Транспортные и грузоподъемные машины
Описание: Дисциплина изучает устройство, принцип действия, расчёт и выбор подъёмно-транспортного оборудования с учётом надёжности, безопасности и условий эксплуатации. Формируются профессиональные компетенции в области проектирования, анализа и технического обоснования применения таких машин.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Устройство горных машин
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | письменный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель дисциплины — сформировать у студентов комплекс теоретических знаний и практических навыков по устройству, принципам работы, расчету, эксплуатации, техническому обслуживанию и безопасности транспортных и грузоподъёмных машин. Обеспечить понимание закономерностей движения грузопотоков, выбора оборудования, эффективности транспортных систем, а также развития инженерных компетенций, необходимых для решения профессиональных задач в области механизации и транспортировки грузов.
Задача
- Изучение классификации, устройства и принципов работы транспортных и грузоподъёмных машин. Формирование навыков выбора и обоснования типа машин для конкретных производственных условий. Освоение методов расчёта основных параметров транспортных и подъёмных механизмов. Изучение правил эксплуатации, технического обслуживания и диагностики состояния оборудования. Формирование компетенций в области обеспечения надёжности и безопасности транспортных процессов. Освоение современных технологий механизации, автоматизации и управления грузопотоками. Развитие инженерного мышления и навыков решения практических задач по проектированию и эксплуатации машин.
Результат обучения: знание и понимание
- Григорьев И.Е. Конвейеры и их эксплуатация. — М.: Недра, 2014. Лапшин А.В. Автомобильные и карьерные самосвалы: устройство, эксплуатация, ТО. — М.: Академкнига, 2021. Шевелёв И.М. Гидравлические и пневматические системы машин. — М.: Машиностроение, 2018. Сейітов Қ.Ж. Өнеркәсіптік көлік және көтергіш жабдықтар. — Астана, 2020. Поляков А.Ф. Экскаваторы, краны и грузоподъёмные механизмы. — М.: 2019.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Студент должен уметь: применять теоретические знания для выбора оптимальных транспортных и грузоподъёмных машин в зависимости от условий эксплуатации, характера груза и производственных задач; выполнять инженерные расчёты основных параметров транспортных и подъёмных механизмов (грузоподъёмность, устойчивость, скорость перемещения, мощность привода, коэффициент использования оборудования); использовать схемы и техническую документацию для анализа конструкции машин и определения режимов их работы; проводить диагностику технического состояния узлов и механизмов, выявлять причины неисправностей и определять способы их устранения; разрабатывать решения по оптимизации работы транспортных и подъёмных систем — выбор маршрутов, режимов работы, графиков обслуживания; применять методы обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации транспортных и грузоподъёмных машин; использовать современные программные средства для моделирования работы механизмов, расчётов параметров и анализа эффективности оборудования.
Результат обучения: формирование суждений
- Студент должен уметь: критически оценивать техническое состояние транспортных и грузоподъёмных машин, выявлять потенциальные опасности и факторы риска; формировать аргументированные выводы о работоспособности и надежности оборудования на основе данных диагностики и эксплуатационных наблюдений; анализировать различные конструктивные решения транспортных и подъёмных механизмов и обосновывать выбор наиболее рационального варианта; оценивать эффективность применяемых режимов эксплуатации и принимать решения о необходимости корректировки, модернизации или ремонта оборудования; учитывать экономические, технические и экологические факторы при принятии инженерных решений; формировать выводы о соответствии оборудования требованиям промышленной безопасности и нормам технической эксплуатации.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Студент должен уметь: ясно и грамотно излагать техническую информацию, связанную с устройством, эксплуатацией и обслуживанием транспортных и грузоподъёмных машин; использовать профессиональную терминологию при общении с инженерами, операторами и техническим персоналом; представлять результаты расчётов, диагностики, технических анализов и проектов в виде докладов, презентаций и письменных отчётов; аргументированно защищать предложенные технические решения в ходе профессиональных обсуждений и групповых дискуссий; эффективно взаимодействовать в команде при решении инженерных задач, связанных с эксплуатацией и ремонтом транспортных и грузоподъёмных машин; осуществлять коммуникацию в производственной среде, обеспечивая точность передачи технических данных и инструкций.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Студент должен уметь: самостоятельно изучать техническую литературу, стандарты, инструкции и нормативные документы, связанные с транспортными и грузоподъёмными машинами; анализировать современные инженерные решения, новые технологии и инновации в области транспортных систем и подъёмных механизмов; использовать полученные знания для дальнейшего профессионального развития, повышения квалификации и освоения новых методов проектирования, диагностики и обслуживания; применять цифровые программы, симуляторы и профессиональные программные комплексы для углубления знаний и выполнения инженерных задач; критически оценивать собственные знания, выявлять пробелы и формировать индивидуальные образовательные траектории; демонстрировать готовность к непрерывному обучению и адаптации к современным требованиям транспорта и подъёмно-транспортной техники.
Методы преподавания
Эксплуатация и техническое обслуживание транспортных и грузоподъёмных машин
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| 2 рейтинг | Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг | 0-100 |
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Студент должен знать и понимать: классификацию транспортных и грузоподъёмных машин, их назначение и области применения; конструкцию, устройство и принцип работы основных узлов и механизмов (приводы, тормозные системы, гидравлические и пневматические системы, грузозахватные органы); основные параметры, технические характеристики и критерии выбора транспортных и подъёмных машин в зависимости от производственных условий; требования промышленной безопасности, нормативные документы и стандарты, регулирующие эксплуатацию транспортных и грузоподъёмных средств; основы расчёта грузоподъёмных механизмов, устойчивости, прочности и надёжности; типичные неисправности, причины износа и отказов, методы диагностики технического состояния; современные тенденции развития, автоматизации и цифровизации транспортных и подъёмных систем. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Лекционно-семинарско-зачетная система; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения
- Индивидуализация обучения учет индивидуальных особенностей студентов (темп усвоения материала, уровень подготовки); предоставление дополнительных консультаций и разъяснений по сложным темам
- Введение в дисциплину
- Общие принципы работы транспортных систем и грузоподъёмных механизмов
- Конструкция и виды конвейерных систем
- Машины непрерывного транспорта: ленточные, винтовые, скребковые конвейеры
- Автотранспортные средства: грузовые автомобили, самосвалы, тягачи
- Железнодорожный транспорт и рельсовые системы
- Подъёмные краны: виды, конструкция, область применения
- Лебёдки, тали и подъёмные устройства лёгкого типа
- Гидравлические и пневматические подъёмные механизмы
- Карьерные и шахтные транспортные машины
- Электропривод и автоматизация транспортных и подъёмных механизмов
- Надёжность, прочность и безопасность транспортных и грузоподъёмных машин
- Методы расчёта основных параметров транспортных и подъёмных устройств
Основная литература
- Иванов И.А., Петров В.Н. Транспортные машины: учебник для вузов. — М.: Машиностроение, 2018. Кирпичёв Ю.В. Грузоподъёмные машины. — М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2017. Александров М.П. Подъёмно-транспортные машины. — М.: Машиностроение, 2016. Гущин А.Г. Теория, расчёт и проектирование подъёмно-транспортных машин. — М.: Лань, 2020. Рахметов С.Т. Тасымалдау және жүк көтеру машиналары. — Алматы: Эверо, 2019. Бродов Ю.М., Эпштейн Ю.М. Подъёмно-транспортные устройства и механизмы. — СПб.: Лань, 2015.
Дополнительная литература
- В соответствии с разделом 8 «Политика оценивания учебных достижений обучающихся» Академической политики НАО «ВКТУ» 029-III-2022 имени Д. Серикбаева.