Транспортные и грузоподъемные машины

Есеркегенова Бекзат Жамбылқызы

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина изучает устройство, принцип действия, расчёт и выбор подъёмно-транспортного оборудования с учётом надёжности, безопасности и условий эксплуатации. Формируются профессиональные компетенции в области проектирования, анализа и технического обоснования применения таких машин.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Устройство горных машин

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля письменный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Цель дисциплины — сформировать у студентов комплекс теоретических знаний и практических навыков по устройству, принципам работы, расчету, эксплуатации, техническому обслуживанию и безопасности транспортных и грузоподъёмных машин. Обеспечить понимание закономерностей движения грузопотоков, выбора оборудования, эффективности транспортных систем, а также развития инженерных компетенций, необходимых для решения профессиональных задач в области механизации и транспортировки грузов.
Задача
  • Изучение классификации, устройства и принципов работы транспортных и грузоподъёмных машин. Формирование навыков выбора и обоснования типа машин для конкретных производственных условий. Освоение методов расчёта основных параметров транспортных и подъёмных механизмов. Изучение правил эксплуатации, технического обслуживания и диагностики состояния оборудования. Формирование компетенций в области обеспечения надёжности и безопасности транспортных процессов. Освоение современных технологий механизации, автоматизации и управления грузопотоками. Развитие инженерного мышления и навыков решения практических задач по проектированию и эксплуатации машин.
Результат обучения: знание и понимание
  • Григорьев И.Е. Конвейеры и их эксплуатация. — М.: Недра, 2014. Лапшин А.В. Автомобильные и карьерные самосвалы: устройство, эксплуатация, ТО. — М.: Академкнига, 2021. Шевелёв И.М. Гидравлические и пневматические системы машин. — М.: Машиностроение, 2018. Сейітов Қ.Ж. Өнеркәсіптік көлік және көтергіш жабдықтар. — Астана, 2020. Поляков А.Ф. Экскаваторы, краны и грузоподъёмные механизмы. — М.: 2019.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Студент должен уметь: применять теоретические знания для выбора оптимальных транспортных и грузоподъёмных машин в зависимости от условий эксплуатации, характера груза и производственных задач; выполнять инженерные расчёты основных параметров транспортных и подъёмных механизмов (грузоподъёмность, устойчивость, скорость перемещения, мощность привода, коэффициент использования оборудования); использовать схемы и техническую документацию для анализа конструкции машин и определения режимов их работы; проводить диагностику технического состояния узлов и механизмов, выявлять причины неисправностей и определять способы их устранения; разрабатывать решения по оптимизации работы транспортных и подъёмных систем — выбор маршрутов, режимов работы, графиков обслуживания; применять методы обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации транспортных и грузоподъёмных машин; использовать современные программные средства для моделирования работы механизмов, расчётов параметров и анализа эффективности оборудования.
Результат обучения: формирование суждений
  • Студент должен уметь: критически оценивать техническое состояние транспортных и грузоподъёмных машин, выявлять потенциальные опасности и факторы риска; формировать аргументированные выводы о работоспособности и надежности оборудования на основе данных диагностики и эксплуатационных наблюдений; анализировать различные конструктивные решения транспортных и подъёмных механизмов и обосновывать выбор наиболее рационального варианта; оценивать эффективность применяемых режимов эксплуатации и принимать решения о необходимости корректировки, модернизации или ремонта оборудования; учитывать экономические, технические и экологические факторы при принятии инженерных решений; формировать выводы о соответствии оборудования требованиям промышленной безопасности и нормам технической эксплуатации.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Студент должен уметь: ясно и грамотно излагать техническую информацию, связанную с устройством, эксплуатацией и обслуживанием транспортных и грузоподъёмных машин; использовать профессиональную терминологию при общении с инженерами, операторами и техническим персоналом; представлять результаты расчётов, диагностики, технических анализов и проектов в виде докладов, презентаций и письменных отчётов; аргументированно защищать предложенные технические решения в ходе профессиональных обсуждений и групповых дискуссий; эффективно взаимодействовать в команде при решении инженерных задач, связанных с эксплуатацией и ремонтом транспортных и грузоподъёмных машин; осуществлять коммуникацию в производственной среде, обеспечивая точность передачи технических данных и инструкций.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Студент должен уметь: самостоятельно изучать техническую литературу, стандарты, инструкции и нормативные документы, связанные с транспортными и грузоподъёмными машинами; анализировать современные инженерные решения, новые технологии и инновации в области транспортных систем и подъёмных механизмов; использовать полученные знания для дальнейшего профессионального развития, повышения квалификации и освоения новых методов проектирования, диагностики и обслуживания; применять цифровые программы, симуляторы и профессиональные программные комплексы для углубления знаний и выполнения инженерных задач; критически оценивать собственные знания, выявлять пробелы и формировать индивидуальные образовательные траектории; демонстрировать готовность к непрерывному обучению и адаптации к современным требованиям транспорта и подъёмно-транспортной техники.
Методы преподавания

Эксплуатация и техническое обслуживание транспортных и грузоподъёмных машин

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг 0-100
2  рейтинг Выдается индивидуальное задание каждому студенту на рейтинг 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Студент должен знать и понимать: классификацию транспортных и грузоподъёмных машин, их назначение и области применения; конструкцию, устройство и принцип работы основных узлов и механизмов (приводы, тормозные системы, гидравлические и пневматические системы, грузозахватные органы); основные параметры, технические характеристики и критерии выбора транспортных и подъёмных машин в зависимости от производственных условий; требования промышленной безопасности, нормативные документы и стандарты, регулирующие эксплуатацию транспортных и грузоподъёмных средств; основы расчёта грузоподъёмных механизмов, устойчивости, прочности и надёжности; типичные неисправности, причины износа и отказов, методы диагностики технического состояния; современные тенденции развития, автоматизации и цифровизации транспортных и подъёмных систем.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Лекционно-семинарско-зачетная система; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения
  • Индивидуализация обучения учет индивидуальных особенностей студентов (темп усвоения материала, уровень подготовки); предоставление дополнительных консультаций и разъяснений по сложным темам
  • Введение в дисциплину
  • Общие принципы работы транспортных систем и грузоподъёмных механизмов
  • Конструкция и виды конвейерных систем
  • Машины непрерывного транспорта: ленточные, винтовые, скребковые конвейеры
  • Автотранспортные средства: грузовые автомобили, самосвалы, тягачи
  • Железнодорожный транспорт и рельсовые системы
  • Подъёмные краны: виды, конструкция, область применения
  • Лебёдки, тали и подъёмные устройства лёгкого типа
  • Гидравлические и пневматические подъёмные механизмы
  • Карьерные и шахтные транспортные машины
  • Электропривод и автоматизация транспортных и подъёмных механизмов
  • Надёжность, прочность и безопасность транспортных и грузоподъёмных машин
  • Методы расчёта основных параметров транспортных и подъёмных устройств
Основная литература
  • Иванов И.А., Петров В.Н. Транспортные машины: учебник для вузов. — М.: Машиностроение, 2018. Кирпичёв Ю.В. Грузоподъёмные машины. — М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2017. Александров М.П. Подъёмно-транспортные машины. — М.: Машиностроение, 2016. Гущин А.Г. Теория, расчёт и проектирование подъёмно-транспортных машин. — М.: Лань, 2020. Рахметов С.Т. Тасымалдау және жүк көтеру машиналары. — Алматы: Эверо, 2019. Бродов Ю.М., Эпштейн Ю.М. Подъёмно-транспортные устройства и механизмы. — СПб.: Лань, 2015.
Дополнительная литература
  • В соответствии с разделом 8 «Политика оценивания учебных достижений обучающихся» Академической политики НАО «ВКТУ» 029-III-2022 имени Д. Серикбаева.