аристов А.И. Оптимальные задачи стандартизации в машиностроении. ВНИИИ. – М.: 2012. – 82 с. 24. Кириллов Ф.Ф., Добжинский Д.П. Технические основы создания машин: Учебное пособие. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – 189 с. 25. Колосов В.Г. Основы инноватики: Учебное пособие. – СПб. - 2019. 26. Крик Э. Введение в инженерное дело. – М.: Энергия, 2013. 27. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л.: Лениздат, 2010. 28. Новиков А.Н. Синтез новых технических решений дорожно- строительных машин и оборудования.- М.: МАДИ, 2011. - 32 с. 29. Орлов П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие в 2-х кн. Под ред. П.Н. Учаева. – Изд. 3-е, испр. – М.: Машиностроение, 2018. 30. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др.; Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. - М.: Высшая школа, 2015. - 400 с. 31. Патентоведение: Учебник для вузов. Под ред. Рясенцева В.А. 3-е изд. М.: Машиностроение, 2014. – 352 с. 32. Половинкин А.И. Методы инженерного творчества. – Волгоград: ВПИ, 2014. 33. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие для студентов втузов. – М.: Машиностроение, 2016.